СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Районного Конкурса среди педагогических работников , учащихся

и образовательных учреждений УО и МП.

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Рябкова Светлана Арсентьевна

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

МБОУ «Зарубинская основная общеобразователь-

ная школа»

Нижегородская область, Городецкий район,

 с. Зарубино, ул. Комсомоль-

ская, д.6, 606516

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Учитель  начальных классов

Стаж работы в должности

24 года

 

 

 

 

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Развитие творческих способностей младших школьников

 на уроках и во внеурочное время

. Актуальность опыта.

   На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов

Цель работы

Развитие творческих способностей через духовно-нравственное воспитание личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка.

Направления по развитию творческих способностей учащихся

 

  1. Создать условия детям для познания себя и мира вокруг: людей, их взаимоотношения, природы.
  1. Научить детей использовать  исследовательский метод для формирования банка идей, приобретения опыта творчества .
  2. Воспитывать в детях уважение к нравственно – духовным законам, характерным для русского народа, сформированным на основе традиций, обычаев и религии

Этапы развития творчества:

 

1.Подготовительный –. Дети знакомятся с элементами творчества в разных видах деятельности.

2.Исследовательский – Изучают многообразие языка, технологии рисования, конструирование

  1. Творческий – проходит в 3-4 классах самовыражение через различные виды деятельности: сочинения, составления кроссвордов, проектирование

Используемые методы и приемы

   Основанием используемых мною метедов является классификация И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, внутренней характеристики мыслительной деятельности учащихся с точки зрения возможностей исследовательского подхода и наличия проблемных ситуаций. Эта классификация имеет большое значение для теории и практики обучения, сосредоточивая внимание на развитии творческих способностей учащихся и необходимости исследовательских моментов в структуре учебной деятельности.

На подготовительном этапе я использую объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы.

 На этапе исследования я применяю метод проблемного изложения, частично – поисковый, а также исследовательский метод

На творческом этапе использую рефлексивные методы: эмоциональный отзыв на выполненные работы

Результативность опыта.

 

Над темой «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста» я работаю пять лет. Дети, вместе с которыми проводилась эта работа, учатся сейчас в 5 классе. Для оценки эффективности проведенной работы я анкетировала их по «Развитию творческих способностей».

 Творческий потенциал всех анкетируемых очень высок. У 60 % учащихся творческая активность на высоком уровне, 20 % учащихся проявляют творческую активность, но часто сомневаются в правильности применения своих творческих способностей. У одного из анкетируемых  проявляются творческие способности, но он часто сомневается в правильности их применения, у остальных учащихся творческие способности развиты на высоком уровне.

     У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.

Строя свою работу по развитию творчества у детей по этапам я достигла следующих результатов:

- дети активно приобщаются к творческой работе;

- программы, по которым я работаю на протяжении многих лет, способствуют привитию интереса у учащихся к творчеству, поиску;

-  методы и приемы работы с детьми формируют навыки созидания, самореализации. 

   Результатом работы считаю – стремление к творческому решению поставленных задач, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Все работы, выполняемые детьми не похожи одна на другую. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность. 

Распространение представленного инновационного педагогического опыте

Представление творческого опыта на педагогическом совете МОУ Зарубинской основной общеобразовательной школы. Протокол № 3 от 30.12.2009 г.

Участие в «Конкурсе среди педагогических работников, учащихся и образовательных учреждений УО и МП»

«Почетная грамота» УО и МП администрации Городецкого района за обобщение педагогического опыта.2010 г.

III. Описание инновационного опыта учителя

2.1Уроки русского языка.

   Программа «Школа 2100» авторов Е.В.Бунеевой и Р.Н.Бунеева нацелена на развитие мыслительной деятельности учащихся. Уже в 1 классе даются задания на восставление слов по буквам, типа:

п

и

л

к

а

 

а

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

р

 

 

к

 

 

 

 

г

 

 

 

 

н

 

 

 

 

Ответы: пилка, палка, полка, порка, корка, горка, норка.

