СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развиваем ассоциативное мышление"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что же вообще такое ассоциация и как она может способствовать запоминанию информации.

Для чего нужно развивать ассоциативное мышление?  Как это можно сделать? И что это вообще такое? 

Просмотр содержимого документа
«"Развиваем ассоциативное мышление"»

Тема занятия: Повторение пройденного. Развиваем ассоциативное мышление

В качестве эпиграфа к сегодняшнему занятию будут слова Поля Торренса – американского психолога, создателя известного теста креативности, который так и называется – тест Торренса:

"Креативность - это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее".



Что же вообще такое ассоциация и как она может способствовать запоминанию информации.

Для чего нужно развивать ассоциативное мышление? И что это вообще такое? Если ещё не знаете, самое время узнать и взять на вооружение. Ассоциативное мышление помогало ещё нашим предкам – выживать, делать открытия, разрешать жизненные задачи.

Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие). К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д.

Задачи ассоциативного мышления:

  • создавать новые оригинальные идеи;

  • развивать воображение и фантазию;

  • образовывать смысловые связи.

Ассоциировать слово можно не только с другим словом (лексическим обозначением объекта), но и с признаками объекта (запахом, цветом, образом, ощущение, воспоминанием, символом и т.д.)

Развивать ассоциативное мышление стоит, ведь у человека по многим причинам довольно ограниченный круг ассоциаций, а это не позволяет ему воспользоваться всеми возможностями ассоциативного мышления. Кроме того, оно помогает развивать память.

Запоминание новых предметов, явлений, событий и фактов происходит на основе существующего у нас опыта. Мы включаем воображение и запоминаем новое слово, привязав его к чему-то знакомому нам.  

Для того, чтобы целенаправленно развивать ассоциативное мышление, нужно освоить несколько несложных упражнений. Кстати, некоторые из них вы уже выполняли (как, например, упражнение 1).

Итак, читайте и выполняйте!

Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.

Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.

Упражнение 2. Создаём ряд ассоциаций.

К придуманному слову подбираем слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.\

Упражнение 3. Один признак. Наша задача – к двум словам подобрать ассоциации по заданному признаку. К примеру: тёмный и большой (лес, двор).

Упражнение 4. Оригинальные ассоциации.

Мы создаём непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.

Часто такие простые упражнения находят место на обычных школьных уроках. И не зря! Такие развивающие минутки на уроках стимулируют мышление ребят, это помогает им писать сочинения, анализировать какую-то информацию, более прочно и просто запоминать информацию.

Эти же упражнения привычны и для индустрии рекламы. Именно так создаются рекламные концепции, пишутся слоганы.

Подведем итог.

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

Дополнение: зубная паста и зубная щетка.


Успехов вам в развитии ассоциативного мышления и достижения высоких результатов в учебе!