СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие слухового внимания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Где позвонили?

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или коло­кольчик, или дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят группа­ми в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инстру­мент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог го­ворит: "Пора" — и водящий открывает гла­за. Тот, кто звонил, встает и показывает зво­ночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Просмотр содержимого документа
«Развитие слухового внимания»

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО

ВНИМАНИЯ

Где позвонили?

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или коло­кольчик, или дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят группа­ми в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инстру­мент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог го­ворит: "Пора" — и водящий открывает гла­за. Тот, кто звонил, встает и показывает зво­ночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель .Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послу­шать и определить, какие звуки они услыша­ли (щебет птиц, сигнал машины, шорох па­дающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложени­ем. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо — громко!

Цель. Развитие координации движе­ний и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бу­бен тихо, потом громко и очень громко. Со­ответственно звучанию бубна дети выпол­няют движения: под тихий звук идут на но­сочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внима­тельные окажутся впереди.

Наседка и цыплята

Цель. Закрепление понятий о количе­стве.

Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным коли­чеством нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составля­ют вместе. За стол садится наседка (ребе­нок). Около стола садятся и цыплята. У цып­лят карточки, на которых нарисовано раз­ное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, по­стучит 3 раза, ребенок, у которого на кар­точке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Кто что услышит?

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные зву­чащие предметы: звонок, молоток, трещот­ка с камешками или горохом, труба и т.д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок — продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пя- ти), в каждой разный вид продуктов, напри­мер горох, пшено, мука и пр. Покупатель

Речевые игры с детьми

Развитие речевого дыхания

Приятный запах

Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).

Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражени­ем удовольствия слово или фразу: "Хоро­шо; очень хорошо; очень приятный за­пах; очень ароматный цветок (ароматное яблоко)" и т.д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они (в зави­симости от речевых возможностей) сами придумывают предложения.

Придумай фразу

Цель. Развитие фразовой речи. Пра­вильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картин­ки из лото "Что мы делаем".

Описание игры. Показывается од­на сюжетная картинка. Педагог приду­мывает по ней короткую фразу (из двух- трех слов), затем предлагает детям допол­нить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня игра­ет. Ребенок повторяет предложение Та­ня играет и добавляет на улице. Следую­щий повторяет предложение Таня игра­ет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает по­следнее слово к предложению и произне­сет всю фразу правильно. Короткие фра­зы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой че­рез три-четыре слова. Когда дети овладе­ют правилами игры, можно предложить

им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Соседи

Цель. Правильное построение фра­зы. Совершенствование ориентации в пространстве.

Оборудование. Детские стульчи­ки, бубен.

Описание игры. Детям дается за­дание: назвать своего соседа справа. Они по очереди говорят, например: я сижу с Вовой. Когда все дети назовут своего со­седа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.

При повторении игры ответы детей усложняются: я сижу с Вовой и Женей; я сижу рядом с Вовой и Женей; справа от меня — Вова, слева от меня — Женя; мой сосед справа — Вова, мой сосед слева — Женя.

Обгони

Цель. Развитие ритмичной и вырази­тельной речи. Воспитание координиро­ванных движений.

Оборудование. Детские стульчи­ки (пенек, бревнышко или скамеечка на участке, в лесу).

Описание игры. Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив, в 10—15 ша­гах, один стульчик (пенек). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать не успела.

После слов "поймать не успела" водя­щие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

Педагог громко ударяет в тамбу­рин, дети поднимают флажки вверх и ма­шут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опус­кают флажки. Необходимо следить за пра­вильной посадкой детей и правильным вы­полнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выпол­нять движения.

Узнай по звуку

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т.п.).

Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто дога­дывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бро­сать на пол ложку, ластик, кусок картона, мяч и т.п., ударять предмет о предмет, пере­листывать книгу, мять бумагу, рвать ее, раз­рывать материал, мыть руки, подметать.

Тот, кто больше отгадает различных шу­мов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Кто это?

Цель. Закрепление понятий по теме "Животные и птицы". Формирование пра­вильного звукопроизношения.

Оборудование. Картинки с изобра­жением животных и птиц.

Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Угадай, чей голосок

Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Описание игры. Вариант 1. Играю­щие сидят. Один из них становится (по на­значению педагога) в центре круга и закры­вает глаза. Педагог, не называя имени, ука­зывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. По­следний должен угадать, кто назвал его. Ес­ли стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу "Беги­те в круг" дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и произносят: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай! (Игра повторяется несколько раз). Вариант 2. Оборудование. Мишка (кукла).

Описание игры. Дети сидят полукру­гом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Педагог предлагает кому-нибудь из ре­бят позвать мишку.

Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и ры­чит. Тот, кого узнали, получает мишку, са­дится с ним на стульчик и водит.

Улиточка

Цель. Узнать товарища по голосу. Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязыва­ют глаза. Каждый из играющих, изменяя го­лос, спрашивает: Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога, Угадай, кто я?

