СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающее обучение на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе обучения должны применяться различные формы работы, которые позволят ребенку не только понять, но осмыслить и осознать материал. Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. В развивающем обучении учитель не выступает в роли источника информации.

Просмотр содержимого документа
«Развивающее обучение на уроках физики»

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить.

(Т. Эдисон)

Новое общество выдвигает новые требования перед образованием. Одним из требований есть подготовка таких людей, которые могут принимать критические решения, находить свой путь в новом окружении, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения в реальности, что быстро меняются. Активность, самостоятельность, творчество, способность адаптироваться к быстрым изменениям в мире - эти черты личности становятся самыми важными на современном этапе исторического развития. Их формирование требует новых подходов к процессу обучения. Как подчеркнуто в Концепции развития общего среднего образования, переосмысливается самоценность знаний, возрастает роль умения добывать, перерабатывать информацию, получаемую из разных источников, применять для индивидуального развития и самоусовершенствования человека. Выполнить поставленные задачи поможет применение технологии развивающего обучения, которая дает возможность развивать познавательные функции ребенка, так и личностно – ориентированное обучение, которое обеспечит учет индивидуальных потребностей и возможностей ученика, глубокого уважения его личности, отношения к нему как сознательному и ответственному субъекту учебно – воспитательного взаимодействия с учителем и ровесниками.

Под развивающим обучением понимается направленность методов и приемов обучения на достижение наибольшей эффективности развития познавательных функций, а также на изменение самой личности. В методике преподавания истории развивающее обучение рассматривается как целенаправленное последовательное взаимодействие учителя и учеников, направленное на формирование знаний, умений и навыков, интеллекта, воли, эмоций, мотивов. Это активно – действенный способ обучения, во время которого учитываются и используются природные закономерности индивидуального развития ребенка.

Впервые употребляется швейцарским педагогом Й. Песталоцци в конце 18 века. Толчком, для развития теории развивающего обучения, стала высказанная российским психологом Л. Выготским в 30-е гг. 20 века гипотеза о наличии двух уровней развития ребенка. Идеи Л. Выготского были развиты в психологических теориях деятельности О. Леонтьева, П. Гальперина и реализованы в дидактических системах начального образования, которые были разработаны в 50-60-е гг. Л.Занковым, Д.Элькониным и В. Давыдовым.

Развивающее обучение направлено :

  • В.Давыдов, Д. Эльконин – на развитие психических функций и личностных качеств;

  • Л. Калмыкова – на формирование творческого мышления, с присущим ему оригинальностью мысли, возможностью получения ответов, которые отличаются быстротой, способностью найти необычные функции объекта;

  • Н. Дайри – самостоятельность, критичность, глубину и широту, быстроту, гибкость, инициативность, продуктивность мышления

Почему технология развивающего обучения актуальна сегодня? 21 век – это век перехода к высокотехнологическому информационному обществу, в котором качества человеческого потенциала, уровень образованности и культуры всего населения приобретают определяющее значение для экономического и социального развития страны. Интеграция и глобализация социальных, экономических и культурных процессов, которые происходят в мире, перспективы развития российского государства на ближайшие десятилетия требуют глубокого обновления системы образования, обуславливают ее опережающий характер. Инновационный подход предусматривает сотрудничество учителя и ученика, преимущества предоставляются коммуникативно – диалогическим и моделирующим формам работы, использования ИКТ, основою обучения есть не усвоение определенной суммы знаний, а развитие личности и овладение продуктивными способами деятельности, обучение должно опережать развитие. Деятельность ребенка должна быть организована как удовлетворение не только познавательных потребностей, а и других потребностей, а именно: потребности в самоутверждении, самовыражении, самозащите.

Очень важно понимать, как взаимодействуют все психические функции при пополнении знаний, как они могут помочь преобразовать эти знания для хранения в опыте, какие применять приемы, способы и методы для повышения качества знаний, вести ученика от репродуктивного к конструктивному воспроизведению, а затем – к творческой деятельности, как спрогнозировать конечный результат – здоровую, социально адаптированную, компетентную личность ученика.

В процессе обучения должны применяться различные формы работы, которые позволят ребенку не только понять, но осмыслить и осознать материал. Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. В развивающем обучении учитель не выступает в роли источника информации.

Почему развивающее обучение необходимо в специальных школах? В таких школах обучаются дети, имеющие определенные нарушения (физические, психические, соматические) и учителю важно знать проблему, видеть, как она мешает обучению, и правильно применять коррекционные цели. Учитывая природные закономерности индивидуального развития, целевой, содержательный, операционный, мотивационный, контрольно – коррекционный компонент обучения, учитель своевременно может определить трудности и наметить пути их устранения.

