СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие вокально-хоровых компетенций обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится об особенностях работы с одарёнными детьми в рамках внеурочной деятельности по предмету «Музыка»

Просмотр содержимого документа
«Развитие вокально-хоровых компетенций обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»»

Развитие вокально-хоровых компетенций в рамках внеурочной деятельности по предмету «Музыка».

Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности по предмету «Музыка» – это особая тема для обсуждения и дискуссии, одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. По мнению С.И. Ожегова, одаренность – это способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Одаренный ребенок выделяется яркими способностями, выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в различных видах деятельности. Одними из таких способностей являются музыкальные.

В общей психологической классификации музыкальные способности относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе: он эмоционально восприимчив к музыке. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в их развитии. Для этого требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми? Прежде всего, надо постараться создать на занятии благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. На мой взгляд, лучше всего это условие реализуется в создании вокального ансамбля. Во время общения с детьми в ансамбле, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребят к творчеству, создавать ситуацию успеха.

Б.М. Теплов отмечает, что «раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка», что «способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития» и что «способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться».

Работая с ансамблем, педагогу необходимо развивать у детей эмоциональный отклик на музыку (способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения), способность к переживанию в форме музыкальных образов и к творческому восприятию музыки, музыкальный слух (способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности), ладовое чувство (способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения), чувство ритма (способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения). Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т.д.) образуют музыкальную одаренность.

Выявлять музыкальные способности детей возможно с помощью различного вида их творческой деятельности: участие в школьных праздниках, в постановках музыкальных сказок-опер (М. Коваль «Волк и семеро козлят», В. Красев «Муха-Цокотуха»), выступления на заседаниях городских клубов (опыт выступлений в городском клубе «Музыкант-педагог»). Благодаря развитию вокально-хоровых компетенций, педагог стимулирует развитие целого комплекса музыкальных способностей через следующие методы: метод наблюдения за музыкой, метод сопереживания, метод моделирования художественного творческого процесса, метод интонационно-стилевого постижения музыки. Педагог использует своеобразные приемы в работе с одаренными детьми, способствующие развитию музыкального слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений: слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного; сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; моделирование высоты звука движениями руки; выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения. Кроме того, он использует основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения: вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «у» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки; вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, произношение текста активным шёпотом, активизируя дыхательную мускулатуру, что вызывает чувство опоры звука на дыхание.

Развитие вокально-хоровых компетенций является эффективным средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Это помогает развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, способствует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

Эффективно развивать вокально-хоровые компетенции детей можно только при тесном взаимодействии с родителями учащихся и классными руководителями, поскольку знания, которые ребенок получает в вокальном ансамбле, должны найти применение в условиях семьи и школы. Кроме того, совместная подготовка детей, родителей и учителей к выступлениям вокального ансамбля (изготовление костюмов, декораций, реквизита) способствует укреплению семейных и школьных связей, помогает родителям и учителям по-новому взглянуть на ребенка, оценить его творческие умения.

Выявление и развитие музыкальных способностей одаренных детей через систематическую вокально-хоровую работу приводит к ощутимым результатам: участники и солисты вокального ансамбля ежегодно становятся победителями и призерами городских вокальных конкурсов, а само, участие в работе вокального ансамбля становится потребностью к самореализации.