СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вовлечение подростков в работу волонтёрского отряда является прекрасным воспитательным инструментом, а практика участия в социально-значимых проектах - эффективный воспитательный процесс.
Волонтёрство - неформальная движущая сила, которая помогает ненавязчиво и эффективно решать многие воспитательные задачи, активизировать созидательную и общественно-полезную активность изнутри ученической среды, не по принуждению, а по зову сердца.
Вовлечение молоджи в волонтерскую деятельность по их собственному решению имеет большое значение:
· принимая участие в тех или иных социальных проектах и мероприятиях, обучающиеся получают опыт практической деятельности, возможно связанной с их будущей профессией;
· участники волонтерского движения приносят помощь конкретным людям, а значит и обществу в целом; разностороннее общение с людьми разного социального статуса, возраста, соприкосновение с их проблемами, переживание и сочувствие, способствует нравственному развитию обучающихся.
16
Конкурс статей «Педагогика и благотворительность»
Номинация «Воспитание ценностей взаимопомощи и поддержки в
образовательном процессе»
Полёт «Ласточки»
( организация волонтёрского движения
В ГБОУ НПО СО «Алапаевский профессиональный лицей»)
| Автор статьи заместитель директора по УВР Е.Ф.Мовламова
|
г.Алапаевск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
| Введение | 3 |
1 | Условия реализации волонтёрской работы в В ГБОУ НПО СО «Алапаевский профессиональный лицей» | 5 |
2 | Контроль и оценка результатов проводимых мероприятий | 8 |
| Заключение | 9 |
| Литература | 12 |
| Приложение 1 | 13 |
| Приложение 2 | 21 |
Введение
«народы стран умеренного климата
считают ласточку вестницей весны.
Еще за пять веков до нашей эры
греки пели песенку:
«К нам, ласточка, к нам!
С тобою к нам будут в гости
Солнышко и вёдро» …
Наверно, с тех пор «первая ласточка»
стала не только приметой весны,
но и образом, который говорит
о первых признаках приближения
чего-то радостного, перемены к лучшему».
Волонтёрская деятельность -- это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение1.
Институт волонтерства широко распространен во многих странах мира. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым ресурсом развития мировой экономики. Движение зародилось в США, где уже в XIX в. волонтеры обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. Волонтерство в России, для которой этот институт в принципе - явление также не новое, законодательно начало оформляться лишь с середины 90-х годов, однако процесс правового и экономического регулирования этого вида деятельности еще не завершен.
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом -- помогать людям.2
В 1995 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». Закон закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения - «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».3. Цели могут быть: политические, экологические, социальные, пацифистские.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений; подготовки кадров; информационная поддержка.
Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
К сожалению, в отличие от стран Европы, Азии и Америки, уровень развития данного вида деятельности в России остается крайне низким. Труд волонтеров для выполнения общественных работ или поддержки некоммерческих и государственных организаций практически не применяется.
Непопулярность добровольчества в России в настоящее время связана и с отсутствием нормативных актов и, как следствие, невозможностью стимулировать труд волонтеров.
В последние годы наблюдаются тенденции деградации института семьи при относительно низком уровне жизни населения ,популяризации в СМИ идеалов насилия, культа лёгкой наживы, безнравственности. Эти негативное явления ведут к агрессии подростков, стремлению подражать отрицательным кумирам, неуважению к законам и правилам поведения, нежеланию трудиться и недопониманию важности обучения и получения образования.
Традиционные педагогические методы, которые носят прежде всего характер убеждения , становятся малоэффективны.
Поэтому развилие внедрение в воспитательный процесс элементов волонтёрства, становится особенно актуальным.
Условия реализации волонтёрской работы в
ГБОУ НПО СО «Алапаевский профессиональный лицей»
В ГБОУ НПО СО «Алапаевский профессиональный лицей» проводится активная работа по воспитанию у обучающихся ценностей взаимопомощи и поддержки.