Коррекционные цели:

  • развитие наглядно образных компонентов мышления

  • развитие словесно логического мышления

  • развитие познавательных интересов

  • формирование чувств

  • Целенаправленное развитие ребенка на основе комплексной развивающей системы;

  • Системность и целостность содержания

  • Обучение на высоком уровне сложности

  • Продвижение в изучении материала быстрым темпом

  • Осознание ребенком ценности процесса обучения

  • Включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы

  • Проблематизация содержания

  • Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход

  • Работа с детьми с низким и высоким уровнем учебных возможностей


Роль учителя в процессе обучения состоит в организации и управлении процессом развития личности ученика

Организация – это система взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учеником, между учащимися, а также способы структурирования учебного процесса, материала, действий учителя и учеников.

Управление – прямое, непосредственное влияние учителя на учеников во время проведения учебного процесса с целью изменения его направления или характера деятельности. В управлении выделяется наблюдение, оценивание, коррекция.

Обучение – имеет характер учебно – познавательной деятельности, результатом чего есть изменение качеств личности, что находит свое воплощение в деятельности и ценностных ориентациях учащихся.

Учащийся –

  • Наличие внутренних познавательных мотивов, которые идут от познавательных потребностей

  • Наличие цели сознательного самоизменения

  • Полноценный субъект деятельности

  • Нацеленность на усвоение теоретических ЗУН, овладение общими принципами решения задач определенного класса

  • Учащийся становится исследователем

  • Опыт творческой рефлексии в формировании личности


Мое кредо – научить учиться. Нести разумное, доброе, вечное, исходя из того, что эта деятельность необходима, значима, полезна и практична. Мой предмет – физика изучает  мир, в котором мы живём, явления, в нём происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления.

Цель моей деятельности – это:

  • вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками

  • дать представление о физических явлениях, процессах происходящих в природе.

  • научить определять перспективы, учитывать ошибки и просчеты.

  • формировать чувства любви, уважения, гордости, гуманизма, ответственности, гражданственности, патриотизма.

  • помочь преодолеть трудности в получении знаний через реализацию коррекционных целей.

  • применять современные образовательные технологии в обучении.



Учебно – воспитательный процесс высокого качества – это когда цели достигнуты, поставленные задачи выполнены, результат в овладении учащимися новыми знаниями, умениями, навыками необходимыми для жизни, сохранено здоровье ребенка, обеспечено его развитие. Все это зависит от продуманности всех этапов урока, учета индивидуальных особенностей, соответствующий подбор информационной, теоретической части изучения, контроля, индивидуальных и групповых форм работы, от тесного взаимодействия учителя и ученика.

Обучение детей с ОВЗ, когда у ребенка есть основной и сопутствующие заболевания, требует учета возможностей его психических функций: восприятие, память, мышление, а также внимания. Мы знаем, что время активной работы ребенка может составлять 10-15 мин., остальное время необходимо задействовать другие органы чувств, если не зрение, то слух, ощущения. Заменяя письмо или чтение рассказом, мы должны учитывать, что внимание ребенка не всегда в норме, он может отвлекаться, внимание рассеяно. Тогда рассказ должен сопровождаться постоянным обращением к ребенку: услышал ли он о чем говорится, может ли он повторить, продолжить, дополнить, тем самым мы удерживаем внимание и ученик продолжает оставаться участником процесса.

Еще одним важным моментом процесса обучения есть понимание. Что это такое на уровне психических функций. Знания формируются в такой последовательности:

  1. Через восприятие создается представление, образ

  2. Через память - понятие, целостный образ со связями и закономерностями. Например: революция. Ученики могут назвать отдельные события, восстание, борьба. Целостный образ заключается в понятии – это способ быстрого, радикального изменения всего общества: политической, экономической, социальной и духовных сфер. Понимание – это и есть целостный образ. Осмысление происходит через характеристику: причины, движущие силы, цели, ход событий, результат. На уровне осознания обучающиеся могут применять при рассмотрении очередных революций. Как понять, понимает или нет ребенок? Ответы на вопросы, контроль и коррекция. Очень хорошо если будет составлен алгоритм, план изучения данного события, это поможет тем, у кого проблемы с долгосрочной памятью.

  3. Если нет понимания, не будет интереса, мотивации. Такой ребенок потеряет интерес к предмету, поэтому важно выяснить работает ли последовательность: представление – образ – понятие – понимание – осмысление и осознание, иначе мы будем говорить с ребенком на разных языках, не понимая друг друга.

Если возникаю проблемы, необходима коррекция познавательной сферы, работа психолога, коррекциониста с восприятием, памятью, мышлением. Формирование психических функций происходит в период дошкольного возраста, поэтому возможна в последующем только коррекция. Чем раньше это произойдет, тем будет лучше.

