Тема занятия: Повторение пройденного. Развиваем ассоциативное мышление
В качестве эпиграфа к сегодняшнему занятию будут слова Поля Торренса – американского психолога, создателя известного теста креативности, который так и называется – тест Торренса:
"Креативность - это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать будущее".
Что же вообще такое ассоциация и как она может способствовать запоминанию информации.
Для чего нужно развивать ассоциативное мышление? И что это вообще такое? Если ещё не знаете, самое время узнать и взять на вооружение. Ассоциативное мышление помогало ещё нашим предкам – выживать, делать открытия, разрешать жизненные задачи.
Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие). К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д.
Задачи ассоциативного мышления:
создавать новые оригинальные идеи;
развивать воображение и фантазию;
образовывать смысловые связи.
Ассоциировать слово можно не только с другим словом (лексическим обозначением объекта), но и с признаками объекта (запахом, цветом, образом, ощущение, воспоминанием, символом и т.д.)
Развивать ассоциативное мышление стоит, ведь у человека по многим причинам довольно ограниченный круг ассоциаций, а это не позволяет ему воспользоваться всеми возможностями ассоциативного мышления. Кроме того, оно помогает развивать память.
Запоминание новых предметов, явлений, событий и фактов происходит на основе существующего у нас опыта. Мы включаем воображение и запоминаем новое слово, привязав его к чему-то знакомому нам.
Для того, чтобы целенаправленно развивать ассоциативное мышление, нужно освоить несколько несложных упражнений. Кстати, некоторые из них вы уже выполняли (как, например, упражнение 1).
Итак, читайте и выполняйте!
Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.
Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.
Упражнение 2. Создаём ряд ассоциаций.
К придуманному слову подбираем слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.\
Упражнение 3. Один признак. Наша задача – к двум словам подобрать ассоциации по заданному признаку. К примеру: тёмный и большой (лес, двор).
Упражнение 4. Оригинальные ассоциации.
Мы создаём непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.
Часто такие простые упражнения находят место на обычных школьных уроках. И не зря! Такие развивающие минутки на уроках стимулируют мышление ребят, это помогает им писать сочинения, анализировать какую-то информацию, более прочно и просто запоминать информацию.
Эти же упражнения привычны и для индустрии рекламы. Именно так создаются рекламные концепции, пишутся слоганы.
Подведем итог.
Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.
Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.
Виды ассоциаций
Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:
Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
Дополнение: зубная паста и зубная щетка.
Успехов вам в развитии ассоциативного мышления и достижения высоких результатов в учебе!