Статья в методический журнал
Развитие творческих способностей учащихся как способ формирования духовно богатой, всесторонне развитой личности.
(Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Болхова Орловской области Буйновой С.А.)
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная школа также начинает новую жизнь – творческую, интересную, плодотворную. Модернизация системы образования коснулась всей школьной структуры: внедряются инновационные технологии, по – новому строятся взаимоотношения учителей и учащихся.
Именно школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Психологи утверждают, что возраст детей начальной школы самый подходящий для развития основных коммуникативных и творческих навыков. Именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется то, что сейчас называют креативностью.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь проводить на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.
Как же этого достичь? Совсем нелегко. Тот, кто работал с учениками начальных классов, хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да.
Подробней остановлюсь на том, как пытаюсь добиться этого сама.
Я всегда стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества.
Для этого я часто использую на уроках дидактические игры, которые включаю в различные этапы урока с целью улучшения общей работоспособности, развития наблюдательности, творческих способностей.
Вот несколько игр, используемых мною: «Отгадайте, кого я называю?». Цель этой игры - развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Я предлагаю встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков я сделаю. Например, хлопаю 3 раза, после чего должны встать дети, чьи имена состоят из 3 слогов. Например: Се – рё - жа, Ма –ри – на, На – та – ша и др.
Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её - развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий. У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и другие. Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. Выигрывает тот ученик, кто первым составит пары слов.
На уроках русского языка особое внимание уделяю сочинению. Сочинение должно стать формой выражения собственного «я» ребенка, его мыслей и чувств, стать душевным откликом на события его собственной жизни, кроме того, сочинение может оказать психотерапевтический эффект: снять тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку. Но только при одном условии, если это настоящее, свободное творчество. В основе любой деятельности – мотивация. Мотивацией на уроках развития речи в начальной школе может быть потребность рассказать о любом событии: посещении библиотеки, чтении книг, поездке в театр, встрече с интересным человеком, подарках, необычной игрушке и т.д. Главное, тема сочинения не навязывается учителем, а выбирается ребенком. Он сам решает, о чем ему писать.
Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю таким образом, чтобы ребёнок мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например: чей план из написанных на доске более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?
Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном.
Дети очень любят минутки поэзии. Звучат на уроках стихи Пушкина, Есенина и других мастеров слова. Дети читают и стихи собственного сочинения.
Любимая игра на уроках чтения – читать голосами героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы – Яги, медведя, значит, наступило время разминки, и все должны говорить или читать голосами гостей.
Нравится детям подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов выбирают нужные, доказывая свой выбор.
Творческие способности детей продолжаю развивать и на уроках окружающего мира, во время прогулок и экскурсий в лес или парк, на луг. Многое удаётся увидеть детям, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности.
Так, перед началом зимней экскурсии предлагаю загадки о зимних явлениях в природе.
Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. На следующем уроке окружающего мира дети получили письмо от Почемучки. Там где живёт Почемучка, нет зимы. И он просил рассказать ему о зиме, ответить на его вопросы: что такое зима? Какие месяцы считаются зимними? Как объяснить пословицы: Декабрь – год кончает, зиму начинает; Январь – году начало, зиме середина; Вьюги да метели под февраль налетели. По приготовленной заранее картинке дети рассказали о медведе, лисе и белке.
Примером творческих заданий на уроках математики могут послужить разнообразные игры, например на составление фигур-силуэтов по своему замыслу. На основе таких игр можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения учащихся.
Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, делают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу и т.д.
Полученные знания используются детьми на практике, в данном случае на уроках технологи.
Развивают логическое мышление, память, внимание, творческое воображение на уроках математики и игры-путешествия. Путешествие с детьми по сказочной стране Геометрии, даёт первоначальные представления о прямой, отрезке, луче, разных видах углов и т.д. Решение логических задач, задач – шуток учит детей думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
"Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка”,- утверждал В. А. Сухомлинский.
Я считаю, что каждый учитель должен стремиться к поиску таких приёмов и методов работы, которые приводят к развитию творческого мышления школьника, оживляют учебный процесс, вызывают у ученика желание узнать что-то новое и, самое главное, активизируют и формируют личность ребёнка.
Буйнова Светлана Аркадьевна