Развиваем речь дома!
Нашей первой локацией будет ванна.
Что делаем?
Укрепляем мышцы языка, губ и щек. В процессе чистки зубов можно выполнят легкую артикуляционную гимнастику. Например, облизать зубы, затем губы; проверить язычком, чистые ли щеки; вытянуть язык вниз, а потом поднять наверх. Также можно осторожно щеточкой почистить язык и слегка поколоть губы. А еще здорово набрать воду в рот и плевать или пускать фонтанчик.
Развиваем сильный выдох. Во время купания покажите ребенку. что можно сдувать с ладошки пену или капельки, дуть на воду, создавая волны. Если ваш ребенок знает, что пить воду из ванной нельзя, то предложите трубочку. Он в нее будет дуть и радоваться пузырькам.
Обогащаем словарь. Подбирайте звукоподражания, слова и фразы в зависимости от возраста и умений ребенка. Для одних это – кап-кап, бр, ай, рука, нога…. А для других – горячо-холодно, эта игрушка тяжелая и она тонет.
Развиваем грамматический строй. Играя в ванной, можно повторить предлоги и научиться превращать из существительного прилагательное (мыло-мыльное), изменять слова по падежам, числам. Такие упражнения можно выполнять после того, как у ребенка появится фраза. Малыши пусть тоже слушают. Например: Я купаю утку, мишу, заю…
Формируем связную речь. Специалистами доказано, что связная речь не проявляется без сюжетной игры. Поэтому, купаясь с игрушками, вы можете придумывать вместе с ребенком различные истории, проговаривая фразы. Это подтолкнет речь малыша значительно вперед.
Развиваем навыки самообслуживания. Попросите ребенка помочь вам в уборке (протереть кран, повесить полотенце на крючок и тд.) Научите, в соответствии с возрастом, чему-то новому: самому мыть голову, складывать вещи в стиральную машину, вытирать ножки после купания, стирать носки и тд.
Развиваем речь ребенка на кухне.
Мы много времени проводим за столом или за приготовлением пищи. Почему бы не сделать это с пользой? Итак, что будем делать?
Готовить. Будите смеяться, но при совместном приготовлении пищи вы не только разжигаете аппетит, но и проговариваете, и показываете, что, как делаете, какие ингредиенты кладете. Ребенок увлечен и впитывает информацию с огромной охотой. Так он обогатит словарь новыми словами: глаголами, прилагательными, существительными. Если малыш еще маленький, то предлагайте короткие инструкции: «Вари», «Соли», «Ешь» и т.д. При многократном произнесении ребенок быстро запомнит слово и захочет его произнести.
Мыть посуду. Это полезное занятие для детей. Объясню почему, когда вы моете тарелку, то чаще всего совершаете круговые движения 1 рукой, а другой крепко держите саму тарелку. Одновременно такие действия ребенок иногда не может сделать, т.к. недостаточно развито межполушарное взаимодействие. А мы помогаем его формировать. Таким образом, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и координацию движений. Можно предложить подмести пол, порезать банан безопасным ножом, налить воды в чашку. Во всех этих заданиях работают две руки.
Есть. Во время приема пищи все детки пачкают лицо. Этот неприятный момент можно скрасить артикуляционной гимнастикой. Попросите ребенка облизать зубы, губы. почистить щечку внутри язычком, дотянуться до крошек на тарелочке, почистить тарелочку, облизав ее язычком. Но не только это можно делать за столом. Вы рассказываете про ощущения, вкус еды, какого цвета блюдо, как пахнет. Это обогатит словарь прилагательными и подтолкнет к развитию диалогической и связной речи.
Нюхать и остужать еду. Сначала учим нюхать. Показываем утрированно, наслаждаемся ароматом. Затем предлагаем вместе понюхать апельсин, хлеб, суп. А после учим дуть. Легче всего получается, когда ребенок понимает, зачем это нужно. Например: вы поставили тарелку с супом; скажите, что горячо: «Ай! Надо остудить вот так». И дуете на ложечку. Затем предлагаете ребенку подуть, произнеся одно слово «дуй».
Слушать звуки. Конечно, на кухне нас окружает большое количество звуков. Давайте прислушаемся. Что вы слышите впереди? Что шумит за окном? Кто разговаривает? Так вы развиваете слуховое восприятие и внимание, необходимое для развития речи.
Как все упражнения и игры объединить в 1 день. Как все успеть?
Рассмотрим утренние процедуры в качестве примера.
Утро
Во время пробуждения мы можем нежно погладить каждую часть тела: «Ножка проснулась!» При этом очень здорово использовать ароматические масла, если нет противопоказаний. (Как использовать? Капнуть на свои ладошки и хорошенько растереть. Ребенку приятно будет чувствовать аромат- с большей охотой проснется).
Вместе застилаем кровать и идем умываться. Перед зеркалом делаем легкую артикуляционную гимнастику, рассматриваем личико и показываем части лица.
Одеваемся
Обсуждаем одежду: цвет, фактуру, куда надевать.
Зарядка
По возрасту выбираем, какая больше подходит (активная, пассивная). Добавляем игры-стоп. Например, ребенок бежит по кругу. Когда услышит, что музыка остановилась, то замирает. Лучше всего делать это вместе.
Завтрак
Вспоминаем, что можно нюхать, дуть на еду, пользоваться столовыми приборами, язычком облизывать ложечку, вытирать со стола, мыть посуду и т.д.
Игры
Выберите 1-2 игры, которые очень любит ваш ребенок и вы. Активно. эмоционально проведите время, закрепляя звуки, звукоподражания, глаголы в повелительном наклонении.
Прогулка
Наводим порядок после игры, закрепляем понятия «дай-на», учим понимать предлоги и находить игрушку по описанию.
Затем переодеваемся
Стараемся с каждым разом меньше помогать, давая время на самостоятельное выполнение простых действий.
Выходя из дома, послушайте, всё ли вы выключили. Спросите ребенка, какие звуки его окружают.
Затем, спускаясь по ступенькам, мы стараемся под ритм проговорить звуки (например: правая ножка поёт А, левая И), слова, стихи. Главное – удержать ритм.
Вот такое активное утро получается. Задания мы предлагаем доступные ребенку и по чуть-чуть усложняем.