СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности детей"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать и расширять познания о ритме у ребенка. 

Формиравать комплекс знаний, умений.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности детей"»


Открытый урок

преподавателя Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского

Мироновой И.И. на тему:

«Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности детей».

План урока:

  1. Цели и задачи обучения.

  2. Методическое сообщение на тему: «Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности детей».

  3. Представление темы в игровой форме.

  4. Использование технологии коллективной творческой деятельности, используемой на уроке по коллективному музицированию.

  5. Презинтация на тему: «Ритм в стихах» подготовил учащийся 3 класса Данилов Артем.

  6. Презинтацию на тему: «Ритм» подготовил учащийся 4 класса Бычков Николай.

  7. Работа над развитием ритма с учащимся 1 класса Абрамовым Михаилом.

  8. Продолжение развития ритма во 2 классе с учащимся Аверьяновым Никитой.

  9. Заключение.

  10. Итог урока.

  11. Литература.

  1. Цели урока: в увлекательной, сказочной форме познакомить обучающихся с такими понятиями как темп, метр, ритм;

  • образовательные: направить внимание ученика на осознание собственных действий;

  • сформировать комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих использовать полученные знания на практике;

  • развивающие: развивать и расширять понятия о ритме у ребенка; максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.

  • воспитательные: воспитание человека – творца, формирование развивающейся личности в развивающемся мире.

Задачи:

  • образовательная: формирование навыков мыслительной деятельности: сравнения, обобщения, логики; приобщение детей к различным формам музыкального исполнительства через игру в разных ее проявлениях;

  • развивающая: развитие ответственности, организованности, внимательности, наблюдательности, собранности, чувства ритма и ритмичности движений под музыку, развивать творческое начало личности ребенка.

  • воспитательные: воспитание любви к музыке, культуры слушания и исполнения музыкальных произведений; чувства уважения к окружающим; толерантности, сделать интересными и любимыми занятия музыкой.


  • Музыкальный материал:

1. М. Качурбин «Мишка с куклой танцуют польку».

2. Аз. Иванов «Полька».

3. «Коробейники» русская народная песня.

4.»Я на горку шла» русская народная песня.

5. А. Коробейников «На арене цирка».

6. А. Коробейников «Озорные синкопы».

7. Е. Дербенко «Поросята и серый волк».

8. Б.Матусовский «Вологда».

Ход урока:

  1. В процессе обучения детей необходимо учитывать «что и как преподавать», а так же психологические особенности учащихся младшего возраста.
    Основой учебной деятельности является игра. У игры очень много преимуществ, по сравнению с другими видами деятельности. Она никогда не утомляет, идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект, служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок, как правило, не отвлекается, игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет наиболее яркой творческой жизнью. Вся задача заключается в том, чтобы ее направить в нужное для учебы русло.
    Я предлагаю в качестве стимула роста использовать врожденные способности лидерства и соперничества. Действительно, дети очень требовательны друг к другу. Они стараются не допускать промахов, ревниво следят друг за другом, и в этот момент у них формируются первые навыки самооценки, что я использую для организации уроков.
    Отталкиваясь от системы музыкального обучения Г.Струве, свою работу я выстраиваю по двум направлениям:

  • работа над ритмом;

  • работа над образами в музыкальных произведениях.

Один из важнейших элементов урока – это работа над ритмическими упражнениями, которые, к тому же, являются мощным средством организации урока. Ритмические упражнения активизируют внимание на дальнейшую работу. Ведь не случайно выдающийся немецкий музыкант Ханс Гвидо фон Бюлов сказал: «Библия музыканта начинается словами «Вначале был ритм»».



  1. Жил на свете сказочный бездельник. Вернее сказать не жил, а время убивал. Все ему так про это и говорили.

Бычков Николай: - Задумался бездельник: «Что это они мне про убитое время твердят? Если время бывает мертвое, значит и живое водиться должно!»

И пошел он куда глаза глядят живое время искать. Видит – лежит человек. Одно ухо под себя постелил, другим накрылся.

Спрашивает его бездельник:
– Бездельничаешь? Тоже время убиваешь?
Данилов Артем: – «Нет,- отвечает тот, – я не убиваю время. Я его меряю. Мы тут все время меряем».
Бычков Н. – Как так?
Данилов А.– А по-всякому. Кто короткой мерой, а кто мерой подлиннее. Кто слушает, как капельки воды равномерно стучат, камень долбят, а кто – как волны морские равномерно на берег накатываются.
Бычков Н. – А ты?
Данилов А.– А я сердце собственное слушаю. Ударами сердца время меряю.
Бычков Н. – Сказочно - напрасным делом вы тут занимаетесь.
Данилов А.– Э, не скажи. Меряешь, меряешь время, и, кажется, будто оно равномерно дышит. А дышит – значит живое!
Обрадовался бездельник: (Бычков Н.) - «Живое! Дышит!»
– Нужный ты мне человек, – говорит. Предлагаю вместе путь держать. А как звать тебя?
Данилов А.– Каждого из нас, кто время равномерными порциями отсчитывает, зовут греческим именем МЕТР. А по-русски МЕРА. Это одно и то же. 

