СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ" 

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ»

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ


Ахметзянов Р.Р., студент

Институт экономики, управления и права

г. Чистополь

Научный руководитель - к.псих.н., доцент Трифонова Т.А.


Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют, как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации.

Спортивная деятельность призвана сыграть особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека. Она, создавая фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности.

Блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции: является пусковым механизмом деятельности; поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.

Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ «Татарско- Сарсазская основная общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ. Для осуществления исследования необходимо создать две группы: экспериментальная и контрольная, в каждой из которых по 20 школьников. Наличие контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) дало возможность проверить нашу гипотезу: развитие спортивной мотивации школьников будет более эффективным за счет формирования благоприятных межличностных взаимоотношений в команде; последовательного удовлетворения актуальных потребностей: в движениях, укреплении здоровья, в общении, одобрении, уважении, самоутверждении; акцентирования внимания школьника на соответствии возможностей и спортивных результатов; проведения мотивационных тренингов в учебно- тренировочном процессе школьников.

Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом: на констатирующем этапе эксперимента была проведена входная диагностика по выявлению уровня спортивной мотивации школьников. В ходе формирующего этапа эксперимента была подготовлена и реализована программа, направленная на повышение уровня спортивной мотивации школьников в процессе организации игровых занятий. Контрольный этап эксперимента включал в себя итоговую диагностику по определению эффективности программы, выделенных психолого-педагогических условий, направленных на повышение уровня спортивной мотивации школьников

Целью эксперимента являлось проведение исследования уровня потребности в достижении и определение ведущих мотивов к занятиям физической культурой у школьников, а также определение стиля поведения в конфликтных ситуациях. В результате сравнительного анализа комплексной диагностики мотивации по методикам Ю.М. Орлова, М.М. Безруких, К. Томаса выдвинутая гипотеза была подтверждена.

Следует отметить, что на констатирующем этапе исследования результаты контрольной и экспериментальной группы были схожи. На начало эксперимента у большинства школьников не была сформирована потребность в достижениях, что означает отсутствие мотивов на успех, победу, положительные результаты, т.е. слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. Также следует отметить низкую степень выраженности мотивов, побуждающих к физической культуре, на констатирующем этапе. На контрольном же этапе уровень потребности в достижении и выраженность мотивов к физической культуре имели тенденцию к относительному увеличению, в то время как в контрольной группе изменения были незначительны. Учащихся с низкой потребностью в достижении в контрольной группе по-прежнему 1 (5%), а в экспериментальной лиц с такой потребностью не наблюдается. Изменилась ситуация и в пониженной потребности: 60% в контрольной группе и снижение на 35% - в экспериментальной. Среднюю потребность в достижении стали иметь 40% экспериментальной группы. Если на констатирующем этапе эксперимента повышенная потребность в обеих группах составила 15%, то теперь в экспериментальной группе такую потребность имеют 35%, а в контрольной число не изменилось. Лиц с высокой потребностью в достижении в контрольной группе по-прежнему осталось 5% (1 школьник), а в экспериментальной стало 10%.

Высокая степень выраженности мотива сохранение здоровья на контрольном этапе наблюдалась у 60% школьников; мотива положительные эмоции - у 80% школьников, мотива игры и развлечения - 80%. Мотив приобретения практических навыков стал обладать высокой степенью выраженности у 70%, мотив физкультурно-спортивные интересы - у 75% школьников. Мотив к самосовершенствованию средне выражен у 60% школьников; высокую степень выраженности данного мотива имеют 30% школьников экспериментальной группы.

До проведения эксперимента многие из учащихся в конфликтной ситуации в команде руководствовались такими стилями поведения как компромисс и соперничество, однако, на контрольном этапе большинство респондентом экспериментальной группы выбрали стиль сотрудничества, который приводит к выигрышу обеих конфликтующих сторон.

Следует отметить, что у большинства детей выявлен уровень мотивации, который требует дальнейшей работы, направленной на развитие мотивов к физической культуре.

Основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что используемые в программе «Спортивная команда» методы (создание положительного эмоционального фона, соревнования с другими, оптимальная загруженность, оптимальная трудность заданий, воспитательная работа и психологическая поддержка и т.д.) способствуют развитию спортивной мотивации учащихся.