С
анкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания населения
«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
Петродворцового района Санкт-Петербурга»
Методическая разработка
Урок
«Развиваем ориентировку с помощью фитбол-гимнастики»
Кондрашова Валерия Александровна,
инструктор по Физической Культуре
Санкт-Петербург
2021
УДК 379.822 ББК 77.02 | СОГЛАСОВАНО Методическим советом Протокол № ___ от «___» 202___ г. Председатель _____ О.А. Фокина Секретарь ________ Л.Л. Куценок |
Авторы – составители: Инструктор по ФК, Кондрашова Валерия Александровна.
Рецензент:
Аннотация.
Полезность фитбол-гимнастики заключается в том, что через разнообразие элементов, гимнастика с использованием фитболов обеспечивает условия для оптимизации работы всех систем жизнеобеспечения человека с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо, также отметить, доступность упражнений на мячах для людей различных возрастных групп, различных уровней подготовки физической выносливости, возможность проведения оздоровительных занятий для детей с некоторыми видами заболеваний. Регулируя динамику физических нагрузок с учетом психофизических возможностей каждого обучающегося, можно обеспечить преемственность в развитии и поддержании основных физических качеств, соблюдая дидактические принципы «от известного к неизвестному» и от «простого к сложному».
Ключевые слова: Адаптивная физкультура, гимнастика, упражнения, фитбольный мяч.
©Кондрашова В.А.
© СПб ГБСУСОН «ЦСРИДИ Петродворцового района»
Содержание
Введение ………………………………………………………………...…...……4 |
Основная часть……………………………………………………………...…….5 Практическая работа…………………………………………………………..….5 |
Заключение…………………………………………………………………....….12 |
Литература……………………………………………………………………….13 |
Введение
Методическая разработка урока по теме «Развиваем ориентировку с помощью фитбол-гимнастики» предназначена для проведения занятия в отделении Адаптивной физической культуры инвалидов трудоспособного возраста и детей инвалидов. Направленность физкультурно-оздоровительная.
Фитбол-гимнастика дает нагрузку на большинство групп мышц, развивает выносливость и гибкость, улучшает координацию движений и работу вестибулярного аппарата, а также стимулирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А данный урок направлен на развитие ориентировки в пространстве.
Цель занятия: Содействовать развитию ориентировки.
Задачи:
Развить координацию.
Развить согласованность рук и ног.
Развить ориентировку в пространстве.
Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей.
Воспитать чувство коллективизма.
Формировать культуру движений.
Формировать осознанное отношение к своему здоровью и мотивацию к здоровому образу жизни.
Воспитывать бережное отношение к инвентарю.
Формировать дисциплинированность.
Оборудование:
Фитбол-мяч
Мячи для мелкой моторики (от 2 шт. до 4шт.)
Коврики
Магнитофон
Основная часть
План занятия
1.Подготовка к занятию: померить давление. (3 мин.)
2.Инструктаж по технике безопасности. (3 мин.)
3.Ознакомление с задачей урока. (1 мин.)
4.Практическая работа. (35 мин.)
5.Анализ проделанной работы. (2 мин.)
6.Уборка инвентаря (1 мин.)
Ход занятия.
1.Организационный этап.
Медицинский работник мерит давление и допускает к занятию реабилитантов.
2.Инструктаж по технике безопасности.
Инструктор объясняет основные правила поведения в зале:
В зал не допускаются клиенты, использующие украшения и еду,
Мячи берем по указанию инструктора,
Не бросать мяч сильно в людей, а делать это аккуратно снизу-вверх,
Не разговариваем во время занятия,
Если кто-то почувствовал недомогание- прекращает занятие и обращается к мед. Работнику.
3.Ознакомление с задачей урока.
Объяснить для чего необходима ориентировка в пространстве.
Ф.Н. Шемякин (1940) ориентировку в пространстве определил, как
уяснение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам, или, что одно и то же, их положения по отношению к нему самому. Исследователи отмечают, что пространственная ориентировка зависит от целостного восприятия предметного мира.
4. Практическая работа.
Взять мячи для мелкой моторики и встать в круг. Начать бросать определенным способом мячи в хаотичном порядке снизу наверх: Ладошка накрывает мяч и кисть подворачивается вниз, затем рука раскручивается наверх, она выпрямляется и мяч летит вверх, чтобы его заметил человеческий глаз. Рядом стоящему бросать нельзя.
Добавляются задания: Выполнять броски и ловить только правой рукой.
Выполнять броски и ловить только левой рукой.
Выполнять броски и двигаться по кругу по направлению часовой стрелки/обратно.
1. Мостик на мяче. Исходное положение: Сидя на фитболе. Переступая ногами вперед, перекатите мяч под плечи и лопатки. Колени согнуты и расположены над лодыжками, ступни на ширине плеч руки на бёдрах, корпус параллельно полу.
Опустите бедра. Затем напрягая мышцы ягодиц и задней поверхности бёдер, поднимайте таз до тех пор, пока тело не образует прямую линию от плеч до коленей. Задержитесь на несколько секунд и снова опустите бедра.
2. Прогиб с мячом в руках. Исходное положение: На раз – поднимаем вверх мяч, на два – отставляем правую ногу назад, на три – делаем прогиб в пояснице, на четыре – опускает мяч вниз и ногу приводим в И.П.
3. Планка. Исходное положение: Поставьте локти и предплечья на фитбол, так чтобы локти находились строго под плечами, при этом локтевой сустав образует прямой угол. Тело держите прямо, опираясь на предплечья и пальцы стоп.
4. Упражнение на пресс. Исходное положение: Лежа на коврике, руки вдоль тела, ногами зажать мяч. Поднимать мяч вверх, затем опускать не до конца. Если сложно, то можно упростить упражнение, согнув ноги в коленном суставе.
Цапля. Исходное положение: стоя на оной ноге с мячом в руках перед собой. Затем повторить то же на другой ноге. Минимум 10 сек.
5. Анализ проделанной работы: Похвалить всех трудящихся, и указать на очевидные ошибки.
6.Уборка инвентаря.
Заключение
Таким образом, урок с фитболом включает у ребят с отклонениями здоровья в работу мозжечок, позволяет развить координацию движений, развивает ориентацию в пространстве, развивает согласованность ног и рук, это помогает лучше чувствовать себя в бытовой и трудовой жизни. Формирует музыкальный вкус и воспитывает социальные качества. Так же, все занимающиеся получают убойную силу серотонина, который сильно влияет на положительное настроение.
Литература
Балашова В. Ф. Теория и организация адаптивной физической культуры. Тестовый контроль знаний: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Физическая культура, 2009. – с.192
Гусак, Ю.Л., Байбородина, И.Б., Барышникова, Н.В., Корзунина, Т.В., Олым, А.П., Лошак, С.И., Андрюнина, И.Л., Лаптева, И.А., Лямин, В.И., Ганьшин, А.Н. Опыт работы по организации деятельности Центра социальной реабилитации инвалидов. СПб.: Нестор, 2009.с. 202
Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. Том 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. / Под ред. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – с.448
Жданова, Е.А. Адаптивное физическое воспитание в подготовительных и специальных медицинских группах общеобразовательных учреждений: учебно-метод. пособие / Е.А. Жданова. - Уфа: Вост. ун-т, 2009. – с.104
12