Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район Краснодарского края
развивающая программа
«Пчелка»
(подготовка детей к обучению в начальной общеобразовательной школе)
возраст: 6 – 7 лет.

Выполнила:
учитель начальных классов
Круглова И. В.
город Кропоткин
Пояснительная записка
Развивающая программа «Пчелка» направлена на изучение готовности ребенка к школьному обучению, на выявление индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при подготовке к обучению в школе.
В педагогической практике получил распространение тезис о необходимости учитывать возрастные особенности детей в процессе их обучения и воспитания. Задача нашей программы – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) не просто учитывались, но и активно формировались. Педагог, используя материалы, представленные в программе, в качестве перспективы видит сформированность у детей полноценной психологической готовности к школе. Основной его задачей является создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для развития ребенка, умение сформулировать элементарные навыки поведения в школе и подготовить к тем требованиям, которые будут предъявлены ему в данном учебном заведении.
Следует учесть тот факт, что данные развивающие занятия не тождественны традиционным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими-то новыми знаниями или умениями. Смысл подготовительных занятий заключается в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, т.е. те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенком собственно учебной программы.
В данной программе применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психфизиологическими особенностями детей 6 – 7 лет, т.е. обучение ведется в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности. Основной формой организации и проведения развивающих занятий с детьми является игра, ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Кроме того, следует иметь ввиду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация: например, развитию тонкой моторики руки способствует и лепка, и конструирование, и рисование, и раскрашивание, и шитье, и мозаика, и все это готовит руку ребенка к письму.
Учитывая все вышеизложенное, не стоит забывать о том, что в ходе развивающих занятий у ребенка формируется и социальная зрелость – умение общаться со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Обсуждая проблему готовности к школе, считаем целесообразным поставить сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, можно выделить следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющего способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Фактически – это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе необходимо выделить дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом ребенка и отражает как общее его развитие, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.
Подведя итог всему сказанному, перечислим психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе: аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая.
Нами для развивающей программы были разработаны и использованы различные методики, тесты, игровые задания, которые прилагаются к данной программе.
Карта – характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
- Психологическая и социальная готовность к школе:
- желание учиться в школе;
- учебная мотивация;
- умение общаться, адекватно себя вести и реагировать на ситуацию;
- организованность поведения.
Методика: анкетирование, беседа, наблюдение, игротерапия.
- Развитие игрально-значимых психофизиологических функций:
- фонематический слух, артикуляционный аппарат;
- мелкие мышцы руки;
- пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость;
- координация в системе глаз – рука;
- объем зрительного восприятия.
- Развитие познавательной деятельности:
- кругозор;
- развитие речи;
- развитие познавательной активности, самостоятельности;
- сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей);
- произвольность деятельности;
- контроль деятельности;
- темп деятельности.
- Состояние здоровья.
I. Сенсомоторика.
Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Задания, упражнения, игры, направленные на развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики руки:
- Тест «Срисовывание образцов»
- Методика «Домик»
- Срисовывание графических образцов
- Вырезание фигур из бумаги
- Обведение по контуру геометрических фигур, штриховка
- Рисование плавных линий
- Нарисовать простой узор
- Дидактическая игра «Трудные виражи» (соединение единой линией двух предметов)
- Подвижная игра «Съедобное – несъедобное» и др., игры с мячом (на развитие координации движений)
- Подвижная игра «Зеркало»
- Игра «Тир» (развитие координации движения руки, глазомер, моторика руки)
- Спортивные игры
- Физкультминутки
- Рисование по опорным точкам
- Штриховка контурно изображенных предметов
- Игра «Клавиатура» (рисование геометрических фигур по строкам)
- Пластилиновая живопись
- «Волшебный карандаш» (изобразительная деятельность)
- Пальчиковая гимнастика.
II. Внимание
В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. В нашу программу включены самые распространенные методики и приемы развития внимания у детей младшего школьного возраста.
- Тест «Круги»
- Игра «Перепутанные линии»
- Методика «Домик» (графический диктант)
- Найди отличия
- Скопируй по образцу
- Найди закономерности и заверши чертеж
- «Путаница»
- Игра «Угадай предмет» (убираем предмет, ребята должны назвать недостающий)
- Пальцевые игры
- Игра «Космонавт» (выкладывание из спичек по образцу)
III. Память
Задания, упражнения и игры, направленные на развитие памяти
- Методика «Повторение цифр»
- Методика «Группировка»
- Обучающая методика «Смысловые единицы»
- Игра «Заметь и запомни»
- Заучивание наизусть стихотворений, считалок, загадок, скороговорок, чистоговорок
- Пальцевые игры с заучиванием наизусть.
IV. Мышление
С развитием мышления связано возникновение таких важных возрастных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
- Методика «Последовательность событий»
- Методика «Сравнение понятий».
- Дидактические игры «Кто где живет?», «Кто что ест?»
- Обведи лишнюю фигуру в каждом ряду
- Выложи фигуру из спичек по образцу.
- Дорисуй предмет, изображение.
- Соедини фигуры по образцу.
- Игра «Лабиринты».
- Задачи со спичками.
- Загадки.
- Поиск аналогов.
- Способы применения предмета.
V. Воображение
- Тест «Незаконченные фигуры».
- Кляксография.
- Сочини сказку.
- Завершение рассказа.
- Составление рассказа с использованием отдельных слов.
- Тест «Дом – дерево – человек».
VI. Речь
Речевое развитие является важнейшим аспектом в подготовке ребенка к школе. Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью, ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Психологическая диагностика речи предполагает выявление следующих показателей ее развития:
а) Словарный запас;
б) Грамматический строй;
в) Полнота и адекватность значений употребляемых слов;
г) Потребность в речи как в средстве общения и орудии мысли.
Методика
- Называние противоположных по значению (контрастных) слов.
- «Называние действий» (словесный текст по А. Декедр).
- Составление рассказа по картинке.
- Разучивание стихотворений.
- Пересказ и рассказ.
- Скороговорки.
- Игры «В слова», «Со словами».
- Отгадывание загадок.
- Описание животных по памяти.
- Установление последовательности картинок и составление рассказа по ним.
- Методика «Да и нет».
- Просмотр видеосюжетов.
VII. Произвольность. Саморегуляция.
- Методика «Да и нет».
- Работа по укреплению дисциплины (сюжетно-ролевая игра «Кот и мыши»)
- Развитие тонкой моторики руки (рисование бордюров, геометрических фигур, штриховка)
VIII. Общение. Межличностные отношения.
- Методика «Кинетический рисунок семьи».
- Методика «Два дома».
- Игротерапия (создание игровой ситуации, сюжетно-ролевые, подвижные игры и т.д.).
БИБЛИОГРАФИЯ
- Кузнецова В. Г. Дошкольные уроки: Популярная методика игровых уроков. – М.: Издательство Оникс, 2005. – 80 с. – Центр раннего развития.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 240 с.
- Парамонова Л. Г. Упражнения на развитие письма для подготовки ребенка к школе. – М.: ООО «Аквариум - Принт», К.: ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2005. – 192 с.
- Петлякова Э. Н. , Подгорная С. Н. Письмо для малышей. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/:Д издательский центр «МарТ», 2005 г. – 192 с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Е. Е. Данилова; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
- Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. 500 узоров. Материалы для развития моторики мелких мышц у детей дошкольного возраста. 000 «Издательство Астрель», 2004 г.
8. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Аквариум, К.: ГИППВ, 1999, 104 с