Инициатор создания волонтёрского отряда «Ласточки», идейный вдохновитель, генератор идей и исполнитель замыслов - педагог-организатор, являющийся руководителем досугового центра «Креатив». Планирование, общее руководство, мониторинг проводимых мероприятий и методическое обоснование осуществляет заместитель директора по УВР . Огромную административную и материальную поддержку развитию волонтерских инициатив оказывает директор лицея
Название «Ласточки» выбрано не случайно. Ласточка- предвестник добрых перемен, символ обновления, маленькое, преданное своей родине создание, приносящее счастье в тот дом, где она совьёт гнездо. А молодая ласточка- символ жажды духовной пищи. Волонтёрский отряд «Ласточки» существует 2 года, в его составе 17 обучающихся разных групп и курсов – активных участников, но в благотворительных акциях и проектах по популяризации ЗОЖ принимают участие практически все обучающиеся.
В лицее разработана и действует программа дополнительного образования «Волонтёрское движение» ( Приложение 1).
Цель программы - формирование у обучающихся самосознания, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
Задачи:
Развитие волонтерского движения в лицее, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
Апробация новых форм организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими интересами.
Направления деятельности волонтерского движения в ГБОУ НПО СО «АПЛ» формируются в соответствии с целями и задачами, определенными планом воспитательной работы.
Основными направлениями деятельности волонтерского движения в первые 2 года существования волонтёрского отряда «Ласточки» являются:
• профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения в среде обучающихся;
• пропаганда здорового образа жизни среди учащейся молодежи;
• сотрудничество с социальными центрами и службами по вопросам организации и проведения социально-значимых мероприятий;
• пропаганда волонтерского движения лицея в молодёжной среде через средства массовой информации;
• взаимодействие с государственными органами и общественными и коммерческими организациями, заинтересованными в осуществлении деятельности волонтерского движения;
Активно развиваются направления – благотворительность и пропаганда здорового образа жизни. Со следующего учебного года планируется развивать экологическое направление.
Профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения в среде обучающихся проходит красной нитью внутри всех направлений. Взаимодействие с государственными органами и общественными и коммерческими организациями, заинтересованными в осуществлении деятельности волонтерского движения, пропагандистская деятельность – неотьемлемая составная часть каждого мероприятия или акции.
Реализацию данной программы можно представить в виде педагогической технологии, поскольку описываемый в нашей статье процесс удовлетворяет основные методологические требования - критерии технологичности, которыми являются:
Концептуальность – технология несёт в себе философскую концепцию человечности, сострадания, любви и помощи ближнему;
Системность – заключается в логической последовательности осуществляемых мероприятий, являющихся частью единого проекта;
Управляемость – поддаётся планированию, мониторингу и коррекции результатов;
Эффективность – является по-настоящему эффективной и перспективной, поскольку затраченные средства дают в сто крат более весомый морально-психологический и социально значимый положительный результат, а заинтересованное участие подростков в общественно-полезной деятельности даёт возможность формирования компетенций, необходимых для успешного освоения профессии.
Воспроизводимость - легко может быть воспроизведена и усовершенствована в любой учебной организации.
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание плана воспитательной работы на учебный год и в перспективе.
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
Планирование и организация учебно-воспитательно процесса;
методы и формы внеурочной деятельности учащихся;
методы и формы работы педагога-организатора;
деятельность заместителя директора по управлению учебно-воспитательным процессом ;
мониторинг, диагностика и корректировка учебно-воспитательного процесса.
Технология развития волонтёрского движения представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучающихся, принимающих непосредственное добровольное и заинтересованное участие в волонтёрских проектах.
Технология опирается на дидактические принципы, которые являются руководящими положениями, принципиальными закономерностями, которые помогают определить содержание воспитательной работы, её методы и формы.
принцип научности и доступности информации, мощная общественная и государственная поддержка волонтёрского движения;
принцип системности и связи теории с практикой;
принцип сознательности и активности обучающихся в своей деятельности при руководящей роли педагогических работников;
принцип наглядности, действенности осуществляемой благотворительной деятельности и мощная обратная связь;
принцип прочности усвоения общественно - полезных знаний, умений и навыков, а также связи осуществления данной деятельности со всесторонним развитием личности обучающихся.