Также ставятся проблемные вопросы, на которые дети ищут ответы, например:

- Почему мягкий знак называется разделительным?

- Как правильно перенести слово «Оля»?

  Для мотивации развития творчества детям даются задания по озаглавливанию предлагаемых текстов, а также по разгадыванию кроссвордов. По завершению изучения алфавита детям было предложено составить свою азбуку.

   Во 2 и 3 классах дети пишут мини – сочинения, учатся составлять кроссворды. На уроках основным этапом является постановка и решение проблемного вопроса, используется опыт детей ( сочинение загадок, кроссвордов) для получения новых знаний, с помощью частично – поискового метода учащиеся сами добывают новые знания, делают «открытия».

   Ежегодно в нашей школе проводится  «Неделя Начальной школы». Это своеобразное подведение итогов творческой деятельности и учителя и учащихся. На этой неделе проводятся нестандартные открытые уроки и мероприятия, инсценирования, проходит выставка творческих работ детей: кроссворды, сказки, рисунки, поделки и др.  

2.2 Уроки литературного чтения.

   Предпосылки творческой деятельности школьников я формирую на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках, т. к. эти выступления выходят за рамки повседневной стандартности. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения

  Самовыражение индивидуальности, личности ученика проводится через творчество, главным образом , через различные виды искусства.

   На уроках чтения в 1 классе дети учатся разгадывать ребусы и загадки, составлять небольшие устные рассказы на тему, например: «Моя любимая игрушка»; рисуют рисунки к сказкам и рассказам.

   Во 2 и 3 классах дети учатся писать сочинения по прочитанным произведениям. Сами сочиняют сказки, с удовольствием читают их друг другу и малышам.

   Начиная со 2 класса дети ведут «Читательский дневник», где оформляют страничку по прочитанным произведениям вне занятий. Во 2 классе дети могут только нарисовать рисунок, записать название произведения и автора; в 3 и 4 классах учащиеся уже записывают главные мысли и выводы из прочитанного.

2.3 Курс «Окружающий мир».

   На первом этапе развития способностей в 1 классе учащиеся знакомятся с окружающим их миром  и с взаимосвязями между живой и неживой природой на экскурсиях, путем опытов и экспериментов, опираясь на свой малый жизненный опыт.

   Во 2 и 3 классах дети сами пытаются найти интересующую их информацию и представить ее в виде докладов, кроссвордов и рефератов. Все доклады и рефераты зачитываются детьми и обсуждаются, кроссворды разгадываются, дети сами себя оценивают.

   В 3 и 4 классах учащиеся сочиняют сказки о взаимосвязях в окружающем мире.

   В 4 классе, изучая топографические знаки, ученики пытаются нарисовать собственные карты знакомой местности.

2.4 Технология.

   Труд – это целенаправленная созидательная деятельность человека. Только трудясь можно узнать и сделать что – то новое, преобразовать и украсить жизнь. Одной из целей трудовой деятельности человека является собственное развитие, творчество.

   Начиная со 2 класса вводятся уроки по проектной деятельности учащихся. Используя приобретенные знания и навыки дети сами учатся проектировать свои работы: выбирать и обосновывать проблему, исследовать и развивать идею, составлять план действий по реализации проекта, оценивать свою работу.

   Детям очень нравится выполнять совместные работы, когда старшие помогают младшим. Это сближает, особенно, когда дети разного возраста.

Например, работу «Наша елка» выполняли учащиеся 1 и 3 класса. Мелкий бисер пришивали ученики 3 класс, т. к. работа более трудоемкая. Бусинки пришивали дети 1 класса, они закрепляли умение пришивать пуговицы. На каждом уроке проводится выставка и оценка работ детьми.

2.5 Изобразительная деятельность и художественный труд.

  Больше всего дети любят рисовать. Это самый простой способ самовыражения. Дети рисуют что угодно, где угодно, чем угодно.

