
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
На тему воспитательных возможностей внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности подготовлена специальная образовательная программа для кружка «Ручеек», в которой предметом обучения является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у дошкольников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознания и мышления, творческие способности и самостоятельность.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития физических качеств и координации движений. Существенную помощь педагогу дополнительного образования в этом могут оказать подвижные игры. Подвижные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Неслучайно игры существовали уже на заре человечества.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны дошкольникам. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах.
Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания дошкольники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ("Гуси- лебеди”, например).
Игровая ситуация увлекает и воспитывает дошкольника, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы младшего школьника, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Программа «Калейдоскоп игр»- модефицированная, спортивно- оздоровительного направления и в основе ее содержания лежит игра.
Актуальность предлагаемой программы Подвижные игры являются прекрасным средством физического развития дошкольников. Они не требуют специальной подготовки детей.
В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, многогранно упражняются и развиваются важные качества и способности, накапливается ценный опыт использования своих возможностей, и формируются общественно значимые черты поведения.
Подвижных игры воспитывают такое ценное качество, как стремление к взаимопомощи, приучают к разумному риску, преодолению эгоистических наклонностей, согласованию своих действий с действиями других.
Педагогическая целесообразность. Переход из социальной роли дошкольника, к социальной роли учащегося сопряжен с различными, в том числе и психоэмоциональными перегрузками. Занятия в кружке улучшают функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, повышает умственную и физическую работоспособность. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания: развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, они испытывают чувство радости, подъёма от проявленных двигательных действий, красоты совместных движений.
В процессе разнообразного общения со сверстниками и взрослыми ребёнок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, достигать взаимопонимания.
Особенность программы заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется разнообразным формам творческого и социального взаимодействия детей и педагога и возможности освоения различных социальных ролей и формирование положительного социального опыта. Занятия построены в виде игры. Основная цель этих превращений в весёлую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора ( заклички, песни, считалки прибаутки, поговорки), способствующие освоению культурного наследия русского народа.
Цель программы – создание условий для физического развития, социальной адаптации, творческой активности детей средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность..
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
активизировать двигательную активность дошкольников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Программа «Калейдоскоп игр» для дошкольников основывается
на принципах:
природосообразности. Предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность дошкольников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека. кулътуросообразности. Предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность дошкольников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими спортивным и здоровьесберегающим традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям;
коллективности. Применительно к спортивно-оздоровительной деятельности предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа;
диалогичности. Предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и обучащихся в спортивно-оздоровительной деятельности.
патриотической направленности. В программе внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности предполагает использование эмоциональноокрашенных представлений (образы спортивных общественнозначимых явлений и предметов; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий);
поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в спортивно-оздоровительной деятельности процесса формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной телесности.
Программа предназначена для девочек и мальчиков дошкольного возраста, рассчитана на 1 год обучения, 34 часа, одно занятие в неделю.
Занятия могут проходить в форме групповых, индивидуальных. Группое занятие является основной формой занятий.
Уровеь усвоения программы-общекультурный.
Одним из образовательных компонентов процесса обучения является контроль знаний ( промежуточный и итоговый), может проводиться в форме конкурсов, викторин, праздников, эстафет и соревнований (по выбору педагога), которые проводятся после завершения изучения каждой темы.
В результате освоения программного материала обучающиеся должны:
знать:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о народной игре как средстве подвижной игры;
о соблюдении правил игры.
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
соблюдать правила игры.
Ожидаемый результат
укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
развитие умений работать в коллективе.
формирование у детей уверенности в своих силах.
