СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей детей.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая деятельность на уроках музыки представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей.»

Развитие творческих способностей детей.



Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества – способности к преобразовательной деятельности. «Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (А.Леонтьев).

Как известно, под творчеством понимается деятельность человека, заключающаяся в создании новых, имеющих общественное значение материальных и духовных ценностей. Однако эта формулировка относится по существу к результату, а не к характеру деятельности и не учитывает ее полифункциональность. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.

Что же такое творческий потенциал личности? Это – чувство нового, система знаний, убеждений, которыми определяется и регулируется позиция человека, это высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями.

Ничто так не учит ценить неповторимость окружающего, как опыт эстетического переживания, который неотделим от нравственного в широком смысле этого слова. В переживании как социально-образном отражении мира предмет и чувства, образ и идеал сопрягаются воедино, вызывая, по словам А.Толстого, дивную музыку образов красоты. В искусстве переживание – «глубина проникновения» ( М.Бахтин) – становится сопереживанием, оно способствует формированию мировоззрения, наполняется морально-этическим содержанием. Страдая и радуясь вместе с любимыми героями, мы «очеловечиваем» собственные чувства, совершенствуем свои восприятия и оценки. Познание и утверждение жизненных ценностей, воспитание личности человека невозможно без эстетической проникновенности. В эстетическом переживании оживают все духовные силы и чувства человека, его творческие способности.

Как считал Ф.М.Достоевский; не только чтобы создавать, но и чтобы приметить факт, нужен тоже в своем роде художник.

Целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это – сопереживание, вовлечение, вживание, присутствие, отождествление, соучастие и т.д. Механизмы переживания требуют эмоционального духовного напряжения, творческих усилий со стороны человека. Именно поэтому сам принцип проведения урока музыки, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьников.

Результатом, характеризующим восприятие искусства как творческой деятельности, являются интерпретация произведения, проявление своего отношения к нему, включенность его в контекст жизни и реального опыта личности. На высших уровнях в качестве примеров творческих результатов восприятия искусства можно привести литературные прочтения различных музыкальных творений Л.Н.Толстым, К.Г.Паустовским, Т.Манном, Б.Л.Пастернаком, музыкальные по своей сущности полотна П.Пикассо, И.Левитана, А.Саврасова и др. Результатом творческой деятельности при восприятии искусства являются оригинальные видения и слышания художественных произведений, « эмоциональный диалог с эмоциональным содержанием художественного текста», способность к обобщениям, сравнениям, к ассоциативному, художественному синтезу впечатлений, установление жизненных связей, проекция своего «я» в содержательную сферу явлений искусства.

Творческая деятельность на уроках музыки представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром.

Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь:

- от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;

- от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;

- от сотворчества к самостоятельному творчеству.

Каждое из заданий предполагает:

- углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения;

- выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства;

- активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.

Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства.

Систему творческих заданий на уроках музыки целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.

Вот типы заданий обусловленные определенными творческими установками.

Первая установка связана с познанием целостности предложенной темы, в многообразии ее художественных решений. Она реализуется через несколько видов заданий на выявление образно-поэтического единства различных произведений, объединенных по каким- либо общим признакам (стилистическое родство, жанр, сюжет и т.д.)

Задание 1.

Объединение различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например, «Образ родной природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина и др.», «Тема мира у П.Пикассо и С. Прокофьева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского».

Задание 2.

Сравнение романсов разных композиторов, написанных на один и тот же текст, в один период времени.

Задание 3.

Сочинение мелодии к любимому стихотворению, либо тексту.


Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

Задание 4.

Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.

Задание 5.

Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например А.Айвазовского, А.Матисса, И.Левитана и др.

Задание 6.

Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопоставление музыкальных, литературных и художественных произведений для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и в то же время отличающихся образным решением.

Задание 7.

Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например, «Руслан и Людмила» А.Пушкина и М.Глинки», а так же его исполнительских интерпретаций.

Задание 8.

Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну


Вторая установка ориентированна на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Существует несколько вариантов ее реализации.

1. Перевод образа из одного художественного ряда в другой.

2. Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.

3. Построение заданий от конкретного аспекта темы к раскрытию ее художественной целостности и многомерности, т.е. от частного к общему.


Задание 1.

Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа ( например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и т. п.?»; «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»).

Задание 2.

Передать изменяющийся несколько раз на протяжении одного задания темпоритм музыки – игра «ускоряет – замедляет».

Задание 3.

Найти цветовое выражение эмоциональной программы данного музыкального произведения, создать пластический образ человека.




Задание 4.

Подобрать музыкальный инструмент для изображения пения птиц, злого дракона, гудка паровоза и придумать соответствующую мелодию.


Задание 5.

Варианты цветового моделирования музыки:

  • составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;

  • стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами;

  • создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;

  • зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов, т.е. смоделировать произведение как интонационный процесс с использованием цветных карточек.


Задание 6.

Варианты графического моделирования музыки.

  • оформление индивидуальных впечатлений в целостную художественную форму-конструкцию;

  • особое положение линий, отражающих регистр звучания;

  • преобладание восходящих или нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития;

  • нажим карандаша, обусловленный динамикой, ритмической пульсацией, акцентами и т.д.