   На уроках изобразительного искусства дети знакомятся с разными жанрами живописи, художниками и, я считаю самое главное, с русским народным творчеством в декоративно – прикладном искусстве. Тем более, что наша Нижегородская сторона славится на весь мир своими мастерами.

   На этапе знакомства с народным творчеством мы с детьми посещаем музеи: школьный, Городецкий и др. Знакомимся с предметами быта старины. Дети пытаются изобразить элементы «Городецкой» росписи, «Семеновской» и др.    

   На этапе самовыражения дети выполняют самостоятельные работы по вышивке, росписи по дереву и т. д.

2.6 Кружок «Православная культура»

   Изучающим историю религиозной культуры открывается особый внутренний мир человека, то есть то, что обычно люди хранят  в глубине своих сердец и чем руководствуются в жизни, в творчестве. Представления о внутреннем мире людей позволяет глубже понимать и мир художественной культуры, лучшие творения которой посвящены теме спасения, Священной истории ( иконы, картины, стихи, песнопения и т. д.)

   Знакомясь с событиями Евангелия, дети узнают много новых красивых слов, имеющих духовный и исторический смысл: Спаситель, Христос, Пресвятая Богородица, крест, Воскресение, Церковь, храм и т. д. Эти слова история проносит через века и тысячелетия, соединяя эпохи, народы и их культуры, наполняя евангельским смыслом жизни людей и новые произведения искусства. Благодаря компьютерным технологиям предоставляется возможность знакомства с музеями России, рассмотрения мировых архитектурных сооружений. Все убеждает нас, что знания религиозной культуры и особые слова духовно – исторического значения являются своего рода ключами к открытию, постижению культуры.

   Мною представлены творческие работы детей по «Православной культуре». Дети также ведут тетради по этому кружку.

   Оценки за работу не ставятся, но ведя этот  кружок, я замечаю, что у детей творческая активность больше всего проявляется именно на этих занятиях. Ученики пытаются все свои положительные эмоции реализовать в деле: они ведут дневник «Добрых дел», ходят сами к ветеранам войны и престарелым с поздравлениями к праздникам, активно участвуют в проведении мероприятий с родителями. Надо заметить, что родители стали активнее принимать участие в школьных  и классных делах.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время»

5



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Районного Конкурса среди педагогических работников , учащихся

и образовательных учреждений УО и МП.

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Рябкова Светлана Арсентьевна

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

МБОУ «Зарубинская основная общеобразователь-

ная школа»

Нижегородская область, Городецкий район,

с. Зарубино, ул. Комсомоль-

ская, д.6, 606516

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Учитель начальных классов

Стаж работы в должности

24 года





II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Развитие творческих способностей младших школьников

на уроках и во внеурочное время

. Актуальность опыта.

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов

Цель работы

Развитие творческих способностей через духовно-нравственное воспитание личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка.

Направления по развитию творческих способностей учащихся


  • Создать условия детям для познания себя и мира вокруг: людей, их взаимоотношения, природы.

  • Научить детей использовать исследовательский метод для формирования банка идей, приобретения опыта творчества .

  • Воспитывать в детях уважение к нравственно – духовным законам, характерным для русского народа, сформированным на основе традиций, обычаев и религии

Этапы развития творчества:


  1. Подготовительный –. Дети знакомятся с элементами творчества в разных видах деятельности.

  2. Исследовательский – Изучают многообразие языка, технологии рисования, конструирование

  3. Творческий – проходит в 3-4 классах самовыражение через различные виды деятельности: сочинения, составления кроссвордов, проектирование

Используемые методы и приемы

Основанием используемых мною метедов является классификация И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, внутренней характеристики мыслительной деятельности учащихся с точки зрения возможностей исследовательского подхода и наличия проблемных ситуаций. Эта классификация имеет большое значение для теории и практики обучения, сосредоточивая внимание на развитии творческих способностей учащихся и необходимости исследовательских моментов в структуре учебной деятельности.

На подготовительном этапе я использую объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы.

На этапе исследования я применяю метод проблемного изложения, частично – поисковый, а также исследовательский метод

На творческом этапе использую рефлексивные методы: эмоциональный отзыв на выполненные работы

Результативность опыта.