В работе используются такие методы, как
объяснительно-иллюстративный метод – при просмотре видеороликов о работе волонтёрских отрядов;
метод проблемного изложения – педагог-организатор, прежде чем рассказывать о предлагаемых задачах предложениях и путях их осуществления, ставит проблему, формулирует задачу, а затем, сравнивая точки зрения, различные подходы, предлагает или принимает предложенный оптимальный способ решения поставленной задачи;
частичнопоисковый, или эвристический, метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом-организатором.
Применяется интерактивный метод взаимодействия педагог – обучающийся, предполагающий применение современных тренинговых и игровых форм, костюмированных театрализованных представлений и экспромтов.
Происходит апробация разных форм организации занятости подростков. Особенно практикуются составные и комплексные формы воспитательной работы, такие, как праздничные и благотворительные концерты, трудовые десанты, мобильные агитбригады, костюмированные театрализованные выезды к целевой аудитории, КВН, дни здоровья, «Ярмарки ремёсел», Дни открытых дверей, Дни милосердия, творческие фестивали, месячники, вахты, акции.
Основой технологии служит четкое определение конечной цели - воспитание социально - зрелой личности. Это позволило разработать объективные методы контроля ее достижения. Составленный проект учебно-воспитательного процесса определил структуру и содержание общественно – полезной деятельности членов волонтёрского отряда и всех обучающихся, присоединяющихся к волонтёрским акциям и проводимым благотворительным мероприятиям.
2.Контроль и оценка результатов проводимых мероприятий
В результате осуществления программы дополнительного образования «Волонтёрское движение», у обучающихся сформировались позитивные установки на добровольческую деятельность. Быть членом волонтёрского отряда «Ласточки» почётно, поощряемо и просто интересно. Обучающиеся с гордостью надевают желтые волонтёрские футболки, уважают взрослых, с трепетом относятся к больным детям и старикам и с огромной ответственностью подходят к выполнению своей миссии. В лицей на 1 курс приходят подростки разного уровня учебной подготовки, культурно-нравственного и физического развития. У одних самооценка занижена, у других – наоборот. Участвуя в волонтёрском движении, в подготовке и реализации мероприятий, обучающиеся имеют уникальную возможность увидеть результат своей деятельности, получить благодарность, поощрение, либо быть тактично поправленным в своих поступках и суждениях. Важную роль играет установка на положительное лидерство, на социально - поощряемые нормы и правила.
Робкие могут научиться самопредставлению и самопрезентации. Гиперактивные найдут полезный способ применения своей энергии. Склонные к асоциальному поведению и вредным привычкам, в процессе подготовки и проведения информационных акций имеют возможность переосмыслить своё отношение к данной проблеме, посмеяться над собственными заблуждениями и увидеть здоровую альтернативу вредному времяпровождению, оценить степень полезности своих желаний и потребностей.
Процесс реализации программы на примере нескольких мероприятий и проектов представлении в табличной форме (Приложение 2).
Проанализировав проделанную работу и сравнив полученные результаты с планируемыми, можно сделать следующие выводы:
Целевая группа – члены волонтёрского отряда «Ласточки» (17 чел.) понимают особенности развития и специфику волонтёрского движения, его значение. Они осознают свою личную и коллективную ответственность за внесённый вклад в формирование активной гражданской позиции каждого участника образовательного процесса. Волонтёры умеют четко взаимодействовать в группе, быстро ориентироваться в ситуации и способны на здоровый экспромт. Они знают функции и роль каждого во время проведения акций, презентаций, театрализованных представлений. Способны представить результаты своей деятельности. Члены волонтёрского отряда являются участниками и дипломантами областного конкурса социально-значимых проектов GREAT-профи – представляли проект «Все достойны видеть солнце», также участвовали в научно-практической конференции по защите проекта «Образование и здоровье», активно способствовали организации и проведению творческого проекта «Радуга надежд». Волонтёры – это активные неформальные участники ученического самоуправления, наряду с членами Совета самоуправления и Совета общежития.
Но есть и проблемы. Некоторые обучающиеся с удовольствием участвуют во всех внеурочных мероприятиях, но при этом пропускают учебные занятия и/или практику. Совместная воспитательная задача педагога-организатора, классного руководителя , мастера производственного обучения и родителей мотивировать подростков так, чтобы баланс интересов был соблюдён и успехи в одном не мешал развитию других важных направлений.
