СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие у одаренных детей навыков работы с шерстью»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект направлен на выявление, поддержку и развитие одаренных детей. Разработка предназначена для проведения внеурочной деятельности в 5 классах.

Просмотр содержимого документа
«2_Работа с одаренными детьми»

В качестве основных образовательных структур для обучения одарённых детей следует выделить систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных и образовательных потребностей одарённых детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одарённых детей. Работа с одарёнными детьми требует перехода к новому содержанию образования с учётом принципа многообразия, применения адекватных технологий обучения и многообразия форм контроля. Важно специально проектировать среду деятельности и развития одаренных детей.

Решая проблему одаренности своих воспитанников в кружке изобразительного искусства и прикладного творчества в 2012-2013 учебном году, мной был разработан проект « Работа с одаренными детьми», который продолжает успешно реализовываться. Концептуальной основой модели является система развивающего, личностно-ориентированного обучения. Целью проекта является обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Задачи проекта – выявление и развитие детской одарённости, создание ситуации успеха, расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в разных формах творческой деятельности.

На занятиях специально проектируется среда деятельности и развития одарённых детей, она включает компоненты структуры: системность, многообразие, личностная ориентация, направленность на развитие творческого мышления. Используются технологии обучения, развивающие творческое начало, стимулирующие мышление, предоставляющие свободу выбора вида деятельности. На занятиях апробированы многие технологии. Немаловажную роль играет создание ситуации успеха, как мощного двигателя развития творчески одаренных детей. Создание ситуации успеха в модели свободного развития зависит от создания творческой атмосферы; чёткой организации последовательности художественных операций; самостоятельного поиска решения поставленной задачи; достижения цели на каждом занятии; коллективного обсуждения темы, хода творческого процесса; смены характера деятельности учащихся, индивидуального темпа по усвоению материала, средств и методов; подведения итогов занятия в форме конкурса, ролевой игры. Совокупность условий обеспечивает личностное развивающее начало, позволяет выстроить ребёнку собственную образовательную траекторию.

В процессе реализации проекта учитываются индивидуально-психологические и возрастные особенности одаренных детей, отслеживается система психолого-педагогической диагностики для выявления детей с признаками одарённости, проводится консультационная работа с родителями. При этом важным аспектом остаётся тот факт, что диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.

За период реализации проекта получены следующие результаты:

1.Создан банк одарённых детей;

2.Собран пакет проектной документации (изделия, проектные папки, презентации);

3.Обеспечен высокий уровень активности участия воспитанников в творческих конкурсах, выставках;

4.Достигнута устойчивость уровня мотивации воспитанников, ориентации на успех, стремление к достижению социально-значимого результата.



Просмотр содержимого документа
«1-Титульный лист»











«Развитие у одаренных детей

навыков работы с шерстью».

« Валяние из шерсти сувенирных валенок».











Работа учителя изобразительного искусства Велиулаевой Анифе Дляверовны Евпаторийской общеобразовательной школы I-III ступеней №16







2014 г.

Просмотр содержимого документа
«3_материал к уроку»

Раздел. Народные промыслы.

Тема. История валяния из шерсти.

Изготовление сувенирных валенок.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Практическая работа

Цель: расширять представления учащихся о народных промыслах.

Задачи:

Образовательная:

-познакомить учащихся с историей валяния из шерсти, видами валяния;

-мотивировать учащихся к дальнейшей самостоятельной работе с шерстью и изготовлению изделий.

Развивающая:

-научить технике мокрого валяния;

-научить изготавливать сувенирные валенки.

Воспитательная:

-воспитывать чувство толерантности;

-способствовать воспитанию эстетического восприятия народной культуры.

Оборудование:

материалы: шерсть, воздушно-пузырьковый полиэтилен, москитная сетка, жидкое мыло, ножницы, шаблон валенок.

зрительный ряд: слайды «История валяния из шерсти», технологическая карта «Этапы валяния сувенирных валенок», образцы изделий.

музыкальный ряд: аудиозапись русской народной песни «Валенки»

Эпиграфы к уроку:

«Работа хороша, если в ней польза и душа».

«Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».



Ход урока

  1. Организация класса

  2. Актуализация опорных знаний



Беседа

-Знаете ли вы, что такое народные промыслы?

-Какие виды народных промыслов вы знаете?

  1. Мотивация учебной деятельности

Беседа

-Как вы думаете, где можно применить изделия валенные из шерсти изготовленные своими руками?

-Правильно - это картины, цветы, шарфы. А еще?

-Видите дети, вы сами сейчас доказали себе и мне, что нам этот вид работы очень необходим.

