Развивающая методика Дьенеша – игры с блоками для детей и занятие в средней группе.
Логические блоки Дьенеша – уникальная методика интеллектуального развития дошкольников, подготовки их к школе. Игры развивают математическое и логическое мышление, раскрывают творческие способности ребенка, улучшают пространственную ориентацию. Играть с детьми можно на протяжении всего дошкольного периода с постепенным усложнением заданий.
Выглядят блоки Дьенеша как объемные геометрические объекты, напоминающие те, из которых дети обычно строят домики. Однако это не просто конструктор, а материал для целой серии развивающих и обучающих игр.
В комплекте 48 неповторяющихся форм. Каждый объект отличается от остальных хотя бы одним из 4-х параметров:
геометрией – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
окраской – красный, синий, желтый;
величиной – крупный, маленький;
объемом – толстый, тонкий.
То есть комплект состоит из 4-х групп фигур по 12 штук в каждой. Группы блоков Дьенеша позволяют организовывать множество увлекательных игр, которые учат дошкольника анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать информацию. Комплект дополнен карточками с иллюстративными, схематичными и шаблонными изображениями, а также описаниями заданий.
Методика педагога Дьенеша развивает математическое мышление. Для разностороннего развития ребенка необходимо применять и другие обучающие методы. Она подразумевает 6 обучающих этапов, зависящих от возрастных способностей детей:
игра без правил – ребенок учится работать с блоками, у него формируются математические представления;
игра по правилам;
занятие со сравнительным анализом;
репрезентация – ребенок играет в соответствии с предлагаемыми методиками, ориентируясь на обретенные знания;
творческие занятия, проводимые в соответствии с логическими представлениями;
формализация – тот уровень занятий, при которых дошкольник уже способен делать выводы и обоснования.
Цели: Маленькие дети без проблем осваивают арифметическую науку, но абстрактное мышление вызывает у них затруднение. Ребенок склонен при поиске информации ориентироваться на шаблоны, но это не всегда получается. Дьенеш изобрел методику, посредством которой дошкольники узнают об абстрактных понятиях, визуализируя их. Математические блоки Дьенеша – нетрудный для детского восприятия и увлекательный вариант подготовки к школе.
Цель игр Дьенеша – формирование логического и математического мышления у детсадовцев и младших школьников.
Задачи:
обучение навыку анализа форм, сравнения их по определенным параметрам;
творческое и интеллектуальное развитие;
развитие умения логически мыслить, строить цепочки мыслей, выказывать предположения;
формирование ответственности, усидчивости, прилежания;
развитие речи, расширение индивидуального словаря.
Использование блоков Дьенеша актуально в детсадах и 1-2 классах начальной школы. То есть занятия предназначены для детей 2-8 лет.
Дети обожают возиться с блоками Дьенеша как с конструктором. Такая игра развивает воображение, творческое мышление.
Дети конструируют что-нибудь по предложению воспитателя или по собственному желанию. Для начала пусть воспитанники потренируются конструировать с использованием наглядной схемы. Затем они должны подключить фантазию.
Для детей средней группы было проведено занятие на тему: «Заборчики и сарайчики»
Цель: Формировать умение строить заборчики.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания фигуры; закреплять умение различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг); закреплять представления о строительных деталях: кубик, кирпичик; различать и называть способ сооружения постройки (расположение деталей по высоте); упражнять детей в умении называть стороны детали (узкая короткая, узкая длинная).
Развивающие: развивать конструктивные навыки, мышление, фантазию, речь детей; развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность (соблюдать порядок в строительном материале).
Материал: блоки Дьенеша и кубик (красный кубик из строительного набора, на одну грань которого наклеены глазки и рот.
Ход работы
Заинтересовать детей сказочным сюжетом, эмоционально их настроить, постараться вызвать ожидание необычного, волшебного, загадочного. Познакомить детей с кубиком. Пообщаться с ним от лица Кубика, пригласить ребят к нему в гости в волшебную страну, куда можно попасть, лишь выполнив задания. Загадать загадку:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные,
Желтые, красные,
Зеленые, синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться.
(Коробка с блоками Дьешена).
Работа с иллюстрацией «Забор с узорчатой решеткой».
Предложить детям рассмотреть иллюстрацию и подумать над вопросом: «Что может быть под этим забором?» и предложить построить красивые заборчики из строительного материала. Научить детей сооружать на столе несколько вариантов заборчиков из любых деталей разных видов и цветов.
Воспитатель рассматривает с детьми заборчики, выделяя знакомые детали. Пусть дети выберут любые игрушки и построят для них загородки, заборы, ограждения. Форму ограждения дети выбирают сами.
По окончанию работы полюбуйтесь вместе с детьми постройками, рассмотрите, какие разные получились загородки, из деталей какого цвета и формы они состоят.
Советы воспитателям.
- подводите детей к самостоятельному анализу построек;
- учите рассказывать о том, из каких деталей и каким образом они построены;
- побуждайте к гармоничному сочетанию деталей по форме и по цвету, к самостоятельности, к контактам со сверстниками и взрослыми;
- помогайте развивать игровые сюжеты;
- предлагать аккуратно разбирать постройки, конструкции, раскладывать детали, убирать на место.
Воспитатель приглашает детей за столы. На каждого ребенка на столах лежат: коробочки с деталями (блоками Дьенеша). Воспитатель обращает внимание детей на то, что начинаем строить слева направо. Во время работы детей, воспитатель помогает детям при необходимости, обращая внимание детей на чередование кирпичиков по цвету (красный-желтый-синий).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какие разные постройки получились. Кто строил забор для зайчика? А кто для коровки? (Дети показывают постройки). Воспитатель при необходимости обращает внимание на дополнительные детали постройки у некоторых детей (возможна постройка ворот, калитки и т. п.) и способы использования дополнительного игрового материала.
По окончанию работы, Воспитатель вместе с детьми рассматривает постройки, обыгрывает, спрашивает из каких деталей, цвета, формы построены заборчики.