Задание 7.

Словесное рисование ( например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?»). Поэтическое моделирование пейзажей, портретов героев, интерьеров места действия. Сочинение литературных портретов к изучаемым музыкальным произведениям. Описание природы и внешнего облика персонажей в программных музыкальных произведениях.

Задание 8.

Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовывать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.

Варианты заданий:

  • изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов (фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные и др.) движение поезда, топот коня, падение тяжелого предмета, полет и жужжание пчелы, чирикание птиц, падающие капли дождя;

  • мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;

  • придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфом к литературному произведению;

  • подобрать звуки пропущенные в мелодии;

  • сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с ее образно-поэтическим содержанием.

Задание 9.

Импровизация на музыкальное домысливание увиденного (например, музыкальная интонация к произведениям изобразительного искусства).

Эти задания развивают воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление, красочное, многогранное постижение художественного образа. Словесное и музыкальное рисование должно опираться на воображение, лишь при этом условии наиболее полно развивается художественное и его творческая, дорисовывающая функция. Для развития воображения полезно также сравнивать иллюстрации одного и того же эпизода и портрета какого-либо литературного героя, выполненного школьниками и известными художниками. Выявленные сходства позволяют более отчетливо увидеть и уточнить свои зрительские представления о том или ином эпизоде, персонаже, его характере.



Для развития творческих способностей необходима выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.

Один из путей формирования таких умений является формирование ассоциативного мышления, навыков сравнительного анализа посредством рассуждения, например, на тему «На что похоже это облако? (ветка, корень, звук, музыкальный мотив и т.п.)».

Несколько вариантов заданий:


Задание 1.

Ответить на вопросы, ведущие к четкому пониманию нравственных аспектов темы и способствующие формированию активной личностной позиции школьников, например: Кого из героев ты бы выбрал в друзья? Почему? Как бы ты поступил в подобной ситуации? Почему ты считаешь, что так лучше? (конфликтная ситуация). Есть ли в этом произведении персонажи, которым нужна помощь? Ты хочешь им помочь? Почему? Как бы ты это сделал?
Задание 2. Сочинить песню любимого героя и спеть ее. Задание 3. Разыграть музыкальную сценку с участием положительных и отрицательных персонажей, сопроводив ее соответствующими характеристиками.

Задание 4.

Назвать песни, стихи, прозаические, живописные произведения о любви, о добре и зле, о прекрасном и безобразном.


Задание 5.

Импровизация на уточнение детали: «О чем думает мальчик на картине?», «Куда идут люди на картине?», Какие у девочки из рассказа друзья?», «Какая у мальчика из рассказа любимая песенка?».

Задание 6.

Импровизация на передачу в музыкальных интонациях разных чувств человека (грусти, радости, страха, восторга, ликования).

Задание 7.

Выдвижение фантастических музыкальных гипотез. Например: «Какой оригинальный музыкальный подарок ты подарил бы Бабе Яге к 8 Марта?», « О чем обычно говорят по телефону слоны?».



В следующих видах заданий раскрывается художественная целостность и многомерность разнообразных тем уроков.


Задание 1.

По прочитанному литературному или прослушанному музыкальному отрывку сконструировать художественное произведение в целом.


Задание 2.

Воссоздать отсутствующие в произведении эпизоды, слова, музыкальные звуки. Мотивы, фразы, для чего необходимо постичь характер персонажей, построение мелодии на основе определенных образных представлений.

Задание 3.

Закончить рассказ, сказку, басню, стихотворение, мелодию (импровизация на домысливание).


Задание 4.

Создать (нарисовать, словесно описать) по собственному замыслу фигурки животных, образы сказочных героев, затем объединить их общим сюжетом, придумать музыкальные мелодии.


Постановка творческих заданий на уроках музыки имеет определенные закономерности. На первичном уровне важно показать, как действует человек при решении конкретной творческой задачи. Затем он должен научиться находить собственные средства и способы решения продуктивных проблем и, наконец, учиться самому их ставить и воплощать в развернутой художественной форме. Естественно, что выбор того или иного творческого задания зависит от возрастных особенностей школьников, от степени развития их эмоциональной культуры, воображения, от художественных умений и навыков.

Важно, чтобы ребенок получал на занятиях образно-эмоциональный импульс. Вначале «перевод» чувств, психического состояния, в частности, на язык музыки происходит как правило, интуитивно. Дети бессознательно воспроизводят свой музыкальный опыт. Со временем появляется возможность более конкретного осознания школьниками интонационных особенностей мелодий, их ритмического построения.

Основополагающим психологическим фактором, стимулирующим процесс художественного поиска, является соответствующая установка учителя и ученика на творчество во всех видах деятельности. Способность к творчеству может развиваться только в обстановке, нацеленной на выявление свободной инициативы, самостоятельности в поиске, на создание нового и оригинального, а не на повторение и копирование.


































МОУ «Гимназия № 29»








УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2009





ПРОБЛЕМНАЯ НОМИНАЦИЯ


«Развитие творческих способностей детей»







УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

Чарина О.В.











Саранск 2009


© 2016 296 4