КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Развивающее занятие с элементами тренинга
«Эмоциональное здоровье подростка»
Педагог-психолог: Касаткина И.Л.
.
Бутурлиновка 2023 г.
Категория участников: обучающиеся 7 класса
Количество участников: 1 учебный класс (15 человек).
Время проведения: 40 минут.
Оборудование: цветные карандаши, заготовки для упражнений (в приложении).
Цель:
Задачи:
выявление текущего уровня информированности подростков об эмоциональной сфере человека;
углубление понимания эмоций и чувств;
расширение эмоционального диапазона подростков через проговаривание и проигрывание эмоций и чувств;
улучшение навыков передачи и распознавания эмоций и чувств.
Ход занятия:
1 упражнение «Знакомство».
Цель: повышение информированности учеников об эмоциональной сфере человека.
Время проведения: 3 минут.
Каждый участник по очереди называет свое имя и одну любую эмоцию или чувство, так, чтобы они не повторялись (таким образом, должно быть названо столько эмоций/чувств, сколько детей в классе).
2 упражнение «Беседа по теме занятия».
Цель: повышение информированности учеников об эмоциональной сфере человека; введение понятия «эмоциональный интеллект»; формирование навыков распознавания эмоций.
Время проведения: 10 минут.
Эмоциональный интеллект – что это такое и для чего он нужен.
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими.
Если IQ (коэффициент интеллекта) измеряет интеллектуальные, логические и аналитические способности человека, то EQ ― личные и социальный навыки. Чем выше эмоциональный интеллект, тем выше навыки взаимодействия с людьми, тем лучше удается построить отношения с окружающими.
Что такое эмоции. Что такое чувства. Их отличие. (обсуждается с детьми опираясь на их мнение), далее водятся четкие понятия.
Эмоции – это реакции на значимое событие в жизни, неравнодушное отношение к чему-либо. Эмоции ситуативны. Возникают здесь и сейчас в ответ на какую-то значимую ситуацию. Они быстротечны. Длятся в среднем 2 – 4 секунды.
Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания. Они могут длиться от нескольких часов до нескольких дней. Чувства могут включать в себя разные, порой противоречивые эмоции. Они в большей степени характеризуют самого человека.
Базовые эмоции: радость, грусть, гнев, страх, отвращение, удивление, интерес.
Эти эмоции проявляются примерно одинаково у всех людей, во всех странах и во все времена.
Что такое мимика? С помощью мимики человек демонстрирует свои эмоциональные реакции. По мимике можно распознать, что сейчас испытывает человек.
Вот как выглядит мимическое проявление базовых эмоций:
(Приложение 1)
Виды эмоций:
Положительные;
Отрицательные;
Нейтральные.
Эмоции – реакции: это непосредственное отображение реакции человека на ситуацию. Они проявляются сами собой и являются более правдивыми.
Эмоции – иллюстрации: то, как человек демонстрирует свои эмоции другим людям. Они могут быть наигранными и неправдивыми.
Стенические – повышают жизнедеятельность организма (радость, озарение, воодушевление);
Астенические – угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме (печаль, тоска, тревога).
3 упражнение «Зарисовка».
Цель: формирование наглядного представления участников о выражении эмоций; закрепление навыков распознавания эмоций человека.
Материалы: заготовки для каждого участника (приложение 2), карандаши.
Время проведения: 15 минут.
Участникам предлагается нарисовать на четырех пустых овалах лица, четыре различных эмоции: Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным.
Обсуждение: на что участники делали акцент, при рисовании. Как они сами выражают данную эмоцию.
4 упражнение «Эмоции в картинках».
Цель: закрепление навыков распознавания эмоций.
Материалы: заготовки для команд (приложение 3).
Время проведения: 5 минут.
Участники делятся на команды по рядам. Каждая команда должна распознать все эмоции на карточке и подписать их.
Итоговое упражнение «Волшебная палочка».
Цель: углубление знаний учеников об эмоциональной сфере человека.
Время проведения: 5 минут.
Ведущий дает одному из участников волшебную палочку и просит ее взмахом убрать из жизни людей одно любое чувство или эмоцию. Участник решает, что убрать. Затем он рассказывает, как изменилась жизнь людей. Все остальные участники подключаются к обсуждению. Ведущий задает наводящие вопросы, подводящие участников к выводу о том, что нельзя выбросить из жизни какое-то чувство или эмоцию, все они необходимы для нормальной жизни и общения людей.
Информационная справка: Все эмоции важны для жизни человека. Они имеют определенные функции. Например, злость показывает, что наши границы нарушены или, что наша потребность неудовлетворенна. Отвращение показывает, что нам стоит отстраниться от чего-то или кого-то. Вина показывает, что мы совершили ошибку или поступили неправильно.
Почему важно уметь понимать эмоции другого человека? Потому что это помогает понять состояние человека и подстроить свое поведение. Чем лучше мы пониманием эмоции других людей, тем лучше мы понимаем мотивы их поступков. Мы можем предугадывать некоторые их действия и формировать свое поведение. Таким образом, мы можем установить хорошие отношения.
Рефлексия (2 мин) «Обратная связь»
- Какие эмоции вы испытываете сейчас?
(Ребята делятся выводами по проведенному занятию. Дают анализ выполненной работе.
Делятся впечатлениями и тем где им могут пригодиться полученные знания.)
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.