Развиваем и совершенствуем речь
(Обобщение опыта работы кружка развития речи)
В этом сборнике представлены игры и игровые упражнения, которые используются на занятиях по развитию речи с целью изучения и закрепления программного материала. Все игры – многоцелевые. Они помогут педагогу сделать содержательнее и интереснее не только процесс обучения, но и досуг детей.
Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей постоянно сопутствует овладение мыслительными операциями. Помимо этого, развитие речи включает воспитание культуры речепроизнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, нормальный темп речи, её громкость), интонационную выразительность и расширение словарного запаса.
«Игры со скороговорками»
Скороговорка с переменой задач.
Каждый учащийся получает карточку с заданием, где указано, как обыграть заранее выученную скороговорку, какое словесное действие необходимо выполнить. Это может быть: «напугать», «объяснить», «пожаловаться», «удивиться» и т.д. Учащиеся соревнуются между собой: кто лучше справится с заданием. Это упражнение станет увлекательнее, если задания на карточках держать в секрете друг от друга. После показа работ педагог предлагает учащимся догадаться, какое задание получили выступающие ребята. Внимание! В работе со скороговорками не допускается бессмысленное пробалтывание текста.
«Змейка с воротцами»
Дети двигаются цепочкой за ведущим через ворота, образованные двумя
последними играющими. Тот ребенок, перед которым ворота захлопнулись, должен произнести скороговорку. Если он сделает это хорошо, ворота открываются и игра продолжается. В противном случае учащийся повторяет скороговорку, исправляя ошибки.
«Дорожка со скороговорками»
Все играющие делятся на две команды и становятся рядом в колонны. На другой стороне зала, напротив каждой команды стоят «судьи». Около них на полу, лежит коробочка со счетными палочками. По сигналу первые игроки из каждой команды стремятся первыми добежать до своей коробочки и, взяв из неё только одну палочку, произносят «судье» заранее выученную скороговорку. Если скороговорка произнесена чётко, правильно и в быстром темпе, то игроку разрешается положить палочку на пол около «судьи». Первые игроки возвращаются в команды и передают эстафеты вторым игрокам. Постепенно из палочек в каждой команде будет выкладываться своя дорожка. Судьи, по общей договорённости, останавливают игру и подсчитывают количество палочек в дорожке. Побеждает команда, у которой дорожка окажется длиннее (см. фото в приложении).
«Наши стихотворки»
Ход игры. Учащимся предлагается сочинить рифмованные строчки к определённым слогам. Например:
са - са – са – в лесу бегает лиса,
со – со – со – у Вовы колесо.
Наиболее удачные стихотворки заучиваются. Стоя в кругу и хлопая в ладоши, ребята ритмично произносят текст, чётко выговаривая слова. Вот некоторые стихотворки, написанные кружковцами: са – са – са – голубые небеса,
со – со – со - я увидел Пикассо,
ас – ас – ас - очень вкусный ананас,
ос – ос – ос – а на пальме есть кокос,
су – су – су – растут подснежники в лесу,
сы – сы – сы – у зайчишки есть усы.
Стихотворки могут использоваться в разминках и в тренингах по дикции.
«Небылицы»
Ход игры. Сочинения небылиц – одно из самых весёлых заданий. «В лесу на деревьях растёт лапша, а на ёлках висят груши» - так сочинил второклассник небылицу про лес. Конечно же, это «чепуха». Но чтобы придумать небылицу, надо обладать весьма развитым воображением. Можно предложить сочинить небылицу на определённую тему или вставить в небылицу обязательных три слова, например: корова, подушка, небо. Один из учащихся написал такую небылицу: «Корова села на подушку и полетела в небо».
«Новые слова»
Ход игры. Дети записывают слово, из букв которого надо составить новые слова. Например, из слова «первоклассник» можно слова «коса», «нора», «пар», «сок», «класс» и другие. Эта игра – конкурс проводится по нескольким номинациям:
У кого больше новых слов.
Кто составил самое длинное слово.
Кто написал слово, неповторяющееся у других игроков.
Начинается игра с того, кто придумал большее количество слов. Он зачитывает свои слова, а остальные участники игры вычёркивают их из своих списков. Затем каждый подсчитывает количество не вычеркнутых слов. Игру продолжает тот, у кого осталось больше слов.
Каждый организатор вправе ввести свои правила игры. У нас в кружке запрещается включать в список новых слов имена, глаголы, местоимения и количественные числительные. По окончанию игры в каждой номинации определяются победители.
«Бинго»
Ход игры. Каждый из участников игры на листе бумаги рисует таблицу из девяти клеточек (3х3). Определяется тема игры, например: города или поэты. Заранее обговаривается вариант «Бинго». В секрете от других играющих в каждую клеточку игрок записывает тематическое слово. Игра начинается тогда, когда все таблицы будут заполнены. Первый игрок зачитывает первое слово в своей таблице и вычёркивает его. Остальные тоже вычёркивают это слово, если оно у них встречается. Следующий игрок называет первое слово в своей таблице и вычёркивает его. Если первое слово уже вычеркнуто в таблице, то называется следующее не вычеркнутое слово. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не закричит: «Бинго!» (см. фото в приложении).
Один из вариантов «Бинго» Игра «Бинго»
«Найди слово»
Ход игры. В начале игры ведущий читает стихотворение и даёт задание, где найти слово:
Я найду слова везде:
И на небе и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Кто найдёт слова на небе?
