Приложение 1.
Развивающее занятие с психологом «Социальные навыки».
1 этап. Приветствие.
Всем добрый день! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Ребята, как вы думаете зачем человек стремится к общению?. (ответы обучающихся).
Большую часть времени мы проводим с другими людьми. Оказываемся в разных ситуациях и нам важно уметь вести себя в различных ситуациях. Для этого необходимо знать определённые психологические приёмы и правила, быть наблюдательными и внимательными к своим состояниям и эмоциям, а также к эмоциям и чувствам окружающих. Есть некоторые социальные навыки, которые помогают нам эффективно строить межличностные отношения , и сегодня мы будем с ними знакомиться.
2 этап. Разминка.
Начнём занятие с упражнения « Поднимите палец вверх!». Теперь я буду называть какой-нибудь признак, или свойство, показав пальцем на того, кто, по вашему мнению, обладает сегодня данным признаком.
Например:
Покажите на того, кто:
Теплее всех одет;
Самого сонного;
Кто сегодня пришёл первым в школу;
Того, кто сегодня помог вам;
Легче всех одет;
Лучше всех готовит;
Самый спортивный;
Самый общительный.
Спасибо, встряхните ручки!
Вот и стоялось начало нашего дружеского общения.
Сейчас я попрошу вас сесть за столы, и мы продолжим наше занятие.
3 этап. Основная часть.
Мозговой штурм : «Что такое общение?»
Ребята, подумайте. Что такое общение ?( ответы выслушиваю и записываю на интерактивной доске).
Общение ( коммуникация) это выражение человеком себя таким способом. При котором он легко и правильно понят.
При каких условиях мы можем сказать, что общение эффективно?
Вывод: общение между двумя людьми эффективно, если получатель сообщения понимает его также как и предполагал отправитель.
Упражнение « Испорченный телефон» (проследить как видоизменялось слов от игрока к игроку).Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим и вызывает всеобщее веселье.
При очень большой компании можно разделиться на две команды и устроить соревнование. В этом случае ведущий шепчет одинаковое слово каждой команде. побеждает та команда, у которой результат получился наиболее похожим на заданное слово.
Обсуждение: удачной ли была наша коммуникация? Почему? Что чаще всего получается в жизни в результате неэффективного общения?
Мини-лекция по теме : « Вербальные и невербальные виды общения» (сопровождается презентацией).
Общение бывает словесным ( вербальным) и без слов ( невербальным). Что такое вербальное общение? А что такое невербальное общение? ( ответы)
Вербальное общение – это общение с помощью слов, тона голоса, речь, музыка, письмо, кино.
Невербальное общение – это язык тела: манеры,выражение лица, позы тела, жесты рук,ног, тембр голоса, интонация ( можно привести примеры).
Упражнение «Позы тела».
Что такое поза? Что она может выражать? Например: чувства, позицию.
Обучающиеся пробуют принимать различные позы.
- Сядьте на край стула, высоко поднимите голову, выпрямите спину.
- Откиньтесь на спинку стула, поднимите голову, закиньте ногу за ногу , скрестите руки на груди.
- Откиньтесь на спинку стула опустите голову, подоприте рукой подбородок.
- Встаньте, опустите голову и плечи, сцепите руки за спиной.
- Стойте с опущенной головой, скрестите ноги, засуньте руки в карманы ( у кого есть ).
- Поднимите голову, расправьте плечи, носки врозь, скрестите руки на груди.
Обсуждение : После принятия новой позы обсуждаем следующие моменты: Какое чувство вызывает у вас эта поза? Какое впечатление она производит на других? В каких ситуациях принимают такую позу?
Работа в группах : « Покажи мимикой, жестом, интонацией определённое состояние ( 3 минуты на подготовку) .
Цветы – ромашки ( 2 цветка ). На лепестках надписи.
1 цветок – задания на лепестках : покажи жестом «Победа», покажи мимикой грусть, скажи фразу, используя интонацию обиженно «Ты не прав !», скажи слово, используя интонацию уверенного человека «Привет !». Показать пантомимикой
« идти так, чтобы ни кого не разбудить»
2 цветок – задания на лепестках : покажи жестом «Приветствие» , покажи мимикой радость, скажи фразу, используя интонацию радостно «Ты не прав !», скажи фразу, используя интонацию печально « Привет !».Показать пантомимикой
« не хватает денег»
Участники другой команды угадывают какую мимику, жест, пантомимику передают выступающие.
Обсуждение: что помогает нам осознать и выразить чувство? Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?
4 этап – рефлексия.
Наше занятие подошло к концу, и настало время вспомнить, что мы вместе сегодня узнали нового. Кто первый начнёт? ( ответы детей)
Поделитесь мыслями и чувствами о прошедшем занятии. Что для вас было полезным, что больше запомнилось? ( Психолог благодарит за активную работу, предлагает закончить занятие аплодисментами ) .