Ещё одна проблема – разного вида зависимости. В данном вопросе незаменима поддержка медицинских специалистов и органов профилактики. Одним из незаменимых партнёров является «Клиника, дружественная к молодёжи». Проведение различных по своим видам и формам совместных мероприятий индивидуальных и групповых, таких как презентации, кино-уроки, экскурсии, переложение предоставленной информации в театрализованную форму, дискуссии, ролевые игры, дают потрясающие результаты. Подростки раскрываются, идут на контакт, их поведение легче поддаётся коррекции. Цель и задачи программы реализуются на 60-70%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Волонтёрство - неформальная движущая сила, которая помогает ненавязчиво и эффективно решать многие воспитательные задачи, активизировать созидательную и общественно-полезную активность изнутри ученической среды, не по принуждению, а по зову сердца.
Вовлечение молоджи в волонтерскую деятельность по их собственному решению имеет большое значение:
принимая участие в тех или иных социальных проектах и мероприятиях, обучающиеся получают опыт практической деятельности, возможно связанной с их будущей профессией;
участники волонтерского движения приносят помощь конкретным людям, а значит и обществу в целом; разностороннее общение с людьми разного социального статуса, возраста, соприкосновение с их проблемами, переживание и сочувствие, способствует нравственному развитию обучающихся.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования,выпускники нашего образовательного учреждения, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Именно активное участие в волонтёрской деятельности, в подготовке и проведении культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, военно-патриотических мероприятиях, социально значимых проектах и акциях, даёт им возможность освоить данные компетенции . Развитие волонтерского движения способствует созданию благоприятных условий личностного развития подростка, где он приобретает опыт общения с различными слоями населения, а так же приобретает опыт многообразной деятельности, с которой возможно будет связана его профессия.
Наши волонтёры – узнаваемы в городе. Кроме проведения благотворительных мероприятий, концертов, осуществления добрых реальных дел, они успешно осваивают учебную программу, овладевают профессией, участвуют в научно-практических конференциях, в областных конкурсах и социально-значимых проектах (таких, как Great-профи).
Портфолио волонтёра является серьёзной заявкой на успех в любом конкурсе или проекте. Волонтёры участвуют в реализации социально значимых акций, программ и проектов, в дружественных встречах волонтёров города и района, в научно-практических конференциях. Обмен опытом и информацией, активное взаимодействие помогают развитию ценных общечеловеческих качеств, осознанию себя социально-активной и значимой, востребованной личностью, помогают научиться работе в команде и вносить посильный личный вклад в общее дело, стремиться к самосовершенствованию, развитию самостоятельной познавательной деятельности, ответственности – групповой и личной, умению ставить цели и добиваться результатов.
Как-то один из городских чиновников задал вопросы: «А почему вы решили помочь именно этому ребёнку? А уверены ли вы, что операция, на которую вы инициировали сбор пожертвований, принесёт ожидаемый результат?»
Он услышал ответ: «В нашем обществе, в нашем городе есть люди способные на сострадание. Страждущий, беспомощный и просящий о помощи, должен знать, что эта помощь к нему обязательно придёт. Традиции исконно русского милосердия живы и одно из мест возрождения русской духовности и благотворительности находится в Алапаевском профессиональном лицее, где обучаются и воспитываются будущие социально-активные личности. Наши «Ласточки» - молодая поросль Великого Русского Народа. Они - надежда, опора и будущее Великой России!
Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков /А.Г. Грецов. – СПб: Питер, 2009. – 160 с.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /Авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2009.-172 с.
Материалы для реализации программы профилактики ВИЧ-инфекций в образовательных учреждениях Свердловской области [Электронный ресурс]: Екатеринбург: Областной центр по профилактике и лечению ВИЧ-инфекций, 2011. (CD- ROM)
Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся /Р.С. Немов. – М.: Изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 320 с.
Проект «Общее дело» [Электронный ресурс]:Трезвая Россия.- Екатеринбург, 2010.
Психологический комфорт в образовательном учреждении и как его достичь: акции, тренинги, семинары /Авт.-сост. Т.В. Романенко.- Волгоград: Учитель, 2009.- 239 с.
