СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ФГОС на уроках ОНЗ по предметам русский язык и математика».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ФГОС на уроках ОНЗ по предметам русский язык и математика». (Педагогические чтения 2016год). В работе описаны практические задания, предлагаемые ученикам на разных этапах  уроков ОНЗ по предметам русский язык и математика. Данные варианты упражнений создают на уроках ситуацию поискового характера, делоют работу на уроке более интересной и продуктивной. Урок отличается разнообразием  деятельности и способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ФГОС на уроках ОНЗ по предметам русский язык и математика».»

«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ФГОС на уроках ОНЗ по предметам русский язык и математика».



«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности. В условиях ФГОС появились новые требования к проведению урока. Этапы современного урока включают в себя:

1. Актуализацию знаний.

2. Определение темы урока, постановка проблемы.

3. Составление учениками плана работы на уроке, согласно теме.

4. Открытие нового, решение проблемы.

5. Закрепление полученных знаний.

6. Рефлексия, анализ проделанной работы.

Чтобы урок был интересным, я стараюсь давать детям творческие задания, задания поискового характера, создаю ситуацию игры-соревнования. Такое построение уроков открытия новых знаний помогает не только создать мотивацию к деятельности, но и развивает такие качества личности как самостоятельность, изобретательность, способность мыслить, обобщать, анализировать и делать выводы. Создание на уроке атмосферы игры, соревнования делает его более интересным и продуктивным.

Хочется предложить несколько практических заданий, которые я использую для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов на разных этапах уроков ОНЗ по предметам русский язык и математика.

Задания на этапе актуализации знаний:

- Расшифровка ребусов.

- Блиц - турнир с одним из не отвеченных вопросов, который будет подводить к новой теме.

Задания на этапе определения темы, постановки проблемы:

- зашифрованная тема урока (математика – устный счет, каждому ответу соответствует буква, из которых составляется тема урока; на русском языке можно использовать словарные слова, первые слоги которых будут составной частью нового слова - темы);

- давать предположения прогнозного характера ( ответы на вопросы о цели урока, составление плана урока);

- выявить противоречия, установить связь между полученными знаниями и новым материалом).

Задания на этапе открытия нового, решения проблемы:

- классификация объектов, явлений по различным основаниям (например: распределить слова на группы по общим признакам или формулы по общему математическому свойству и т.п.)

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между полученными знаниями и новым материалом (предлагается задание на «пробное действие», в котором есть элемент нового, но решить его можно опираясь на уже полученные знания). Как правило «сильные» ученики справляются, а слабые при повторном решении тоже вникают в суть. Например, по предмету математика при переходе от решения простых уравнений к составным уравнениям можно предложить такое задание: уравнение типа х+3=5 и х+3=12-4. Чем похожи и чем отличаются эти уравнения? Простые мы уже решали, как же по-вашему можно решить второе. На уроке русского языка по теме «Изменение глагола по числам»: вы знаете, что имена существительные изменяются по числам, употребите глаголы с существительным в единственном числе и во множественном, что замечаете? (мальчик прыгал – мальчики прыгали, собака бежит – собаки бегут, девочка нарисует – девочки нарисуют). Что можно сказать о глаголах?

- большое значение я придаю решению творческих задач на уроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:

1. решить задачу по аналогии;

2. решить задачу при частичной подсказке учителя;

3. доказать правильность решения;

4. решить нестандартную задачу;



Задания на этапе закрепления полученных знаний:

Чтобы на этом этапе урок не был скучным, я провожу его в виде игры- соревнования в группах или по рядам, так же можно использовать работу в парах с последующей взаимопроверкой по образцу. Здесь так же уместно использовать разно уровневые задания от простого к сложному.

- самостоятельно составить творческое задание (составление задачи обратной данной, приведение своих примеров; составление текстов, деформированные тексты).

- выполнить диагностическую (тестовую) работу.

-сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако, они могут и в обучении математике. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла математических терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций, отношений. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки. Например:

Треугольник (сочинение-описание)

Треугольник – это геометрическая фигура. Треугольник состоит из трех отрезков, которые соединены между собой. Точки соединения отрезков называются вершинами треугольника. Их можно обозначить буквами. А, В, С и др. В треугольнике есть три угла.

Знак равенства (сочинение-рассказ)

Наши далекие предки раньше делили добычу и фрукты между собой. Иногда они замечали, что количество фруктов бывает одинаковым у некоторых людей. Они стали это обозначать так: у тебя = у меня. Отсюда и произошло обозначение знака равенства.