-А, сейчас прослушайте русскую народную песню «Валенки».

Как вы уже поняли эта песня о валенках, валенки также валяют из шерсти.

  1. Объявление темы урока

Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами и историей валяния из шерсти, и изготовите сувенирные валенки.

  1. Изучение нового материала

Слово учителя

В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат, Балкан и Передней Азии (Ирана, Афганистана). Древнейшие сохранившиеся до наших дней изделия из войлока - ковры и чепраки из курганов Горного Алтая - были изготовлены 2600 лет назад! Слайды №1, № 2, №3

До сих пор кочевники Евразии обшивают свои переносные жилища - юрты, составленные из деревянных решетчатых стенок с куполом из жердей, крупными кусками войлока размером 4×4 м и 5×5 м.  слайд №4

Существует гипотеза, что одним из факторов, позволивших Чингисхану пересекать огромные расстояния во время монгольских завоеваний 13 века, были именно войлочные дома - легкие, быстро собирающиеся и очень теплые. Слайды №5, №6, №7

Чтобы изготовить такие большие куски войлока, кочевники сбивают овечью шерсть специальным прутом (делается это в сухую солнечную погоду, чтобы шерсть не пропиталась влагой), затем для уплотнения взбитую шерсть обрызгивают водой или молочной сывороткой. Подготовленную массу свертывают в рулон, после чего оборачивают его кожей, тканью или циновкой и валяют (прокатывают) по земле вручную либо, привязав к седлам двух всадников, протаскивают 10-15 раз на расстояние 1 км.

Изготавливая войлок для мелких предметов домашней утвари, обуви и стелек, шерсть просто сбивают и уминают руками. Слайды №8, №9

История развития техники валяния чрезвычайно интересна. Много веков назад кочевники Евразии делали из шерсти не только покрытие для юрт и нехитрые предметы домашней утвари, но и многое другое. Например, одежду, предметы интерьера (войлочные подушки, дорожки, ковры, коврики для сна), скотоводческое снаряжение (подстилки для новорожденных телят, детали вьючного седла верблюда, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов). Скотоводы Кавказа, Средней Азии, Карпат и Балкан изготавливали из шерсти цветные ковры (кошмы), бурки и мужские головные уборы. В военном деле войлок использовали как заменитель кольчуги, как подкладку под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали верх крепостной стены при обороне города для задержания стрел. Войлок использовали в кузнечном деле, а также медицине (при лечении переломов костей) и т.д.                                                       

 Ваяляные изделия (обувь, шапки, сумки, потники под седла) получили широкое применение за пределами кочевой скотоводческой среды у оседлого земледельческого населения, а секреты их изготовления стали распростроняться по всему миру. Во многих странах было налажено промышленное производство тонкого войлока (фетра). В странах Европы в ремесленное производство войлока были внесены свои изменения. Например, уже с эпохи античности для уплотнения войлока стал практиковаться метод прокатывания его между вальцами. Кое-где использовали (и частично используют до сих пор) своеобразные приспособления наподобие больших, сколоченных из досок воронкообразных чаш, в которых шерсть уплотняется струями воды под давлением. Слайд №10

Однако было бы несправедливо утверждать, что с техникой валяния были знакомы только на Востоке. Например, Финляндия, Перу и другие страны, где были одомашнены овцы и козы, также имеют давние традиции изготовления войлока.

В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валянные шапки и даже кисеты для хранения табака. Слайды №11, №12, №13

Сегодня в России войлок имеет довольно ограниченное применение - в шляпном и валеночном производстве, а также для изготовления различных утепляющих и изолирующих прокладок. В легкой промышленности вместо него все чаще используются различные синтетические заменители. Однако современный взгляд и новые технологии позволяют делать из шерсти множество красивых валяных изделий: одежду, украшения, предметы декора и игрушки.

Использован материал из книги К.Шинковской "Вещицы из войлока". Подборка фотографий из интернета.

 Материалы и принадлежности.

 Шерсть и ее разновидности.

 Для валяния используется шерсть многих видов животных: овец, коз, верблюдов, яков, лам, кроликов, зайцев и даже собак и кошек. Шерсть животного состоит из покровного волоса и подшерстка (подпуши). У овец покровный волос состовляют ость, переходный и кроющий волос; подшерсток - пух.

В технике валяния лучше всего работать с овечьей шерстью, хотя ее свойства во многом различаются в зависимости от породы овцы, времени стрижки и метода обработки шерсти. Приобрести овечью шерсть можно в больших магазинах товаров для творчества, магазинах, специализирующихся на продаже пряжи, и на камвольных фабриках. Как правило она продается в пакетиках, расфасованной от 50 до 100 г. Стоит такая шерсть относительно недорого, а разнообразие ее цветов и оттенков приятно удивит вас.