Над темой «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста» я работаю пять лет. Дети, вместе с которыми проводилась эта работа, учатся сейчас в 5 классе. Для оценки эффективности проведенной работы я анкетировала их по «Развитию творческих способностей».

Творческий потенциал всех анкетируемых очень высок. У 60 % учащихся творческая активность на высоком уровне, 20 % учащихся проявляют творческую активность, но часто сомневаются в правильности применения своих творческих способностей. У одного из анкетируемых проявляются творческие способности, но он часто сомневается в правильности их применения, у остальных учащихся творческие способности развиты на высоком уровне.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.

Строя свою работу по развитию творчества у детей по этапам я достигла следующих результатов:

- дети активно приобщаются к творческой работе;

- программы, по которым я работаю на протяжении многих лет, способствуют привитию интереса у учащихся к творчеству, поиску;

- методы и приемы работы с детьми формируют навыки созидания, самореализации.

Результатом работы считаю – стремление к творческому решению поставленных задач, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Все работы, выполняемые детьми не похожи одна на другую. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность.

Распространение представленного инновационного педагогического опыте

Представление творческого опыта на педагогическом совете МОУ Зарубинской основной общеобразовательной школы. Протокол № 3 от 30.12.2009 г.

Участие в «Конкурсе среди педагогических работников, учащихся и образовательных учреждений УО и МП»

«Почетная грамота» УО и МП администрации Городецкого района за обобщение педагогического опыта.2010 г.

III. Описание инновационного опыта учителя

2.1Уроки русского языка.

Программа «Школа 2100» авторов Е.В.Бунеевой и Р.Н.Бунеева нацелена на развитие мыслительной деятельности учащихся. Уже в 1 классе даются задания на восставление слов по буквам, типа:

п

и

л

к

а


а





о






р



к





г





н





Ответы: пилка, палка, полка, порка, корка, горка, норка.

Также ставятся проблемные вопросы, на которые дети ищут ответы, например:

- Почему мягкий знак называется разделительным?

- Как правильно перенести слово «Оля»?

Для мотивации развития творчества детям даются задания по озаглавливанию предлагаемых текстов, а также по разгадыванию кроссвордов. По завершению изучения алфавита детям было предложено составить свою азбуку.

Во 2 и 3 классах дети пишут мини – сочинения, учатся составлять кроссворды. На уроках основным этапом является постановка и решение проблемного вопроса, используется опыт детей ( сочинение загадок, кроссвордов) для получения новых знаний, с помощью частично – поискового метода учащиеся сами добывают новые знания, делают «открытия».

Ежегодно в нашей школе проводится «Неделя Начальной школы». Это своеобразное подведение итогов творческой деятельности и учителя и учащихся. На этой неделе проводятся нестандартные открытые уроки и мероприятия, инсценирования, проходит выставка творческих работ детей: кроссворды, сказки, рисунки, поделки и др.

2.2 Уроки литературного чтения.

Предпосылки творческой деятельности школьников я формирую на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках, т. к. эти выступления выходят за рамки повседневной стандартности. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения

Самовыражение индивидуальности, личности ученика проводится через творчество, главным образом , через различные виды искусства.

На уроках чтения в 1 классе дети учатся разгадывать ребусы и загадки, составлять небольшие устные рассказы на тему, например: «Моя любимая игрушка»; рисуют рисунки к сказкам и рассказам.

Во 2 и 3 классах дети учатся писать сочинения по прочитанным произведениям. Сами сочиняют сказки, с удовольствием читают их друг другу и малышам.

Начиная со 2 класса дети ведут «Читательский дневник», где оформляют страничку по прочитанным произведениям вне занятий. Во 2 классе дети могут только нарисовать рисунок, записать название произведения и автора; в 3 и 4 классах учащиеся уже записывают главные мысли и выводы из прочитанного.

2.3 Курс «Окружающий мир».