Необходимым условием активизации познавательной деятельности школьников является учет их возрастных возможностей. Учителю важно принимать во внимание, что учащимся 8-9 классов присуща большая способность к абстрактному мышлению. На этом этапе обучения развиваются умения выделять и группировать опорные факты и понятия, связывать новый материал с ранее изученным. Школьники проявляют больший интерес к общественно значимой деятельности, к проблемам взаимоотношений «человек-человек», «человек- общество», появляется стремление к осознанию своего «я». Они более активны при обсуждении оценок исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей.

Учет реальных знаний и умений учащихся служит важным основание для отбора средств и приемов активизации, которые помогут вовлечь в активную работу школьников с различными возможностями познания. Наряду с эти важно принимать во внимание разнообразие склонностей, интересов, мотивов деятельности школьников. Психологи отмечают, что для учащихся среднего школьного возраста характерны следующие особенности: укрепление как широких познавательных, так и учебно- познавательных мотивов; развитие социальных мотивов (связанное с ростом самосознания, осмысление нравственных ценностей общества) и усиление позиционных мотивов (выражающихся в поиске способов учебного и иного сотрудничества). В старшем школьном возрасте усиливается стремление к овладению методами научного познания, самообразованию, значительно укрепляются социальные мотивы, появляются мотивы профессионального и жизненного самоопределения. Приведенные психологические характеристики важны для реализации дифференцированного подхода при выборе приемов и средств активизации учения школьников.

Насколько важным является организационный момент? Необходимо приучать ребенка работать в системе, а это и начинается именно с организационного момента. Прочитать тему, посмотреть вопросы, увидеть сам объем материала, новые физические величины и эта последовательность должна соблюдаться всегда. Ребенок сам должен поставить для себя вопросы, как такой большой объем материала мне выучить и запомнить? Это и есть целеполагание. Дальше структурировать материал, составить тезисы, выписать термины, формулы, физические величины и их единицы измерения. Тогда из зоны актуального развития появится информация, что я уже знаю и, что должен узнать?

На этапе действенно-операционном идет процесс формирования умений, которые затем становятся навыками. Это различные виды работ: выделение главного, работа с таблицами, сравнение, анализ, обобщение (познавательные умения и действия).

Для того чтобы достичь поставленных целей в ходе осуществления развивающего обучения, необходимо:

- тщательно продумывать все этапы урока

- разнообразить формы и методы учебной деятельности

- ориентироваться на самостоятельную деятельность учеников

  1. На каждом уроке проводить актуализацию знаний (основные формулы, законы, физические величины и их единицы измерения), что даст представление о наличии знаний по теме и мотивировать на изучение нового материала: почему необходимы новые знания, какие компетентности мы можем сформировать.

  2. Учебная информация должна быть локализована в пространстве и во времени, привязана к определенным явлениям. Не допускать информационную перегрузку, обязательно просить повторить, уточнить, как поняли ученики, использовать рефлексию.

  3. Для формирования умений на уроках использовать памятки по характеристике физической величины, алгоритм решения задачи, использовать опорные конспекты, основные вопросы по изучаемой теме.

  4. Давать возможность ученикам выражать личные оценочные суждения по изучаемым вопросам (Я думаю, Я считаю, потому что, поэтому…..)

  5. Для развития познавательных интересов и формирования компетентностей применять различные формы работы, выполнять различные задания на: сравнение, установление причинно – следственных связей, составлять тезисы по теме, продолжить мысль. Для формирования пространственного мышления составлять карты – схемы (обязательно сопровождать словесным описанием всю информацию, содержащуюся на схеме). Развивать аналитические способности через составление сравнительных таблиц, графиков.

  6. Мотивация к изучению предмета формируется путем вовлечения учащихся в различные виды деятельности индивидуальные и групповые, предметные олимпиады, предметные декады, экскурсии, подготовка презентаций, поисковая работа.

В процессе обучения учитель учитывает индивидуальные особенности ученика, а организованная им учебная деятельность обеспечивает развитие способностей и имеет практическую направленность и все это вместе ведет к развитию личности ребенка. Учить думать, размышлять, сравнивать, делать выводы – это путь к формированию гражданской позиции, когда ребенок сам определяет для себя ценности в жизни, прогнозирует свое будущее, нацеливается на результаты. В специальной школе такая работа должна вестись последовательно, системно, целостно. Особое внимание необходимо обращать на имеющиеся у ребенка возможности решать поставленные задачи, развивать компенсаторные функции, обеспечить развитие и сохранение здоровья ученика. Только совместными усилиями учителя и ученика можно добиться ожидаемых результатов. Учитель обязан предусмотреть прогресс в обучении, использовать новейшие разработки в области науки, методики преподавания, требования времени. Только тогда, задача подготовки развивающейся, ответственной личности, способной к саморазвитию, критическому мышлению, способной обрабатывать разную информацию, использовать приобретенные знания и умения для творческого решения проблемы, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны, будет выполнена.

Реализуя, таким образом, данную стратегию мы добьемся следующих результатов и главного, готовность жить в обществе, быть успешным, добиваться поставленных целей.