Грубая овечья шерсть.

Другое название этой шерсти - валеночная, так как именно из нее делают всем известные валенки. Она представляет собой смесь волокон разной длины и толщины, с большим количеством остевых волокон. Такая шерсть бывает светлой, рыжевато-коричневой и темной. Она подходит для ковров, декоративных элементов и больших объемных изделий. При изготовлении одежды и аксессуаров, то есть того, что будет соприкасаться с кожей, эту шерсть лучше не использовать, поскольку поверхность изделия будет кусаться.

Шерсть мериносных пород овец.

Это самая тонкая и наиболее дорогая шерсть внешне напоминает пух. Она используется для изготовления одежды, детских игрушек и всего того, что часто и долго соприкасается с кожей.

Шерсть среднерунных пород овец.

Такая шерсть наиболее часто используется для валяния. Она продается в суровом, а также крашенном виде и подходит для изготовления большинства валяных изделий. В зависимости от метода обработки она бывает двух видов:

  • Гребенная лента, или топс - это расчесанная шерсть без остевых волокон, в которой все волокна ровные, вытянуты в одном направлении и уложены в ленту. Такая шерсть имеет широкий цветовой диапозон. Некрашеная, она, как правило, выпускается коричневых, сливочных и серых цветов и оттенков. Если же шерсть окрашена, она бывает самых невероятных цветов и оттенков: от ярких и насыщенных до нежных и пастельных. Топс идеально подходит для валяния мылом с последующим наложением шерсти других разновидностей.

  • На промежуточной стадии обработки светлая, некрашенная и небеленая шерсть для изготовления топса называется сливер. Продается сливер как в виде комков, так и в виде ленты. Он хорошо сваливается и стоит дешевле крашеной шерсти. Именно поэтому сливер рекомендуется использовать как первый слой для валяния мылом и как основу при создании объемного изделия для валяния иглами (более дорогая цветная шерсть в этом случае приваливается тонким слоем по поверхности изделия), также сливер подходит и для валяния в стиральной машине.

  • Кардочесанная шерсть - все волокна такой шерсти изогнуты и направлены в разные стороны. Внешне кардочесанная шерсть напоминает комок ваты. Как и гребенная лента, она бывает разных цветов. Чаще всего используется для валяния иглами.

Мохер. Мохер - это козья шерсть. Использование мохера в технике валяния позволяет добиться невероятных декоративных эффектов. Дело в том, что эта шерсть, состоящая из переходного волоса, более блестящая, чем овечья, поэтому придает поверхности валяного изделия шелковистость. Лучше всего для декоративных изделий использовать мохер полученный при стрижке козлят - блестящие кольца и вьющиеся прядки.

Чистошерстяная ровница и мулине.

Потребуются для выполнения разноцветных узоров на поверхности готового изделия, а также для отделки изделия в процессе валяния. При помощи ровницы можно создать на поверхности изделия эффект кружева. Также ей можно армировать тонкие шерстяные изделия, выкладывая направляющие в виде сетки или параллельных линий. Мулине - отличная основа для изготовления валяных шнуров. 

Принадлежности для работы в технике валяния

 Принадлежности для валяния мылом.

Мыло. Можно использовать самое дешевое жидкое мыло. Не хуже результат получается при валянии с помощью жидкости для мытья посуды. Мыло следует разводить горячей водой в пропорции примерно 1:10 - 1:15.

Подложки. В качестве подложки при валянии мылом можно использовать бамбуковые жалюзи, рифленые резиновые коврики, кусок жесткого ковролина или воздушно-пузырчатого полиэтилена - это наиболее доступный и недорогой материал.

Покрывающий материал. Это может быть москитная сетка, а также хлопковые, хорошо промокающие ткани.

Портновские ножницы. Нужны при раскрое деталей из валяного полотна. Также они потребуются для подравнивания краев валяного изделия и при декорировании.

Пульверизатор. В некоторых случаях просто незаменим для увлажнения полотна в процессе валяния.

Разметочный карандаш или маркер. Очень удобны для очерчивания контуров деталей выкройки при раскрое валяного полотна, а также для перенесения на полотно контуров рисунка для гобелена. Разметочный маркер выбирайте светлого цвета.

