СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей филологически одарённых учащихся на уроках словесности.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одарёнными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В наших общеобразовательных школах в основном учатся дети при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способные.

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей филологически одарённых учащихся на уроках словесности.»

Развитие творческих способностей филологически одарённых учащихся на уроках словесности.

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одарёнными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В наших общеобразовательных школах в основном учатся дети при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способные.

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей, а также развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.

Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы организации учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, проблемно-исследовательские, игровые (групповые дискуссии, мозговые штурмы, творческие задания и многие другие, развивающие способности детей).

Задача учителя – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Сформулировано следующие правила:

• Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда учителя умеют развивать их сами и показывают это ребятам в общении.

• Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

• Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, своё. Не ругать за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

• Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволять ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, помогать раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошёл на разумный риск, работая над сочинением, выражая своё мнение, поощрять его, даже если нет удовлетворения результатом работы.

• Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:

- представьте, что…;

- сочините;

- изобретите;

- предложите гипотезу;

- порассуждайте.

• Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

• Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давать учащимся задания, объяснять, что ждут от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учить детей переживать радость творческого открытия, воспитывать потребность к творчеству.

• Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать своё мнение, добиваясь признания.

• Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Например, в 9 классе при изучении жизни и творчества А.С. Пушкина учащиеся делятся на 4 группы и получают задания:

1 группа рассказывает о Пушкине по заданному плану: в лицее, влияние Пущина на будущее великого поэта, чтение стихов;

2 группа рассказывает о Дельвиге, дружбе поэтов после лицея (чтение стихов);

3 группа рассказывает о Кюхелбекере (Кюхельбекер в Сибири);

4 группа – о лицеистах (уход из жизни лицеистов, памятник Пушкину).

Обычно при подготовке учащиеся проявляют инициативу: готовят слайдовую презентацию, работают с дополнительной литературой.

Развитию одарённости учащихся способствует создание проблемной ситуации. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а припоминание того, что учащиеся уже изучали, превращает учение в творческий процесс.