Равный - Равному. Сборник игровых программ. – Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2011. - 98 с.
Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях /А.В. Роготнева.- М.: ВЛАДОС, 2009.- 271 с.
Социально-психологическая работа с учащимися. [Электронный ресурс]: Технология управления современной школой – Волгоград: «Учитель», 2007.- (CD- ROM) ил.
Соловьев С.С. Алкоголь, табак и наркотик – главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие /С.С. Соловьев. – М.: ДРОФА, 2006.- 192 с.
Тетерский С.В. Волонтер зажигает сердца /С.В. Тетерский, А.С. Дмитриев, Ю.В. Ромашина. – М.: ООО «Педагогические технологии», 2011. - 30 с.
Тетерский С.В. «Социальное служение (участие молодежи в общественно полезной деятельности)» / С.В. Тетерский. - Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2009.- 146 с.
Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной деятельности: учебное пособие /С.Н. Чистякова.- М.: ИЦ «Академия», 2012.- 135 с.
Сластелин В., Исаев И. и др. Педагогика: учебное пособие, 2010г.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008г.) - Законы Российской Федерации - М: Омега-Л – 2008г.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
http://www.adolesmed.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ НПО СО «Алапаевский профессиональный лицей»
Рассмотрена на методическом совете ГБОУ НПО СО «АПЛ» Заключение методического совета № ____ от «____»___________2012 г. ________________ И.В. Скрипник
| Утверждаю: _____________ Е.Л. Титеева Директор ГБОУ НПО С «АПЛ» «____» декабря 2012 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Предназначена для обучающихся 15-18 лет
Срок реализации программы: 1 год
Колмакова Т.В.
педагог-психолог, 1КК
Пырина Н.А.
зав. библиотекой, 1КК
г. Алапаевск, 2012 г.
Программа «ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» разработана для дополнительного образования детей ГБОУ НПО СО «Алапаевский профессиональный лицей»
Организация разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Алапаевский профессиональный лицей»
Разработчики:
Колмакова Татьяна Владимировна, педагог-психолог ГБОУ НПО Свердловской области «Алапаевский профессиональный лицей»
Пырина Наталья Аркадьевна, заведующая библиотекой ГБОУ НПО Свердловской области «Алапаевский профессиональный лицей»
СОДЕРЖАНИЕ
| Паспорт дополнительной образовательной программы |
|
| Структура и примерное содержание дополнительной образовательной программы |
|
| Условия реализации дополнительной образовательной программы |
|
| Контроль и оценка результатов дополнительной образовательной программы |
|
1. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ «ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Область применения программы
Программа «Волонтерское движение» является дополнительной образовательной программой ГБОУ НПО СО «Алапаевский профессиональный лицей».
1.2. Направленность дополнительной образовательной программы: социально-педагогическая
1.3. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения дополнительной образовательной программы:
Цель: формирование у обучающихся самосознания, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
Задачи:
Развитие волонтерского движения в лицее, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
Апробация новых форм организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Развитие творческих способностей, представление возможности реализоваться в соответствии со своими интересами.
