372.881.111.1
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
канд. пед. наук, доцент Веселова О. В.
учитель английского языка Городской гимназии Капустина Н. В.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) в содержательном разделе предполагает наличие программы развития универсальных учебных действий, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Исследование – один из интерактивных методов обучения, способствующий формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащегося в учении, развивающий общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. На современном этапе развития образования методику исследовательской деятельности детально исследовали отечественные авторы: методисты И.Л. Бим, Т.Е Сахарова, О.М Моисеева, психолог И. А. Зимняя, доктор педагогических наук Е.С. Полат, а также зарубежные ученые Д.Л. Фрид-Бут, Т.Хатчинсон, Д. Филлипс и др.
Исследовательская деятельность является составной частью учебного процесса, позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в поиск, анализ, обобщение и последующую дискуссию, тем самым организовать активную коммуникативную деятельность учащихся на уроке и после него, стимулировать их самостоятельную работу[2, c. 49].
Активное включение учащихся в создание исследовательской работы дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД.
При организации исследовательской деятельности необходимо учесть следующие моменты:
тема исследования должна быть на самом деле интересна для обучающегося и совпадать с кругом интересов учителя;
необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и обучающегося друг перед другом и взаимопомощи;
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое обучающемуся, а уже потом науке [1].
Для успешного осуществления исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими УУД:
постановкой проблемы и аргументированием ее актуальности;
формулировкой гипотезы исследования и раскрытием замысла — сущности будущей деятельности;
планированием исследовательских работ и выбором необходимого инструментария;
собственно проведением исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
оформлением результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
представлением результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
В качестве рекомендаций по успешному обучению школьников исследованию можно предложить следующие:
1. Выбрать вместе с обучающимися как можно более конкретную тему исследования, суть которой хорошо понятна.
2. Прежде чем приступать к исследованию, предложить обучающимся ознакомиться со специальной литературой по теме.
3. Уточнить терминологию, которую обучающимся предстоит использовать, так как один и тот же термин может пониматься разными исследователями по-разному. При использовании терминов, имеющих неоднозначную трактовку, необходимо сделать ссылки на источник, которым исследователь пользуется.
4. Предложить обучающимся попробовать исследовать проблему разными способами и сопоставить полученные данные.
5. Собранный исследовательский материал не должен носить случайный или эпизодический характер, так как основанием для выводов могут служить только те данные, которые подтверждены неоднократно и (или) получены посредством различных методов исследования.
6. При оформлении исследовательских наработок научить обучающихся составлять список использованных источников, которые помогли ему при решении исследовательских задач.
Необходимо подчеркнуть, что учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь - не овладение новыми фактами, а научение алгоритму проведения исследования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet.org
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204 5. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.