VI. Практическая работа

 Изготовление сувенирных валенок

 Валяние из шерсти валенок – очень трудоемкий процесс. Валяние сувенирных валенок – ничуть не легче, однако результат превосходит ожидания. Судите сами:

Для работы вам понадобится:

Воздушно-пузырчатая пленка

Ручка и лист бумаги

Жесткая пленка

Ножницы

Мелкая жесткая сетка

Жидкое мыло

Горячая вода

Тонкая шерсть для мокрого валяния

Валяние из шерсти валенок

1. Первое, что нужно сделать – это нарисовать выкройку валенок. Берем лист бумаги, ручку, рисуем форму валенка (вид сбоку) желаемого размера. Вырезаем полученную форму:

Затем переносим эту форму на жесткую пленку, увеличивая ее на одну треть (не забывайте, что шерсть дает усадку). Обратите внимание, как именно нужно сделать окончательную выкройку:

2. Кладем на рабочую поверхность кусок воздушно-пузырчатой пленки, сверху помещаем нашу выкройку. Одну пару валенок мы делаем из кардочеса. Приступаем к выполнению первого слоя. Отрываем небольшие кусочки шерсти, расправляем их пальцами, чтобы не было комков и уплотнений. Равномерно накрывайте этими кусочками выкройку так, чтобы шерсть выходила за края примерно на один сантиметр. Старайтесь делать это аккуратно, избегая проплешин или уплотнений.

Для второй пары валенок мы выбрали тонкую шерсть, гребенную ленту. Аккуратно вытягиваем кусочки шерсти из ленты: для этого в левую руку возьмите ленту, а правой аккуратно тяните шерсть. Пряди должны отрываться легко и свободно, это верный признак того, что вы все делаете правильно.

Кусочки шерсти кладем на выкройку тонкими слоями крест- накрест. Наберитесь терпения – валяние из шерсти валенок очень трудоемкий процесс.

3. Теперь берем небольшой кусочек жесткой мелкой сетки и кладем ее на наши заготовки. Сетка нужна нам для того, чтобы легче было мочить, мылить и переворачивать.

4. Тщательно поливаем заготовки горячей водой, и мылим. Уверенным движениями нажимаем, давим, стучим пальцами, делаем аккуратные круговые движения – добиваемся того, чтобы шерсть полностью намочилась и намылилась. Движения должны быть аккуратными, не резкими, иначе вы повредите первый слой - он очень тонкий и нежный.

5. Аккуратно убираем сетку, скорее всего она уже успела немного прилипнуть к вашей заготовке. Это шерсть уже начала приваливаться.

6. Переверните ваши заготовки. Для этого накройте их свободным концом воздушно-пузырчатой пленки и, придерживая рукой, переверните свою работу. Теперь ваша задача «загнуть» выступающую шерстяную кромку на форму. Другими словами, ваша цель – обернуть форму будущего валенка шерстью. Делайте это тщательно и аккуратно, добивайтесь ровного и красивого внешнего вида. Если при загибе образовались складки, обязательно их разгладьте.

7. Завершаем первый слой – покрываем верхнюю сторону наших заготовок тонким слоем шерсти. На этот раз не слишком выступать за края формы.

8. Повторяем все действия – накрываем сеткой, смачиваем горячей водой, мылим, убираем сетку, переворачиваем форму и загибаем краешки шерсти. Первый слой готов!

9. Теперь начинается самая трудоемкая работа. Еще раз смочите заготовки горячей водой, намыльте и приступайте к процессу валяния.

Вы можете валять руками, выполняя круговые движения, постукивания:

Вы можете валять при помощи обычного массажера:

Самое главное – как можно более интенсивно воздействовать на шерсть, тогда ворсинки крепче сплетутся между собой.

Результат правильного валяния – плотная, ровная поверхность изделия.

10. Эффективным способом валяния является катание в рулоне. Поместите свои заготовки между слоями воздушно-пузырчатой пленки, скатайте их в рулон и начинайте мять.

Периодически расправляйте ваш рулон, переворачивайте заготовку, снова скатывайте в рулон и продолжайте интенсивно мять. Делать это нужно довольно долго – выполните около 200 переворачиваний.

11. Аккуратно разрежьте заготовку посередине.

12. Обуйте валеночек на палец и продолжайте работу, теперь валяйте шерсть круговыми движениями пальцев. Помимо этого необходимо привалять разрезы.

13. Устали? Несомненно, валяние из шерсти валенок отнимает много сил. Осталось совсем чуть-чуть: просушить валенки.

Веселые валенки получились!

 

VII. Подведение итогов

Демонстрация завершенных работ. Просушивание готовых сувенирных валенок. 









Просмотр содержимого презентации
«4_История валяния из шерсти»

История валяния из шерсти

История валяния из шерсти

В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат, Балкан и Передней Азии (Ирана, Афганистана).

В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат, Балкан и Передней Азии (Ирана, Афганистана).