умение применять игры самостоятельно.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№п.п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля |
| | Всего | Теория | Практик | |
| | | | | |
1 | Вводное занятие. Тестирование.Предупреждение травматизма. | 1 | 1 | - | Тестирование |
2 | Подвижные игры на материале легкой атлетики (игры с бегом, прыжками, метаниями). | 6 | 1 | 5 | Веселые старты «Кто первый?» (промеж. ат-ция) |
3 | Подвижные игры малой подвижности. | 6 | 1 | 5 | Праздник «День игры» (промеж.ат-ция) |
4 | Подвижные игры на материале спортивной игры баскетбол. | 6 | 1 | 5 | Соревнование «Попади в цель» (промеж. ат-ция) |
5. | Игры - эстафеты Командные игры | 6 | 1 | 5 | Эстафета «Вперед!» (промежуточная аттестация) |
6. | Самостоятельные игры и развлечения. Музыкальные игры. Подведение итогов.Мониторинг | 8 | 1 | 7 | Конкурс «Танцы и пляски» ( промежут. Аттестация) |
7. | Итоговое занятие. | 1 | | 1 | Итоговая аттестация Соревнование «Я,ты, он, она, а вместе мы-команда» |
| Итого: | 34 | 6 | 28 | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Календарный учебный график
1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж. Первичный инструктаж по безопасному поведению на занятиях подвижными играми. Знакомство с программорй. . Анкетирование. | 1 | |
2 | Подвижные игры на материале легкой атлетики Построения в одну шеренгу. Бег с ускорением. Понятие короткая дистанция Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пустое место». Игра «Филин и пташки» Игра «Челнок» Правила поведения во время подвижных игр. Правила техники безопасности при игре с прыжками. Разучивание считалок. | 1 | |
3 | Подвижные игры на материале легкой атлетики Повороты «Направо!», «Налево!». Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Комплекс ОРУ в движении. Игра «Пятнашки с домом». Игра «Прерванные пятнашки». Игра «Круговые пятнашки». Разучивание считалок. | 1 | |
4 | Подвижные игры на материале легкой атлетики Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!». Обычный бег. Бег в рассыпную. Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Вызов номеров». Игра «Палочки-выручалочки». Игра «Ловушки в кругу». Игра «Много троих, хватит двоих». | 1 | |
5 | Подвижные игры на материале легкой атлетики Построения в одну шеренгу. Бег с ускорением. Понятие короткая дистанция Комплекс ОРУ на месте. Игра «Воробушки и кот». Игра «Вороны и воробьи». Правила поведения во время подвижных игр | 1 | |
6 | Подвижные игры на материале легкой атлетики Повороты «Направо!», «Налево!» Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!». Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Комплекс ОРУ в движении. Игры «Борьба за прыжки», «Вызов номеров». | 1 | |
7 | Веселые старты «Кто первый?!» (Промежуточная аттестация) | 1 | |
8 | Подвижные игры малой подвижности. Повороты «Направо», «Налево». Построение в шеренгу по внезапному сигналу. Бег в колонну по одному с изменением направления движения. Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игры на внимательность. Игра «Летит - не летит». Игра «Запрещенное движение». Игра «Перемена мест». | 1 | |
| | | |
9 | Бег в колонну по одному в чередовании с ходьбой. Гимнастические построения. Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок. Игра «Кошка и мышка». Игры «Колечко». Игра « Море волнуется». Игра «Кривой петух» | 1 | |
10 | Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Комплекс ОРУ. Игра «Молчанка». Игра «Колечко». «Найди свое место». Игра «Краски». Игра «Перемена мест». Игра «Летает – не летает». «Ловишки» | 1 | |
11 | Закрепление. Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Комплекс ОРУ. Игра «Молчанка». Игра «Колечко». «Найди свое место». Игра «Краски». Игра «Перемена мест». Игра «Летает – не летает». «Ловишки» | 1 | |
12 | Закрепление. Бег в колонну по одному в чередовании с ходьбой. Гимнастические построения. Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок. Игра «Кошка и мышка». Игры «Колечко». Игра « Море волнуется». Игра «Кривой петух» | 1 | |
13 | Праздник «День игры.» (Промежуточная аттестация) | 1 | |
14 | Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!» Бег в колонну по одному, в рассыпную и обратно в колонну по одному. Совершенствование координации движений. Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание мяча». Игра «Летучий мяч». Разучивание считалок. Правила техники безопасности при игре с мячом. | 1 | |
15 | Развитие глазомера и чувства расстояния. ОРУ с набивными мячами. Передача мяча. Метание мяча. Игра «Бегуны и метатели». Игра «Охотники и утки». Комплекс Игра «Выбей мяч из круга». Игра «Защищай город».Правила техники безопасности при игре с мячом. | 1 | |
16 | Бег с изменением направления за учителем. Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Гонка мячей». Игра «Попади в цель». Игра «Круговая лапта». Правила техники безопасности при игре с мячом. | 1 | |
17 | Закрепление. Развитие глазомера и чувства расстояния. ОРУ с набивными мячами. Передача мяча. Метание мяча. Игра «Бегуны и метатели». Игра «Охотники и утки». Комплекс Игра «Выбей мяч из круга». Игра «Защищай город».Правила техники безопасности при игре с мячом. | 1 | |