На первом этапе развития способностей в 1 классе учащиеся знакомятся с окружающим их миром и с взаимосвязями между живой и неживой природой на экскурсиях, путем опытов и экспериментов, опираясь на свой малый жизненный опыт.

Во 2 и 3 классах дети сами пытаются найти интересующую их информацию и представить ее в виде докладов, кроссвордов и рефератов. Все доклады и рефераты зачитываются детьми и обсуждаются, кроссворды разгадываются, дети сами себя оценивают.

В 3 и 4 классах учащиеся сочиняют сказки о взаимосвязях в окружающем мире.

В 4 классе, изучая топографические знаки, ученики пытаются нарисовать собственные карты знакомой местности.

2.4 Технология.

Труд – это целенаправленная созидательная деятельность человека. Только трудясь можно узнать и сделать что – то новое, преобразовать и украсить жизнь. Одной из целей трудовой деятельности человека является собственное развитие, творчество.

Начиная со 2 класса вводятся уроки по проектной деятельности учащихся. Используя приобретенные знания и навыки дети сами учатся проектировать свои работы: выбирать и обосновывать проблему, исследовать и развивать идею, составлять план действий по реализации проекта, оценивать свою работу.

Детям очень нравится выполнять совместные работы, когда старшие помогают младшим. Это сближает, особенно, когда дети разного возраста.

Например, работу «Наша елка» выполняли учащиеся 1 и 3 класса. Мелкий бисер пришивали ученики 3 класс, т. к. работа более трудоемкая. Бусинки пришивали дети 1 класса, они закрепляли умение пришивать пуговицы. На каждом уроке проводится выставка и оценка работ детьми.

2.5 Изобразительная деятельность и художественный труд.

Больше всего дети любят рисовать. Это самый простой способ самовыражения. Дети рисуют что угодно, где угодно, чем угодно.

На уроках изобразительного искусства дети знакомятся с разными жанрами живописи, художниками и, я считаю самое главное, с русским народным творчеством в декоративно – прикладном искусстве. Тем более, что наша Нижегородская сторона славится на весь мир своими мастерами.

На этапе знакомства с народным творчеством мы с детьми посещаем музеи: школьный, Городецкий и др. Знакомимся с предметами быта старины. Дети пытаются изобразить элементы «Городецкой» росписи, «Семеновской» и др.

На этапе самовыражения дети выполняют самостоятельные работы по вышивке, росписи по дереву и т. д.

2.6 Кружок «Православная культура»

Изучающим историю религиозной культуры открывается особый внутренний мир человека, то есть то, что обычно люди хранят в глубине своих сердец и чем руководствуются в жизни, в творчестве. Представления о внутреннем мире людей позволяет глубже понимать и мир художественной культуры, лучшие творения которой посвящены теме спасения, Священной истории ( иконы, картины, стихи, песнопения и т. д.)

Знакомясь с событиями Евангелия, дети узнают много новых красивых слов, имеющих духовный и исторический смысл: Спаситель, Христос, Пресвятая Богородица, крест, Воскресение, Церковь, храм и т. д. Эти слова история проносит через века и тысячелетия, соединяя эпохи, народы и их культуры, наполняя евангельским смыслом жизни людей и новые произведения искусства. Благодаря компьютерным технологиям предоставляется возможность знакомства с музеями России, рассмотрения мировых архитектурных сооружений. Все убеждает нас, что знания религиозной культуры и особые слова духовно – исторического значения являются своего рода ключами к открытию, постижению культуры.

Мною представлены творческие работы детей по «Православной культуре». Дети также ведут тетради по этому кружку.

Оценки за работу не ставятся, но ведя этот кружок, я замечаю, что у детей творческая активность больше всего проявляется именно на этих занятиях. Ученики пытаются все свои положительные эмоции реализовать в деле: они ведут дневник «Добрых дел», ходят сами к ветеранам войны и престарелым с поздравлениями к праздникам, активно участвуют в проведении мероприятий с родителями. Надо заметить, что родители стали активнее принимать участие в школьных и классных делах.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений


Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!