И действительно, вся наша жизнь соткана из равномерных отрезков времени. Коротких и длинных. Ребята, приведите, пожалуйста примеры живого времени. (День, ночь, времена года, человеческое дыхание и т.д.)
В музыке, если быть внимательным, всегда какой-то пульс прослушивается. Так вот, этот пульс и есть основа всей музыки.  В музыкальном пульсе есть сильные доли и слабые. Они между собой чередуются. Сильные доли на счет «раз» приходятся. Именно равномерное чередование сильных и слабых долей в музыке называется МЕТРОМ.

– Итак, наши путешественники отправились дальше. Видят, человек, нежное как лепесток, ухо к дереву приложил.
– Что ты делаешь? – спрашивают путники.
Абрамов М.– Проверяю, достаточно ли быстро соки в этом дереве движутся, пульс его прослушиваю. А вы чем похвастаться можете?
Бычков Н.– Я – сказочный Бездельник.
Данилов А.– А я – Метр, ударами сердца время меряю, поэтому живым его чувствую.
Абрамов М.– Как сердце твое бьется я издали слышу. Необыкновенно хорошо работает, как часы. Только я терпеть не могу часы. Усыпили они время колдовским механическим сном. Дышать-то оно дышит, а шевелиться не может, но вам сказочно повезло, я знаю как разбудить его.
С этими словами человек велел Метру пробежаться. Пульс у Метра после «пробежки» стал гораздо быстрее. Потом человек погрузил Метр в задумчивость и пульс стал горазд

Абрамов М.– Обыкновенное чудо, – сказал волшебник, – я разбудил спящее время.
– Кто  ты, делающий время быстрым и медленным? – спросил Бездельик.
Абрамов М.– Я – ТЕМП .
Подружились они и пошли дальше.

Учитель: Ребята, приведите примеры разных темпов в нашей жизни: очень быстрых и быстрых….неторопливых и умеренных… медленных и очень медленных.
В музыкальной записи скорость музыкального произведения обозначается словами, которые пришли к нам из итальянского языка. Давайте вспомним обозначения: Действительно, ребята, в мире музыки большое многообразие темпов. От очень быстрых, до очень медленных. А как вы думаете, от чего зависит темп произведения?

Ответы детей: - от характера музыкального произведения.

Задание: Сейчас вы услышите фрагменты музыкальных произведений. Ваша задача определить темп.

  • А. Коробейников «На арене цирка» исполняет Бычков Николай.

  • А. Коробейников «Озорные синкопы» исполняет Данилов Артем.

  • Е. Дербенко «Поросята и серый волк» исполняет Елисеев Артем.

  1. Б. Мокроусов «Вологда» исполняет ансамбль.


  1. Презинтация в стихах. Представляет Данилов Артем.

  2. Презинтация «Ритм». Представляет Бычков Николай.

  3. Работа с учащимся 1 класса Абрамовым Михаилом над ритмическим рисунком в пьесах М. Качурбина «Мишка с куклой танцуют польку», Аз. Иванова «Полька», «Коробейники» русская народная песня.

  4. Работа над ритмом с учащимся 2 класса Аверьяновым Никитой в русской народной песне «Я на горку шла».


  1. Итог урока: -  можно ли сделать вывод, что РИТМ помогает раскрыть музыкальный образ? Почему?
    10. Заключение: И в завершение нашего урока я хочу прочитать Вам стихотворение М.Пляцковского.

Время – вроде замкнутого круга:
Год мелькнул как месяц, день как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может разглядеть поближе лица
Друг у друга все ж успеем мы?
Может скажем то, что наболело,
Оглянуться в прошлое успев?
Чем вот так кружиться ошалело,
Что-нибудь ответь мне нараспев.
Ну и пусть спрессованы упруго
Жизни год  как месяц, день – как час…
Очень жаль, что выслушать друг друга
Не хватает времени у нас…

Окончание урока: Спасибо, ребята, за вашу работу на уроке. До встречи.

  1. Литература:

1. Акимов «Школа игры на баяне».

2. Артоболевская «Первые шаги к музыке».

3.Лукин «Искусство как информационная системы». М., 1995. С.6.


2016год.