Сочинение-сказка.

В стране чисел есть улица под названием Натуральный ряд. На этой улице живет число 15. Однажды число 15 поехало на бал. Оно надело бальное платье, которое имело такой вид: XV. Когда оно ступило на порог дворца, то очень удивилось. Во дворце были только однозначные числа. Числу 15 было неудобно, потому что оно двузначное. Но тут к числу 15 подошла королева, она тоже оказалась двузначным числом. Они вместе танцевали на балу и очень подружились. Число 15 заметило, что когда однозначные числа танцевали, они тоже составляли двузначные числа. Числу 15 очень понравилось на балу.

Сочинение-загадка.

«Это число однозначное. Мне оно нравится. Если его умножить на 5, то получится 45. его нет в недельных числах, но оно больше 6 и меньше 10. сейчас мне столько лет. Через столько же лет мне будет 18».

Методика работы над сочинениями на уроках математики включает три этапа: подготовительный, написание сочинения и работа с готовым сочинением. Подготовительный этап заключается в вы боре темы, проведении необходимых наблюдений или работе со справочной литературой. Тема сочинения может быть предложена учителем или обучающимися. Полученная информация обрабатывается, выбирается форма сочинения (описание, рассказ, сказка или загадка) и составляется текст. При этом сочинение может быть написано коллективно, группой и индивидуально. Такая работа способствует развитию положительных эмоций в обучении математике. Данные формы работы в большей степени ориентированы на развитие творческих способностей воображения, на формирование положительных эмоций и мотивационной сферы обучения математике. Они способствуют обогащению внутреннего опыта младших школьников (понятийного и языкового), развивают их творческую активность, самостоятельность и в конечном итоге – личность учащихся.

- для развития логического мышления использую разнообразные упражнения и игры. Вот некоторые из них, которые использую на уроках русского языка.

1. Составление предложений – развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу (можно использовать словарные слова).

Задание. Составить предложения, которые бы обязательно включали все эти слова.

Например: река, ручка, собака. Ученики составили такие предложения.

Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла. (Далее можно предложить задания соответствующие теме: разбор предложения, определение частей речи, фонетический разбор некоторых слов и т.д.)

2. Игра «Составь цепочку» – учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов. Даются два слова. Задание. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму. Например: лес – пирог; доска – синица (ответы: лес – земляника – начинка – пирог; доска – кормушка – семечки – синица).

3.Упражнение «Дай определение» – учит четкости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, позволяет детям освоить такую сложную мыслительную операцию, как выявление отношений «род – вид» между понятиями. Это упражнение лучше проводить коллективно. Задание. Заполнить пропуски в предложении. Например:

Корень – это часть слова, которая _________________________________.

Этап рефлексии, анализа проделанной работы.

Детям раздаются вопросы:

- чему я научился?

- могу ли я дать определения новым понятиям?

- могу ли я применить новое правило на практике?

- справился ли я с самостоятельным (тестовым) заданием?

Ученики ставят напротив вопросов знак «+» или «?», пишут новые понятия, формулы и т.д. Затем выявляются ученики, которые в чем-то затрудняются. Предлагается сильным ученикам помочь разобраться в «непонятном», еще раз проговариваются новые понятия и прописываются рядом с вопросами ответы на них.

Таким образом, строится продуктивный урок в условиях ФГОС, который способствует интеллектуальному развитию творческих способностей младших школьников. Творческая работа предполагает развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия со своими детьми. Я должна, организуя любую деятельность своего ученика, предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. Очень хочу помочь детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья. Если моим детям удастся добиться успеха в школе, у него будут все шансы добиться успеха в жизни.

Список литературы:

1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов на Дону, 2000.

2.Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей – М. : АСТ- ПРЕСС, 2001.

3.Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа – 2001 – №1.

4.Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся //Начальная школа. – 2001. - №6

5.Объятанова Л.А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Волгоград: Учитель, 2011.

6.Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 41-48.

7.Соломатина Л.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования // начальная школа. – 2010 - №12.

8.Стасько А.В. Личностно - ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся. // Начальная школа – 2011 - №1.

9.Холодова О. «Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. М. : Росткнига,2001.

10.Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации. //Начальная школа - 2009 - №7.

11.Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников. М.: Просвещение 2005,

12.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика 2006.

13.Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.:Просвещение 2005.