Развитие творческих способностей филологически одарённых учащихся на уроках словесности.
Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одарёнными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В наших общеобразовательных школах в основном учатся дети при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способные.
Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей, а также развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.
Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы организации учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, проблемно-исследовательские, игровые (групповые дискуссии, мозговые штурмы, творческие задания и многие другие, развивающие способности детей).
Задача учителя – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Сформулировано следующие правила:
• Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда учителя умеют развивать их сами и показывают это ребятам в общении.
• Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
• Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, своё. Не ругать за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
• Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволять ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, помогать раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошёл на разумный риск, работая над сочинением, выражая своё мнение, поощрять его, даже если нет удовлетворения результатом работы.
• Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:
- представьте, что…;
- сочините;
- изобретите;
- предложите гипотезу;
- порассуждайте.
• Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
• Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давать учащимся задания, объяснять, что ждут от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учить детей переживать радость творческого открытия, воспитывать потребность к творчеству.
• Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать своё мнение, добиваясь признания.
• Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Например, в 9 классе при изучении жизни и творчества А.С. Пушкина учащиеся делятся на 4 группы и получают задания:
1 группа рассказывает о Пушкине по заданному плану: в лицее, влияние Пущина на будущее великого поэта, чтение стихов;
2 группа рассказывает о Дельвиге, дружбе поэтов после лицея (чтение стихов);
3 группа рассказывает о Кюхелбекере (Кюхельбекер в Сибири);
4 группа – о лицеистах (уход из жизни лицеистов, памятник Пушкину).
Обычно при подготовке учащиеся проявляют инициативу: готовят слайдовую презентацию, работают с дополнительной литературой.
Развитию одарённости учащихся способствует создание проблемной ситуации. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а припоминание того, что учащиеся уже изучали, превращает учение в творческий процесс.