В результате освоения программы обучающийся должен
знать/понимать:
- особенности развития волонтерского движения;
- значение волонтерского движения в формировании активной жизненной позиции, ответственности каждого участника образовательного процесса;
уметь:
- определять основные направления деятельности;
- взаимодействовать между собой в процессе деятельности, приобретать умения работать в команде;
- использовать разнообразные формы организации профилактической деятельности (акции, классные часы, анкетирование и т.д.);
- представлять результаты своей деятельности в различных формах (творческие отчеты, презентации, публикации в СМИ и т.д.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- воспитания толерантности обучающихся с целью формирования у них позитивных жизненных ориентаций, умения вести диалог с различными общностями, нахождения компромиссных решений в конфликтных ситуациях и т. д.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дополнительной образовательной программы:
максимальная нагрузка обучающегося – 96 часов, в том числе:
обязательной нагрузки - 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Объем и виды работы
Виды работы | Объем часов |
Максимальная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: |
|
теоретические занятия | 10 |
практические занятия | 62 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
|
|
2.2. Примерный тематический план и содержание дополнительной образовательной программы «Волонтерское движение»
Направления работы | Содержание | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Введение | Содержание учебного материала: Понятия «волонтер», « волонтерское движение». Краткий обзор состояния и развития волонтерского движения. Права и обязанности волонтера. Кодекс волонтера | 1 |
Психолого-педагогическое | Содержание учебного материала: Знакомство с участниками волонтерского движения. Упражнение «Давайте познакомимся». Анкетирование «Круг интересов» Выбор председателя отряда волонтеров и инициативных групп: - информационная (сбор и обработка различной информации) - творческая (организация и проведение мероприятий, акций, выступлений и т.д.) - корреспондентская (сотрудничество с СМИ, изготовление буклетов, брошюр, листовок и т.д.) Разработка и утверждение положения о волонтерском движении, символики, атрибутики. Составление плана работы волонтерского движения на учебный год |
6 теория -2 часа практика 4 часа |
| Самостоятельная работа: Составление примерного плана работы инициативных групп Разработка символики и атрибутики | 8 |
Валеологическое - формирование здорового образа жизни
| Содержание учебного материала: Социологическое исследование (анкеты для учащихся «Оценка учащимися состояния собственного здоровья, отношения к здоровью и здоровому образу») Вредные привычки и их влияние на здоровье: - «Вся правда о курении» - «Мир без наркотиков» - «Проблема ВИЧ/СПИДа - «Подросток и алкоголь» Разработка и проведение в группах физкультминуток в соответствии с профессиональной деятельностью и медицинской группой учащихся (с привлечением руководителя физвоспитания, медицинским работником) Профилактика гриппа и простудных заболеваний (акция «Поставь прививку против гриппа!» (совместно с медицинским работником) Акция «Измерь свое артериальное давление!» (совместно с медицинским работником) | 3
|
| Практические занятия: помощь в организации и проведении спортивных мероприятий, акций, туристических слетов, Дней здоровья | 19 |
| Самостоятельная работа: - изучение литературы по формированию ЗОЖ - выпуск листовок, буклетов, стенгазет о ЗОЖ - знакомство с сайтами, страницами Интернет по вопросам ЗОЖ; с сайтами местных общественных молодежных объединений, пропагандирующих ЗОЖ | 8 |
Трудовое - организация трудовой занятости, профориентационная работа.
|
Содержание учебного материала: Оценка ситуации и выявление проблем (опрос, интервью и т.д.) в оказание помощи: - ветеранам ВОВ, ветеранам педагогического труда - многодетным семьям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (совместно с социально-реабилитационным центром помощи семьи и детям «Гименей») - лицам с ограниченными возможностями здоровья - детским домом и дошкольными учреждениями города.
Понятия «профессия», «профессиональная ориентация», «рынок труда» и т.д. Профессии нашего города (совместно с Центром занятости населения МО г. Алапаевск ): - градообразующие предприятия города - разнообразие профессий Практическое занятие по профориентации «Подросток на рынке труда» |
2
|
| Практические занятия: Акции: «Ни дня без добрых дел!» «1000 добрых дел», субботники и т.д.; посещение школ города и района с показом презентации об ОУ | 19 |
Социокультурное - влияние на уровень культуры, организацию досуга. | Организация и участие в социально-значимых проектах, конкурсах, проводимых на территории МО г. Алапаевск, МО Алапаевское и Свердловской области. | 22 теория -2 практика- 20
|
| Самостоятельная работа: подготовка к участию в мероприятиях | 8 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дополнительной образовательной программы требует наличие учебного кабинета с техническими средствами обучения (телевизор, DVD-плеер, музыкальный центр, экран, мультивидеопроектор, компьютер), использование актового зала и библиотеки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет ресурсов
1. Все в твоих руках. Пособие для волонтеров программ по профилактике ВИЧ/СПИДа среди сверстников.- М.: «Здоровая Россия», 2005 - 60 с.
2. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков /А.Г. Грецов. – СПб: Питер, 2009. – 160 с.
3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /Авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2009.-172 с.
4. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения». – М.: Триада-Фарм, 2006.