18 | Закрепление. Совершенствование координации движений. Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание мяча». Игра «Летучий мяч». Разучивание считалок. Правила техники безопасности при игре с мячом. | 1 | |
19 | Соревнование «Попади в цель» Промежуточная аттестация. | 1 | |
20 | Бег с изменением длины и частоты шага. Ходьба через препятствие. ОРУ типа зарядки. Эстафета «Ведерко с водой», «Кати большой мяч впереди себя», «Нитки наматывать», «Передача мяча в колонне», «Поезд». Правила техники безопасности. | 1 | |
21 | Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма. Эстафеты «Бег по кочкам», «Бег сороконожек». Правила техники безопасности. | 1 | |
22 | Бег на скорость в заданном коридоре. ОРУ типа зарядки. Эстафеты « Передал – садись», «Мяч среднему», «Парашютисты», «Скакалка под ногами», «Тачка». Правила техники безопасности. | 1 | |
23 | Бег на скорость в заданном коридоре . ОРУ типа зарядки Эстафета «Челночный бег», «По цепочке», «Вызов номеров», «Дорожки», «Шарик в ложке». Правила техники безопасности. | 1 | |
24 | Закрепление . Игры «Дорожки», «Шарик в ложке», «По цепочке», «Скакалка под ногами», «Поезд». Разбивание разными способами команд на группы | 1 | |
25 | Эстафета «Вперед!» Промежуточная аттестация. | 1 | |
26 | Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Правила и игровые действия подвижных игр для общефизического развития. Игры по выбору учащихся. | 1 | |
27 | Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Правила и игровые действия подвижных игр для общефизического развития. Игры по выбору учащихся. | 1 | |
28 | Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Правила и игровые действия подвижных игр для общефизического развития. Игры по выбору учащихся. | 1 | |
| | | |
| | | |
29 | Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Правила и игровые действия подвижных игр для общефизического развития. Игры по выбору учащихся. | 1 | |
30 | Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Правила и игровые действия подвижных игр для общефизического развития. Игры по выбору учащихся. Игра «Пятнашки». | 1 | |
31 | Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Правила и игровые действия подвижных игр для общефизического развития. Игры по выбору учащихся. Игра «Рыбаки и рыбки» | 1 | |
32 | Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Правила и игровые действия подвижных игр для общефизического развития. Игры по выбору учащихся. Игра «Круговая лапта», придумывание движений под музыку. Создание рисунка. | 1 | |
33 | Музыкальные игры. Составление композиции из движений под музыку. Подведение итогов. Мониторинг. | 1 | |
34 | Соревнование «Я, ты, он, она –вместе мы – команда!» | 1 | |
| | | |
| | | |
СОДЕРЖАНИЕ
1 раздел. Вводное занятие. Знакомство с программой. Тестирование.
( 1час. )
2 раздел. Подвижные игры на материале легкой атлетики (игры с бегом,
прыжками, метаниями). (6 час.)
Теория: Правила техники безопасности. Значение бега в жизни человека и животных. Лучшие легкоатлеты страны, школы. Правила техники безопасности при игре с прыжками. Для чего человеку важно уметь прыгать. Виды прыжков. Разучивание считалок.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ для укрепления мышц ног. Игра «Змейка». Игра «Челнок».
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пустое место». Игра «Филин и пташки»
Комплекс ОУР в движении. Игра «Пятнашки с домом». Игра «Прерванные пятнашки». Игра «Круговые пятнашки»
Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Круговые пятнашки». Игра «Ловушки в кругу». Игра «Много троих, хватит двоих»
Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Платок». Игра «Палочки – выручалочки».
Комплекс ОРУ для укрепления мышц рук и плечевого пояса. Игра «Кошка и мышка в лабиринте». Игра «Дай руку» Комплекс ОРУ. Игра « Воробушки и кот». Игра «Дедушка – рожок».
Комплекс ОРУ. Игра « Переселение лягушек». Игра «Лошадки».
Комплекс ОРУ. Игра « Петушиный бой». Игра «Борьба за прыжки».
Комплекс ОРУ. Игра « Солка на одной ноге». Игра «Кто первый?».
3 раздел. Подвижные игры малой подвижности. ( 6 час.)
Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с играми на внимательность.
Практические занятия
Игры на внимательность. Игра «Летит - не летит». Игра «Запрещенное движение». Игра «Перемена мест».
Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок. Игры «Колечко». Игра « Море волнуется». Игра «Кривой петух»
Комплекс ОРУ. Игра «Молчанка». Игра «Колечко».
Комплекс ОРУ. Игра «Краски». Игра «Перемена мест»
4 раздел. Подвижные игры на материале спортивной игры баскетбол (школа мяча). (6 час.)
Теория. Правила техники безопасности при игре с мячом. Разучивание считалок.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мячик кверху». Игра «Свечи ставить»
Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание мяча». Игра «Зевака». Игра «Летучий мяч».
Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Выбей мяч из круга». Игра «Защищай город».
Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Гонка мячей». Игра «Попади в цель». Игра «Русская лапта»
5 раздел. Игры- эстафеты. Командные игры ( 6 час. )
Теория. Значение слова эстафета. Разбивание разными способами команд на группы.
Практические занятия:
Эстафеты « Передал – садись», «Мяч среднему», «Парашютисты», «Скакалка под ногами», «Тачка».
