Цыренова Т.Л.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Улан-Удэ,
соискатель ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Развитие творческого потенциала школьников в деятельности школьного информационно-издательского центра
В начале XXI века в российском образовании все более приоритетными становятся общечеловеческие ценности и идеалы, актуализируется проблема развития творческой личности, способной осуществлять социально ответственный выбор, осознанно оценивать свою деятельность. Одной из тенденций современной педагогики является активизация процесса обучения и воспитания через творчество учащихся, обусловленная объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, реализующейся в творческой деятельности. Фактически речь идет о смене ценностных смыслов современного образования, воплощении ее в школьной практике. Поиск таких смыслов ведется в направлении гуманизации педагогики и школы, в развитии личности ребенка, раскрытии ее неповторимого творческого потенциала. Показательно, что концептуальные идеи, определенные в нормативно-правовых документах по модернизации образования Российской Федерации ориентирует школу на развитие творческого потенциала школьников, что обеспечивает становление ценностного отношения субъекта к природе, человеку, преобразовательной деятельности, окружающему миру и себе самому.
У каждого ребенка свои перспективы развития, которых он может достичь только при учете его индивидуальности. В области природных задатков возможно развитие способностей ребенка до уровня творческих, на что должна быть нацелена вся учебно-воспитательная работа образовательного учреждения. Такого мнения придерживаются К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Ковалев, А.З. Рахимов, В.Г. Рындак. Осознавая значимость творчества в педагогической деятельности, многие исследователи подчеркивают необходимость обучения этому процессу каждого педагога (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина). Вопросы творческого саморазвития как базы формирования технологических основ педагогической профессии рассматривает В.Э. Штейнберг. Субъективно-деятельностную основу творчества исследуют Л.А. Волович, Н.Б. Крылова, А.П. Тряпицына.
Исследователями подчеркивается необходимость акцентуации внимания на развитие творческого потенциала школьников как значимого показателя полноценной личности. Опыт их формирования свидетельствует, что ведущими средствами при этом выступают продукты культурной деятельности человека, ввиду своей эмоциональной насыщенности и доступности для любого члена общества. К таким видам деятельности, безусловно, можно отнести деятельность учащихся в школьном информационно-издательском центре.
В деятельности информационно-издательского центра происходит овладение средствами самовыражения. Сенситивным возрастом для овладения средствами самовыражения является средний школьный возраст. У подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним - потребность в поддержке и принятии этой индивидуальности со стороны других, для чего она должна быть донесена до других людей; поэтому возникает интерес, с одной стороны, к своему внутреннему миру, к своим возможностям, а с другой - к средствам его выражения. Овладение средствами самовыражения (и, прежде всего - эмоционального самовыражения) становится для подростка чрезвычайно актуальным. Этим, по нашему мнению, объясняется что, что в результате участия подростка среднего школьного возраста в работе школьного информационно-издательского центра происходят существенные изменения в его личности. Они затрагивают, прежде всего, две области - коммуникативные умения и навыки и умение ставить и решать проблемы. И то, и другое способствует развитию и реализации творческого потенциала школьника.
В нашем образовательном учреждении уже на протяжении шести лет функционирует информационно-издательский центр. Центр начинал свою деятельность как коллектив, выпускающий школьную газету «Прожектор». К работе в школьном информационно-издательском центре мы привлекаем детей преимущественно среднего школьного возраста.
Поскольку существующий опыт издания школьной газеты на определенном этапе существования перестал удовлетворять растущим потребностям школьников в получении объективной информации о процессах, происходящих в школьной жизни, назрела необходимость пересмотра подхода к ее изданию. С целью улучшения качества издания - чтобы информация в изданиях школьников легко воспринималась читателями, была яркой и интересной, была создана рабочая группа, которая обеспечивала ее художественно-эстетическое оформление. Школьники данной группы прошли специальную подготовку в Центре информационных технологий по специализации «Художественная реклама и фото».
Когда тираж газеты перестал удовлетворять читательскую аудиторию по причине существующих ограниченных технических возможностей, актуализировалась необходимость мобильной обратной связи читателей с редакцией газеты, возникла потребность в издании электронной версии газеты на сайте школы. Для обеспечения стабильного выпуска электронной версии газеты мы подготовили группу школьников, которая занимается администрированием школьного сайта.
Некоторые вопросы школьной жизни являются актуальными и общественно значимыми. Для привлечения большого количества подростков в их обсуждении мы планируем создавать на базе школы телевизионные передачи и ролики с последующим показом на городском Школьном телевидении.
Кроме того, важным с точки зрения стабильного функционирования созданной информационно-издательской системы является вопрос осуществления преемственности между различными поколениями юнкоровцев. На данный момент работает уже четвертое поколение редакторов. Потенциал выпускников школы, продолжающих обучение по специальности «PR-реклама» и специальности «Журналистика» в вузах города, нужно использовать для улучшения качества и результативности деятельности информационно-издательского центра. В состав редакционной коллегии мы включаем бывших юных корреспондентов, выпускников школы для передачи накопленного опыта.
Модель реализуемой в школе информационно-издательского центра выглядит следующим образом:

Деятельность школьников в различных группах центра формирует у них направленность на творчество, критичность в деятельности, положительную самооценку, способность к генерированию идей, «цельность восприятия» - способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. Вместе с тем с ними происходят важные изменения, которые сложно отразить диагностическими методиками. Эти изменения осуществляются в личностной сфере и характеризуют целостное развитие личности школьников. Основные изменения, происходящие с учащимися в результате их участия в деятельности центра - это развитие творческого потенциала, ведь их деятельность строится на основе культурологического подхода, позволяющего обеспечить реализацию субъектного творческого опыта учащихся. В деятельность центра вовлечена широкая аудитория учащихся, в которой они учатся быть успешными. Это способствует и формированию у них различных компетенций (в первую очередь информационно-коммуникативных), их будущему профессиональному самоопределению.
Кроме того, профилизация следующих направлений проектной деятельности: журналистика, художественный дизайн и фотография, гуманитарные проекты на школьном телевидении, PR-реклама позволяет развивать творческий потенциал школьников, исходя из их возможностей и потребностей. Считаем, что это способствует подготовке в школе социально и профессионально мобильных людей.
Таким образом, деятельность учащихся в школьном информационно-издательском центре способствует интенсивному развитию их творческого потенциала, опирается на их субъектный опыт, способствует их саморазвитию и самореализации.
Литература:
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: «Просвещение», 1987.
Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. - Челябинск, 1998.
Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). - М., 1997.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996.
5