5. Материалы для реализации программы профилактики ВИЧ-инфекций в образовательных учреждениях Свердловской области [Электронный ресурс]: Екатеринбург: Областной центр по профилактике и лечению ВИЧ-инфекций, 2011. (CD- ROM)
6. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся /Р.С. Немов. – М.: Изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 320 с.
7. Проект «Общее дело» [Электронный ресурс]:Трезвая Россия.- Екатеринбург, 2010.
7. Психологический комфорт в образовательном учреждении и как его достичь: акции, тренинги, семинары /Авт.-сост. Т.В. Романенко.- Волгоград: Учитель, 2009.- 239 с.
8. Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательной среде: учебно-методическое пособие для педагогов /Авт.-сост. М.В. Светлакова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008.-92 с.
9. Равный - Равному. Сборник игровых программ. – Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2011. - 98 с.
10. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях /А.В. Роготнева.- М.: ВЛАДОС, 2009.- 271 с.
11. Социально-психологическая работа с учащимися. [Электронный ресурс]: Технология управления современной школой – Волгоград: «Учитель», 2007.- (CD- ROM)
12. Соловьев С.С. Алкоголь, табак и наркотик – главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие /С.С. Соловьев. – М.: ДРОФА, 2006.- 192 с.
13. Тетерский С.В. Волонтер зажигает сердца /С.В. Тетерский, А.С. Дмитриев, Ю.В. Ромашина. – М.: ООО «Педагогические технологии», 2011. - 30 с.
14. Тетерский С.В. «Социальное служение (участие молодежи в общественно полезной деятельности)» / С.В. Тетерский. - Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2009.- 146 с.
15. Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной деятельности: учебное пособие /С.Н. Чистякова.- М.: ИЦ «Академия», 2012.- 135 с.
Интернет ресурсы:
http: //проектобщеедело.рф
www.uchitel-izd.ru
4. УСЛОВИЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Контроль и оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы осуществляется в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, а также выполнения индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоения умения, усвоения знаний) | Формы и методы контроля и оценки результатов деятельности | |
В результате освоении дополнительной образовательной программы обучающийся должен знать: | ||
особенности развития волонтерского движения; значение волонтерского движения в формировании активной жизненной позиции, ответственности каждого участника образовательного процесса; | беседа диспут | |
В результате освоении дополнительной образовательной программы обучающийся должен уметь: | ||
взаимодействовать между собой в процессе деятельности, приобретать умения работать в команде; использовать разнообразные формы организации профилактической деятельности (акции, классные часы, анкетирование и т.д.) представлять результаты своей деятельности в различных формах | проведение практических занятий акций тренинговых упражнений презентации публикации в СМИ | |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: | ||
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни; воспитания толерантности с целью формирования позитивных жизненных ориентаций; умения вести диалог с различными общностями, нахождения компромиссных решений в конфликтных ситуациях. | участие в общественно-значимой деятельности в лицее и вне его участие в социально-значимых проектах, творческих отчетах |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основной показатель оценки результата |
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Демонстрация интереса к будущей профессии |
ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем | Обоснование выбора и применения методов и способов решения учебных задач |
ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | Демонстрация аналитических и рефлексивных умений при выполнении учебных задач |
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | Нахождение и использование информации для выполнения учебных задач |
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Демонстрация навыков использования информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности |
ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством | Взаимодействие учащихся друг с другом |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Направление воспитательной работы | иллюстрация | мероприятие | Планируемый результат | Полученный результат | |
Популяризация ЗОЖ |
Участники и призёры КВН Раздача волонтёрами информационных листовок | В рамках Всероссийских, региональных и городских мероприятий : Месячника трезвости, дня борьбы с табакокурением и употреблением наркотических средств, курительных смесей и ПАВ, проведены конкурсы плакатов, листовок и буклетов . Лучшие работы используются при создании раздаточного материала для проведения информационных и агитационных волонтёрских акций в стенах лицея и на улицах города. В учебных группах по каждой из тем выступает мобильная волонтёрская агитбригада. По результатам проведённых в течение года мероприятий, подведены итоги на заключительном мероприятии - КВН «Шутите на здоровье». Еженедельно проводятся рейды по обнаружению самодельной рекламы по продаже курительных смесей на территории, прилегающей к лицею. Обнаруженные объявления закрашиваются.
