Социализация личности ребенка - одна из основных задач, стоящих перед государством в области образования, обозначенной в Федеральных государственных образовательных стандартах, направленных на внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов образования в области воспитания и социализации детей. Ключевой задачей воспитательной системы дополнительного образования является подготовка детей к осознанию социальной роли и реализации ее в жизни. Личность ребенка развивается и формируется в деятельности. Чем богаче и содержательнее организована эта деятельность, тем больше открывается возможностей для целенаправленного воздействия на детей.
Просмотр содержимого документа
«Развитие социальной активности детей в условиях хореографического коллектива»
Развитие социальной активности детей в условиях хореографического коллектива
Социализация личности ребенка - одна из основных задач, стоящих перед государством в области образования, обозначенной в Федеральных государственных образовательных стандартах, направленных на внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов образования в области воспитания и социализации детей. Ключевой задачей воспитательной системы дополнительного образования является подготовка детей к осознанию социальной роли и реализации ее в жизни. Личность ребенка развивается и формируется в деятельности. Чем богаче и содержательнее организована эта деятельность, тем больше открывается возможностей для целенаправленного воздействия на детей.
Сегодня развивается тенденция совершенствования инновационных подходов в дополнительном образовании детей. Хореографическое искусство обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместной танцевально-творческой деятельности. К ним относятся способность к самостоятельности, инициативе, творчеству, умение сотрудничать и взаимодействовать. Специфика деятельности хореографического коллектива «Ровесники» связана с процессом усвоения социальных норм и самореализации в общества. Учащиеся коллектива принимают активное участие в мероприятиях предлагаемых образовательным учреждением и домом детского творчества. Коллектив выступает перед педагогами и жителями города в праздничных концертах. Результатом совместной деятельности стало участие коллектива в проектах «Связь поколений» и «Милосердие», посвященных пожилым людям и ветеранам Великой Отечественной войны. В рамках проекта «Связь поколений» дети младшей группы совместно с учащимися старшей группы выступают с концертной программой в Доме-интернате для престарелых и инвалидов. Ежегодно учащиеся коллектива принимают участие в городских мероприятиях, посвященных 9 Мая, Дню общественных оранизаций, что способствует формированию нравственных и общечеловеческих качеств, умению выстраивать отношения с другими участниками мероприятий, самореализации. Наиболее полно реализовать свои творческие способности, сформировать самооценку, проявить свои танцевальные умения и навыки позволяет участие учащихся коллектива в конкурсах в разных городах. Это способствует формированию умения выступать перед различной аудиторией, не только перед родителями. Концертные и конкурсные мероприятия способствуют умению ориентироваться на разных площадках, выступать перед разновозрастной аудиторией, и принимать решения в зависимости от ситуации. В хореографическом коллективе «Ровесники» существуют концертные и конкурсные номера, которые переходят от поколения к поколению. Для этого организуются сводные занятия разновозрастных групп. Во время таких занятий старшие учащиеся пробуют себя в роли педагога, передавая полученные знания младшему поколению. Данная форма работы позволяет оказывать индивидуальную помощь каждому нуждающемуся в ней со стороны педагога и старших учащихся, что немаловажно для формирования единого, сплоченного творческого коллектива – ансамбля. Важно отметить, что помогающий получает при этом не меньшую пользу, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются и закрепляются именно при объяснении своему товарищу. Подростки, хоть раз побывавшие на месте педагога, совершенно по-новому видят собственного преподавателя, начинают понимать и ценить его нелегкий труд. Проведение совместных концертных и конкурсных выступлений и разновозрастных массовых мероприятий, позволяет наиболее быстро сплотить коллектив, воспитать в каждом коллективное самосознание. Большую помощь на занятиях оказывает использование информационно-коммуникативной технологии. Вызывает интерес у учащихся самостоятельная творческая работа - разработка танцев в рисунках, создание презентаций в программе Power-Point. Учащиеся создают слайд - презентации о культуре народа, народных танцах, постановку танца которых планируется осуществить. В объединении учащиеся создают портфолио с первого года обучения. В работе над его созданием активное участие принимают родители детей. Подготовительный этап работы начинается со знакомством с требованиями, предъявляемыми к портфолио на родительском собрании. В дальнейшем на занятии учащиеся коллектива знакомятся со структурой портфолио, одновременно просматривая портфолио выпускников объединения, что позволяет повысить интерес и мотивацию к его созданию. Каждый ребенок решает самостоятельно, как будет оформлять портфолио, определяет разделы и рубрики («Мой портрет», «Моя семья»), либо согласует с родителями и педагогом. На следующем этапе учащиеся обсуждают портфолио с педагогом, который дает рекомендации по оформлению, содержанию разделов и рубрик. Далее учащиеся демонстрируют его в группе, обмениваются мнениями, дают оценку содержанию и оформлению портфолио. Завершая обучение в объединении, выпускники защищают портфолио на учрежденческом конкурсе. Подготовка портфолио позволяет обучающимся продемонстрировать свои способности, применить полученные знания и умения на практике, повысить уровень самооценки, и увидеть результат своего труда. Результатом применения данной педагогической технологии: умение учащихся самостоятельно добывать информацию, не бояться трудностей, осваивать новый материал, комфортно чувствовать себя в любых условиях обучения, т.е. быть готовыми к непрерывному процессу образования и самообразования в будущем. Выпускники хореографического коллектива «Ровесники» нашли свое место в жизни, учатся в высших и средне-профессиональных учреждениях нашего города, некоторые продолжают заниматься хореографией, активно проявляют себя в студенческой жизни, и все это помогло им самоутвердиться благодаря активному участию в жизни коллектива. Таким образом, личность ребенка складывается из взаимообусловленных явлений: социализации, воспитания и саморазвития. И именно правильно организованная совместная деятельность детей, педагога и родителей позволяет успешнее социализироваться их в современное общество.