«Актуальные проблемы обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО»
«Развитие сенсомоторной сферы
у детей дошкольного возраста с ТНР
на занятиях по дополнительному образованию»
Педагог дополнительного образования
МАДОУ «Детский сад № 50 комбинированного вида» ПКГО:
Забуслаева О.В.
СЕНСОМОТОРИКА
(от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель)
— это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности
Воображение
- Ощущения Восприятие (перцепция)
- Ощущения
- Восприятие (перцепция)
Сенсорные процессы
Память
Мышление
Моторика
- Двигательная активность организма или отдельных органов. Последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи
- Двигательная активность организма или отдельных органов. Последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи
Крупная моторика
Мелкая моторика
Сенсомоторика работает на уровне рефлексов.
Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорномоторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.
Теоретические основы сенсомоторного развития детей дошкольного возраста
Форма
Восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов
Цвет
Величина
Положение
в пространстве
Сенсомоторное
развитие
дошкольника
Вкус
Запах
Развитие моторной сферы
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Периоды сенсомоторного развития
Младший
Раннее детство
Дошкольный возраст
Младенчество
Средний
Старший
Сенсорные способности не являются врожденными,
а развиваются в процессе онтогенеза
параллельно с физическим и умственным развитием ребенка
и служат показателем его общественного развития.
Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте
Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим
Осваиваются сенсорные эталоны
Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
С установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.
2 года
- Копирует вертикальную линию
- Копирует вертикальную линию
3 года
- Копирует круг, вертикальную и горизонтальную линии
- Копирует круг, вертикальную и горизонтальную линии
4 года
- Копирует прямоугольник
- Копирует прямоугольник
5 лет
- Копирует геометрические фигуры Может рисовать опознаваемую фигуру человека
- Копирует геометрические фигуры
- Может рисовать опознаваемую фигуру человека
О графомоторных навыках дошкольника в норме. ребенок должен уметь
Особенности сенсомоторного развития детей с ОВЗ (ТНР)
Исследования показывают, что у детей с ТНР
не сформированы познавательные и моторные функции
Трудности в зрительном и тактильном восприятии и осмыслении впечатлений
Затрудняются соединять
сенсорный опыт со словом
Нарушения слухового восприятия и фонематического слуха
Трудности в обучении
Недостатки моторики
При нарушении или отклонении в развитии ребенка нужно отметить нарушение моторики:
Неловкость
Угловатость движений
Неправильное или неполное представление о схеме собственного тела
Незнание предлогов расположения объектов в пространстве
Недостаточность изобразительной деятельности
Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста с ТНР
Круг задач сенсомоторного воспитания
Двигательные функции (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
Зрительное восприятие.
Восприятие пространства и времени.
Развивать и совершенствовать:
Тактильно-двигательное восприятие.
Слуховое восприятие.
Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
Восприятие формы, величины, цвета.
Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода
Обследование
специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Сравнение
это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями.
Упражнения на развитие пространственного восприятия
Графические упражнения для подготовки руки к письму.
Все упражнения по сенсомоторике для дошкольников с ТНР, можно разделить на две большие группы
Дополнительное образование
Дополнительное образование
Кружок «Умней-ка» для старших дошкольников
Возраст детей – 5-7 лет