Эстафета «Челночный бег», «По цепочке», «Вызов номеров», «Дорожки», «Шарик в ложке».
Эстафета «Ведерко с водой», «Кати большой мяч впереди себя», «Нитки наматывать», «Передача мяча в колонне», «Поезд».
6 раздел. Самостоятельные игры и развлечения. Музыкальные игры.
( 8 час.)
Теория. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Правила и игровые действия подвижных игр для общефизического развития.
Практические занятия:
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта.
Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
7 раздел. Итоговое занятие. Соревнование « Я, ты, он, она, а вместе мы –
команда!» ( 1 час)
Методическое обеспечение.
При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая. При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебный. Начало работы по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в работе.
Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Прежде чем начать игру, учитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению. Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:
1) название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) содержание игры;
4) цель игры;
5) правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, педагог, бесспорно, коснется правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые
моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Если содержание игры позволяет использовать метод сочетания показа с рассказом, то его обязательно надо использовать.
Педагог должен обращать внимание на настроение обучащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. В этом случае, для того чтобы убедиться, понятна ли игра, педагог спрашивает у одного-двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только напомнить основное
содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. К восстановлению игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся.
Дозировка нагрузки в процессе игры
Обязанность педагога — не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников.
Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:
1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры. 2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.
3. Усложнить или упростить правила игры.
4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.
5. Ввести короткие перерывы.
Конечно же, при проведении подвижных игр педагогу сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Учитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры — это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений. Организм детей характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат еще довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные детей еще невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к односторонним нагрузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов стабилизируется, емкость легких увеличивается. Поэтому в игры включаются непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения руками, ногами, туловищем, что способствует нормальному физическому развитию детей этого возраста. Развивающийся организм испытывает все большую потребность в кислороде. Дыхательная система детей отличается большей развитостью, дыхание еще недостаточно глубокое.
Игры с активными движениями способствуют укреплению дыхательного аппарата. В процессе занятий подвижными играми дети осваивают многие движения, требующие тренировки, сознательного волевого усилия. Иногда играющие довольно долго находятся в постоянном движении, что способствует развитию выносливости. Дети этого возраста начинают мыслить более критично и отвлеченно, у них развивается способность к абстрактному мышлению, все это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами. Усиление контроля над эмоциями способствует выработке выдержанности в действиях, дисциплинированности, тактичности по отношению к товарищам по игре.
Сюжетные игры продолжают занимать ведущее место среди других подвижных игр еще и потому, что отвечают живости детского воображения.
Систематически организуемые подвижные игры при правильном проведении оказывают положительное влияние на динамику физического развития и совершенствование двигательных способностей занимающихся. Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие костно- мышечного аппарата еще не закончилось, в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых напряжений. Также противопоказаны повышенные нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы мальчиков и девочек.
Однако в целях повышения общего физического развития и совершенствования двигательных навыков вполне возможно проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями участников в течение довольно длительного времени. При этом необходимо учитывать, что физические возможности девочек в игровых действиях, требующих проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше, чем у мальчиков.
Способы проверки знаний и умений:
проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;
участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и района;
открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях:
весёлые старты;
спортивные эстафеты;
праздник «День игры»;
соревнование «Я, ты, он, она, а вместе мы-команда!»
Литература
1. Жук Л. И. Карусель шоу-затей / Л. И. Жук, Минск: Красико-Принт, 2010.
2. Лысова В. Я. и др. Спортивные праздники и развлечения. Сценарии / В. Я. Лысова и др.,М.: АРКТИ, 2000.
3. Петрусинский В. В., Розанова Е. Г. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова, М.:Новая школа, 1994.
4. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина, М.: Новая школа, 1995.
5.Физиолого-гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модернизации образования (эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования) / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина, М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.
6.Лисица А.И. Игры-аттракционы. - Т., 1991
7.Жуков М.Н. Подвижные игры. – М., 2000г
8 .И. Линго «Игры, ребусы, загадки для младших школьников»/ Ярославль, «Академия развития» 2008г
9.Л.В. Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 2000. С. Глязер, Зимние игры и развлечения. – М., 2003.
10. М.Н. Жуков, Подвижные игры. – М., 2000
11.М.Н .Железняк, Спортивные игры. – М., 2001
12.М.Ф. Литвинов, Русские народные подвижные игры. – М., 1986
13.Е.А.Каралашвили “Физкультурная минутка.” Динамические упражнения для детей 6-10 лет. /Творческий центр “Сфера.”Москва, 2002/ Описание игр и эстафет.
14. Журнал «Дошкольное воспитание»
15. Интернет-ресурс