Ребята по очереди называют слова. Когда подходит очередь, играющий называет только одно слово. Например: «звезда» или «самолёт». Сказанные ранее слова повторять запрещается! Каждый раз подыскиваются новые слова. Когда перебрали все слова на «небе», ребята ищут слова на «полу», в «воде», в «кармане», на «кухне» и т. д.
«Заглавие»
Ход игры. Педагог читает небольшой рассказ или сказку и просит учащихся придумать к нему заглавие, так чтобы оно отражало основную идею текста. Стимулируйте поиск названий! К одному рассказу может быть найдено хотя бы пять заглавий. После игры проводится разбор работ и отмечаются самые интересные заглавия.
«Сказочный зачин»
Ход игры. Сказочный зачин – это начало сказки, которую педагог читает детям. Задача учащихся – придумать своё продолжение сказки. Целесообразно брать неизвестные сказки или же педагог придумывает свой зачин. Не забывайте одобрить оригинальную работу ребёнка!
«Рассказы в картинках»
Ход игры. Для выполнения задания подбираются детские книжки с весёлыми историями в картинках В.Сутеева, Н. Радлова или других авторов – художников. Задание может выполняться индивидуально или небольшими группами. Учащимся предлагается рассмотреть картинку и написать рассказ по ней. Можно предложить выполнить ещё одно задание: озаглавить свою историю. После выполнения задания идёт обсуждение творческих работ, отмечаются самые интересные из них (см. фото в приложении).
« Рассказы в картинках»
«Ну-ка, отгадай!»
Ход игры. Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа втайне от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только «да» или «нет».
Дети из первой подгруппы выстраиваются по прямой линии. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задаёт вопрос ребёнок из второй подгруппы: «Оно живое?» Первый ребёнок из первой подгруппы отвечает: «Да». Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй подгруппы: «Я его видел?» Второй ребёнок из первой подгруппы отвечает: «Да» и так далее. После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.
Примечание: 1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или не живое)?»; «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это человек?»; «Это съедобное?»; «Это транспорт?»…
«Картинки – загадки»
Ход игры. Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель берёт большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки из детского лото).
Водящий подходит к учителю и берёт одну из картинок. Не показывая её остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первым угадал правильный ответ.
«Зверь, птица небылица»
Ход игры. Участники игры становятся или рассаживаются в кружок. Ведущий, проходя мимо них, всё время повторяет: «зверь, птица, небылица». Внезапно он останавливается против кого-либо, громко называет одно из этих слов и считает до пяти. Этот играющий должен назвать соответственно зверя или птицу, а если требуется сказать небылицу, то назвать то, чего в лесу не бывает. Кто не сумеет выполнить задания, выбывает из игры. Повторять то, что уже сказано, не разрешается.
«Земля, вода, огонь, воздух»
Ход игры. Ребята становятся в круг, в средине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь и произносит одно из этих слов. Если «земля» - надо назвать какое-либо животное. «Вода» - рыбу; «воздух» - птицу»; «огонь» - все должны несколько раз быстро перевернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему. Невнимательные дети выходят из игры.
«Отгадай животное»
Ход игры. Прикрепите каждому ребёнку на спину по карточке с названием животного или по картинке с его изображением. По вашему сигналу дети по очереди задают вопросы, чтобы догадаться, каким животным они стали. Старайтесь сделать так, чтобы дети задавали вопросы всем членам группы. Игроки могут задавать сколько угодно вопросов, но ответы на них могут быть только «да», «нет, «может быть». (Иногда, перед началом игры, я обсуждаю с детьми, какие вопросы лучше задавать, чтобы игра не стала бесконечной и можно было догадаться, что ты за животное).
Как только все дети будут уверены, что они угадали своё животное, попросите их написать на листочке своё имя и название того животного, кем они стали. После того, как все выполнят это задание, начинайте церемонию награждения.
«Автобиография»
Эта игра интересна не только детям, но и взрослым.
Ход игры. В начале игры педагог объясняет учащимся, что когда человек устраивается на работу, он, как правило, пишет автобиографию. В автобиографии он сообщает, где и когда родился, кто родители, какую школу окончил, есть ли среднее или высшее специальное образование, где и в качестве кого работал, в каких войсках и кем служил, имеются ли награды, и какие…
А теперь представьте, что на работу решили устроиться некоторые сказочные персонажи.
Попробуйте от их имени написать их автобиографию.
Эта автобиография должна принадлежать…
*Бабе-яге;
*Карлсону;
*Старику Хоттабычу;
*Барону Мюнхаузену;
*Кащею Бессмертному.
«Угадай по описанию»
Ход игры. Педагог прикрепляет на доску 6 – 10 картинок снеговиков или матрёшек. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия. «Не перепутайте снеговиков (матрёшек), когда я буду рассказывать об одном из них», - предупреждает педагог. Давая описание, педагог сначала называет признак, общий для всех снеговиков (матрёшек), потом указывает на признак, имеющийся только у нескольких снеговиков. Далее подчёркивает признак, присущий только двум снеговикам (матрёшек). И, наконец, педагог обращает внимание на последний - отличительный признак. В конце игры педагог заслушивает все ответы детей и показывает на снеговика (матрёшку), которого он загадал.
Список литературы:
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Весёлые конкурсы для больших и маленьких. – Москва: АСТ – ПРЕСС СКД, 2006.
Королевич Г.К., Грачёва О.О. Творческие занятия в группах продлённого дня. – Минск: Культура, 1987.
Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. – Хабаровск: Детский концерн «Брокколи»,1999.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва: Просвещение, 1983.