|
|
(за исключением заболевших и находящихся в академическом отпуске)
| |
Направление воспитательной работы | иллюстрация | мероприятие | Планируемый результат | Полученный результат | |
Формирование позитивных установок на добровольческую деятельность, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими интересами, сотрудничество с государственными и общественными организациями. |
| Осуществляются ремонты квартир участников Великой Отечественной войны и Ветеранов труда. Оказаны бытовые услуги, такие, как ремонт мебели, заготовка дров. |
|
| |
| Оказана поддержка волонтёров ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Алапаевска и Алапаевского района» в проведении городского и районного спортивного мероприятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья в связи с проведениям мероприятий, посвященных декаде инвалидов на территории лицея .
|
|
- такой пример заставил задуматься о ценности собственного здоровья.
Гости после соревнований устроили творческий конкурс, потом их провели в столовую на чаепитие . | ||
| Ежеквартально проводятся благотворительные концерты в центре социальной помощи семье и детям «Гименей» (для детей-инвалидов), в психоневрологическом диспансере, в Отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста «Вдохновение».
|
|
| ||
Направление воспитательной работы | иллюстрация | мероприятие | Планируемый результат | Полученный результат | |
Формирование позитивных установок на добровольческую деятельность, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими интересами, привлечен ие к сотрудничеству государственных, общественных ,коммерческих организаций и частных лиц.. | | проведена благотворитель- ная акция «Умный малыш», которая предполагает сбор пожертвований для приобретения развивающих игр, предназначенным детям с ОВЗ. Адреса 10 семей с детьми с ОВЗ были взяты в Управлении соц. Защиты. |
|
| |
| Следующим этапом волонтёрского шефства стала акция «Новогоднее чудо». Дети с ОВЗ, при помощи родителей написали письма к Деду Морозу, в которых рассказали о себе и о том, что бы они хотели получить в подарок на Новый год. 24 и 26 декабря 2012 г. Дед Мороз со Снегурочкой посетили подщефные семьи, которые в назначенный день украсили двор, дом, нарядили ёлочку, подготовили маскарадные костюмы , дети выучили стихи и рассказали их Деду Морозу |
Все подшефные ребятишки с нетерпением ждут своих старших друзей, которые в возрасте 16-18 лет дарят тепло и заботу, праздник и чудо больным детям, постигая азы милосердия и любви к ближнему. Подшефным семьям подарена детская мебель и развивающие игры, которые своими руками изготовили в производственных мастерских обучающиеся по профессии «Плотник». | |||
| Акция – «Мягкая игрушка в подарок» - волонтёры в театрализованных костюмах развезли подшефным ребятишкам мягкие игрушки от имени обучающихся и сотрудников лицея.
| ||||
| акция «Доброе сердце», которая вышла далеко за пределы лицея. Мама Бедренко Кирилла обратилась с просьбой помочь ей собрать средства на дорогостоящую операцию для сына, больного ДЦП. | Волонтёры отряда «Ласточки» организовали информационную акцию. К данному мероприятию подключили СМИ. «Алапаевская газета» опубликовала статью об акции «Доброе сердце». В ходе акции корреспонденты Алапаевской телевизионной компании совместно с волонтерами выехали в семью Бедренко и создали ролик о Кирилле, о людях, сочувствующих горю этой семьи. Ролик был показан в эфире. На призыв о помощи откликнулись десятки граждан, которые направили свои средства на счет Общества инвалидов в фонд Кирилла.
ционных стендах лицея. | |||
Формирование позитивных установок на добровольческую деятельность, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими интересами | | Областной фестиваляь творчества детей с ОВЗ «Открой себя миру».
|
|
Зал ДК Станкозавода празднично украшен, экспонаты выставки заинтересовали многих гостей, волонтры с удовольствием играли с малышами в игровых уголках, задорные аплодисменты подбадривали участников фестиваля. Волонтёры создали праздничное настроение. Участниками и призерами фестиваля стали обучающиеся лицея, занявшие 1 и 3 место в номинации литературное творчество (Люба Минина и Саша Тупицын). |
1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
2 http://www.adolesmed.ru
3 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008г.) - Законы Российской Федерации - М: Омега-Л - 2008