СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках эрзянского языка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок эрзянского языка... Каким он должен быть сегодня? Что может стать первым шагом к взаимопониманию ученика и учителя?

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках эрзянского языка»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках мордовского языка и во внеурочное время

Урок мордовского языка ... Каким он должен быть сегодня? Что может стать первым шагом на пути к глубокому взаимопониманию между учителем и учеником?

Эти вопросы заставляют педагогов задуматься и искать ответы.

Поэтому, идя на урок, учитель мордовского языка ставит перед собой цель

максимально раскрыть ​​интеллектуальный, творческий потенциал, умственные способности, духовные возможности учащихся.

Учитель должен направлять учеников, способствовать развитию их творческих умений на каждом уроке. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке мордовского языка являются:

- игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций (учащиеся поощряются, пишутся положительные отзывы родителям и другое);

- работа в парах, группах;

-конкурсы (на лучшего чтеца, на знание большего количества слов на мордовском языке, на лучший рисунок  по данной теме и другое);

- оценивание учащимися результата своей работы на уроках;

- составление кроссвордов по различным темам и др.;

- составление презентаций;

-использование песен и стихов;

-защита рефератов и проектов;

-работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.


В начальной школе в силу возрастных особенностей у учащихся больше развито непроизвольное запоминание, поэтому, чем ярче и неожиданнее будет предъявляться материал урока, тем легче будут запоминаться слова и выражения. Например, изучая тему "Овощи и фрукты", мы организовали конкурс на лучшую поделку "Дары природы", изучая тему "Птицы Мордовии", мы делали кормушки для них, которые повесили в школьном саду. К празднованию Нового года мы готовим открытки с пожеланиями на эрзянском языке. Нам, учителям, всегда нужно помнить, что развивая речь ученика, мы одновременно развиваем его творческие способности и обогащаем его ум.

В обучении эрзянскому языку нужна преемственность. Полученные в младших классах знания должны совершенствоваться в среднем звене, тем более, что с этого учебного года вводится эрзянский язык в 7 классе.

Детям нравится выполнять творческие задания, заниматься с проектной деятельностью. Проектную методику начали использовать во 2 классах. Если в начале изучения языка это простые проекты без презентации на такие темы, как «О себе», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец». В старших классах я стараюсь давать такие проекты, как: «Моя Мордовия», «Мой любимый Саранск», «Национальная мордовская одежда», «Традиции и обычаи мордвы» и др.

Наиболее отчетливо направления творческой деятельности учеников проявляются в их увлечениях. Многие учащиеся нашей школы посещают школьную фотостудию «ЛОВИ МОМЕНТ». Свои фотографии используют для создания презентаций, приносят на урок при изучении новых слов. В ходе демонстрации своей работы, дети повышают собственную самооценку, а также авторитет в глазах других ребят.

Проявление творческих способностей учащихся можно пронаблюдать на уроках мордовского языка в организации работы на примере работы с текстом. Процесс восприятия текста (отрывка) и работа по прочитанному организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:

  • Как вы полагаете, какое время года описывает автор в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом?

  • Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чём будет текст?

  • Как вы понимаете название текста? О чём может быть рассказ

  • Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному тексту.

Например, когда мы читаем мордовские сказки ученикам нравится читать голосами героев из сказки.

На уроках введения новой лексики детям предлагается задание найти рифмованные слова. Изучая названия птиц сочинили такие рифмовки: карго- парго;

Кудом велькска ливти карго.

Нерьсензэ канды сон парго.

Ливтяк монень цянавне – максан мон тонеть кснавне.

Для реализации творческих способностей учащихся используются уроки-игры. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует от ребенка максимума отдачи энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Вот некоторые примеры игр из моей практики:

  1. Игра «Ты мне-я тебе».

  2. «В мире эрзянского языка», «Звездный час».

  3. «Угадай, какое животное, цвет».

  4. «Бюро находок».

  5. «Я корреспондент» и др.

С урочной деятельностью тесно связана внеклассная работа. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких мероприятий требуется детальная проработка соответствующих тем.

На начальном уровне обучения (1—4-й классы) у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы, выученные в начальной школе.

На данном уровне обучения постановочные мероприятия могут проводиться на уроках-повторениях и уроках-обобщениях, в виде инсценировок и праздников. Например, праздник «Роштовась», где дети поют колядки.

На среднем этапе обучения (5-7 классы) учащиеся уже достигли определенного уровня владения мордовским языком. Внеурочная работа в 5—7-м классах может быть представлена всевозможными соревновательными мероприятиями типа КВНа, «Звездного часа», игры «Самый умный», «Большая игра» а также постановками сказок. В нашей школе ежегодно проводятся различные фестивали. В прошлом учебном году наша фестивальная площадка называлась «В гостях у мордовской сказительницы», где учащиеся познакомились с творчеством С.М.Люлякиной.

Для успешного преподавания мордовского языка важны условия, которые созданы в нашей школе. Есть видеокласс, где мы смотрим мордовские сказки, есть компьютерный класс, где мы создаем презентации к урокам, есть лингафонный кабинет, в котором мы слушаем и разучиваем мордовские песни.

Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование мышления, памяти, творческой инициативы школьников.

Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

4