Тот, чей голос улитка узнала, сам стано­вится улиткой.

Угадай, кто это

Цель. Воспитание слухового внимания. Описание игры. Дети стоят по кру­гу. Водящий выходит в середину круга, за­крывает глаза и затем идет в любом на­правлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос за­ранее условленным образом: "ку-ка-ре- ку", "ав-ав-ав" или "мяу-мяу" и т.п. Водя­щий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, ко­

го узнал, будет водящим. Если не угадает, то останется водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

Лягушка

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала...

Тот, на кого он указал, в этот момент го­ворит: "Ква-ква-ква".

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Улавливай шепот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играю­щие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уло­вимым только в том случае, если каждый ак­тивно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее улови­мым и усложняет упражнения.

Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ве­дущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Ес­ли ребенок не расслышал свое имя, веду­щий вызывает другого ребенка. В конце иг­ры педагог объявляет, кто был самым вни­мательным.

Горшочек

Цель. Закрепление представлений "го­рячий — холодный". Развитие координации движений рук.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ре­бенок катит другому мяч и говорит: "Холод­ный", второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: "Горячий", то он не должен трогать мяч.

Кто ошибется и дотронется до мяча, по­лучает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).

Кто внимательный?

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т.п.

Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, напри­мер взять мишку и посадить в машину. Пе­дагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет за­дание, а затем говорит, что он делал. Посте­пенно расстояние от детей до стола педаго­га увеличивается от 3 - 4 до 5 - 6 м. Выявля­ются победители.

Принеси игрушки

Цель. Развитие ориентации в прост­ранстве и количественных представлений.

Оборудование. Мелкие игрушки.

Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложен­ных на другом столе: "Марина, принеси два гриба". Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хо­рошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игруш­ки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть с ними.

Слушай и выполняй

Цель. Развитие понимания словесных конструкций и фразовой речи.

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).

Описание игры. Вариант 1. Педагог называет 1 — 2 раза несколько различных движений (одно — пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были на­званы, а затем самому перечислить последо­вательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется, за каждое правиль­но выполненное действие — очко (фант). Набравший большее количество очков — победитель.

Развитие голоса

Успокой куклу

Цель. Развитие тембра голоса.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них кук­лы. Воспитатель говорит: "Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я ук­ладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив зна­комой колыбельной песни). А теперь вы покачайте". Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

Перебежки

Цель. Развитие силы голоса. Активи­зация мышц губ.

Оборудование. Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, уг­лы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по свое­му выбору "Ay, ау, Петя". Петя в свою очередь отвечает ему: "Ау, ау, Вова", и они быстро меняются местами. Тогда Пе­тя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

Вьюга

Цель. Развитие силы голоса и рече­вого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование. Сюжетная кар­тинка "Вьюга".

Описание игры. Педагог показы­вает картинку, на которой нарисована

вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...\ по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2 — 3 раз. В этом случае удобнее словесные указа­ния педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети го­ворят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.

Гудок

Цель. Та же, что и в предыдущей игре.

Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладо­нями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а за­тем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает дейст­вия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и про­износят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Кто кого?

Цель. Развитие силы голоса и речево­го дыхания. Активизация мышц губ и ни­жней челюсти.

Описание игры. Педагог вызыва­ет двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновре­менно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные зву­ки а, о, у, и, э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя опреде­ляет педагог. Затем можно поручить де­тям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Цель. Развитие силы голоса и речево­го дыхания.

Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: "Пошли

мы летом на прогулку в лес". Все берут­ся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: "Идем полем, светит сол­нышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки". Педагог и дети оста­навливаются. "Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: "Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собра­лись идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в..." — педагог громко и дли­тельно произносит этот звук. Дети оста­навливаются и повторяют звук за педа­гогом.

Методическое указание. Педа­гог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

Узнай по интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.

Описание игры. Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или ве­селого человека. При этом нужно произ­носить с определенной интонацией коро­тенькие слова:

Ай-ай-ай!

Ой-ой-ой!

Ах! ах! ах!

Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позе говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить по­дробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Медведь и елка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры. Педагог выбира­ет двух детей: один будет медведем, дру­гой, например, волком. Из разных кон­цов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними про­исходит диалог:

Волк. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Волк и семеро козлят

Цель. Развитие высоты голоса и вы­разительности. Совершенствование фра­зовой речи.

Оборудование. Маски животных.

Описание игры. Дети предвари­тельно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распреде­ляет роли и раздает маски. Начинается иг­ра-инсценировка. Педагог обращает вни­мание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк — сначала гру­бым, низким голосом, а потом более высо­ким.

Игра по сказке "Три медведя "

Цель. Та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.

Описание игры. Педагог расска­зывает сказку "Три медведя". Затем предлагает детям инсценировать ее. Вы­бирают трех медведей: Михаила Ивано­вича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили мед­веди. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили.

Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей.

Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над дру­гими известными детям темами: "Коло­бок", "Терем-теремок" и др.

© 2018, 254 1