СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной работе по русскому языку и литературе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающее обучение и воспитание способствуют в большей мере раскрытию творческих способностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной работе по русскому языку и литературе.»

М.И.Бокова

(МКОУ « Дракинская сош», Лискинский район)


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний на сегодняшний день по стандартам второго поколения описывает системно-деятельный подход, базирующийся на теоретических положениях психологов: Я.А.Коменского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова. Именно развивающее обучение и воспитание способствуют в большей мере раскрытию творческих способностей детей. Огромную роль в формировании гармонично развитой личности с высокими нравственными идеалами играет внеклассная работа по русскому языку и литературе, так как это один из способов развития ключевых компетентностей. Русский язык, литература, культура общения – это учебные предметы, которым принадлежит главная роль в духовной жизни ребёнка. Поток познания в значительной степени идёт по каналам языка, через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Самовыражение посредством речи является каналом развития интеллекта. Поэтому акцентирую особое внимание учащихся к слову, так как выявление литературных способностей основывается на восприятии образных, поэтических, эмоциональных свойств слова. Перед тем как взять 5 класс, вручаю ученикам список книг для летнего чтения с обращением к юному книголюбу и даю перспективное задание для вступительного отчёта «Мы лето с книгой провели» в разных формах прослеживается диалог читателя с автором, анализ специфики произведения, что позволяет в дальнейшем воспитывать читательский вкус. Развитие читательской компетентности продолжается на кружковых занятиях «Художественное слово». Формирование грамотного читателя даёт сотворчество учителя с учениками. Проводим читательские конференции, круглые столы, литературное кафе, диспуты, размышления, исследования, учимся писать стихи. Для этого заводим тетради «Проба пера», где предусматривается свободное сочинительство. Дети тонко чувствуют прекрасное, понимают язык природы. Экскурсии в природу доставляют радость тому, кто умеет её понимать. Так появляются первые «стихи». Начиная с 6 класса, проводим «Литературный салон», «Театр одного актёра» (Ролевые игры), литературные вечера, например, «Мой Пушкин». Процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развитие личности, пробуждает инициативность, самостоятельность в выражении в своих чувств, мыслей. В нашей школе ежегодно проводится неделя русского языка и литературы , для которых характерно следующие мероприятия : КВН «Выучи русский язык», смотр - конкурс «Самый грамотный ученик», «Самый эрудированный ученик», игры, брейн – ринги, беседы, фестивали, викторины, Олимпиады по русскому языку и литературе. Подводим итоги , самых достойных ждут награды. За активное участие в Всероссийском «Молодёжном филологическом чемпионате» участники награждены Дипломами и сертификатами Центра развития Одарённости. Принимали участие в различных конкурсах, стали ПОБЕДИТЕЛЯМИ: Вязникова Светлана (Победитель призовой литературной викторины газеты «Лискинские известия»), Казаков Дмитрий (награжден дипломом (2 место) в районном конкурсе сочинений «Молодежь и выборы)», Котов Денис (победитель районного конкурса риторики), Круцких Виктория (награждена сертификатом за активное участие в конкурсе «Мы наследники Ю.А.Гагарина». Как классный руководитель ежегодно в мае на классных родительских собраниях устраиваем общественный смотр знаний: смотр – конкурс иллюстраций по прочитанным произведениям, выступления с театральными постановками учащихся, выразительное чтение понравившихся стихов, дети представляют свои опыты в стихотворстве, участвуют в конкурсе книголюбов. Так появляется страничка в портфолио «Мои достижения в филологии». С 9 класса веду предметно-ориентированный курс «Секреты волшебницы-речи, где стараемся развивать и совершенствовать навыки русского речевого этикета на основе обобщения и систематизации сведений по русской лексике и грамматике, формировать грамотное обобщение учащихся как в школе, так и дома , продуктивно готовимся к ГИА. В старших классах 2-х – годичная (индивидуальная) программа «Развитие коммуникативной способностей одаренных детей средствами риторики» помогает продолжить работу в коммуникативной культуре успеха с одарённой ученицей (10-11классы) Ефремовой Марией, которая пишет стихи, имеет публикации в районной газете «Лискинские известия», создала свой сайт, куда размещает свои творения. Она 2-жды стала победителем 2 (районного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2010-2011гг.), заняла 12 место в региональном (областном ) этапе школьников по литературе (2012 г.)

В выпускных классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих частных методов научного познания на все его этапах от восприятия до применения на практике.

Ефремова Мария, Коровкина Виктория представили и защитили на научно-практической конференции в ВГУ г.Воронежа литературное исследование на краеведческом материале «Тропой поэтов Лискинской земли: Ивана Сафонова, Михаила Просянникова». Реализация метода проектов и исследовательского метода с их защитой на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников .

Ефремова Мария выбрала для сдачи ЕГЭ – л и т е р а т у р у, так как мечтает стать филологом.

Создание условий для творческой деятельности обеспечивает возможность самореализации одарённого ребёнка в школе и дальнейшей профессиональной деятельности .

Совместная работа – прекрасная возможность дать шанс каждому ученику проявить свою творческую индивидуальность.

Таким образом, внеклассная работа целиком направлена на развитие у школьника чувство прекрасного и его индивидуальных способностей.