СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающие игры как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развивающие игры как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.»

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Творческие способности - это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это стремление к открытию нового и способность к осознанию своего опыта.

Маленькие дети - фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте

Ребенок раннего возраста через игру охотно вовлекается в продуктивную познавательно – творческую деятельность.

Игра — главная форма общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Отличительная особенность развивающих игр – это необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры развивают у детей речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности. Игра как основной способ деятельности влияет на формирование личности, в том числе и творческого, начала. 

Развивающие игры превращают каждое занятие в сказку. Во время игры дети приобретают уверенность в себе, получают знания, что ведёт к положительному развитию личности ребёнка, развитию его творческих способностей. Развивающие игры - это другая методика общения с ребёнком, в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения. Каждого ребёнка можно сделать творчески развитым. Взрослея, этот человек будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.

Мной разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Колобок» для детей раннего возраста.

Целью программы является создание благоприятных условий для комплексного развития интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей раннего возраста.

Задачи программы:

  1. знакомить с окружающим миром;

  2. обогащать словарь детей; расширять коммуникативные способности детей

  3. знакомить детей с элементарными математическими понятиями;

  4. развивать когнитивную сферу ребенка;

  5. развивать мелкую моторику рук и глазомер (пальчиковые игры, работа с сенсорными материалами - крупы, природные материалы и пр.);

  6. развивать творческие способности и фантазию детей.

Программа предусматривает активное включение родителей в образовательный процесс.

Работа с родителями:

- знакомство с возрастными особенностями детей раннего возраста;

- совершенствование психологической компетентности родителей;

- консультативная поддержка.

В начале и в конце занятий проводится индивидуальная диагностика. В своей работе я использую «Психолого – педагогическую диагностику развития детей раннего возраста» под ред. Е.А. Стребелевой. Составляются конспекты каждого занятия с учетом особенностей детей. Большое внимание уделяется дидактическому, раздаточному материал.

На каждом занятии с использованием развивающих игр у детей появляются неограниченные возможности для развития творческих способностей детей. Дети приучаются действовать дружно, целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца, решать, поставленные перед ним задачи.

На занятиях я действую в зависимости от реальных условий, стараюсь обеспечить активность всех детей, учитывать индивидуальный подход к каждому; усложняю задания для наиболее способных и помогаю тем, кто испытывает затруднения. Основные мои помощники - это родители.

В своей работе я учитываю особенности маленьких детей, все вы знаете, что маленькие дети не могут долго выполнять однообразную работу и поэтому в каждое занятие необходимо включать игры с выполнением движений, физ. минутки. Они обеспечивают не только физическую разрядку, но и создают условия для лучшего выполнения задания.

Важным мотивационным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются, с использованием сказок, стихотворений, детских потешек.

В связи с тем, что у детей раннего возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому поделки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание заниматься творчеством. Чтобы этого не происходило, я использую нетрадиционные техники.

  • Рисование пальчиками, ладошкой, ватными палочками, кисточкой

  • Рисование карандашами (цветные, восковые, масленые)

  • Печать поролоновой губкой

  • Лепка из пластилина, соленого теста

  • Аппликации, аппликация из крупы

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает моменты вдохновения. В игре формируются первые знания, развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, любознательной личности.

В своей работе для игр я использую воду, пробки, камушки, бутылочки, прищепки, пипетки, трубочки, т.е. самые доступные материалы.

Игры с водой камушками, пробками, прищепками, показывают, что они не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивает целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь, и т.д.

Пластиковые бутылочки, наполненные разным материалом. Ребенок сравнивает звуки и скрытые в них свойства.

Из кубиков дети строят башни.

Шнуровальные планшеты развивают мелкую моторику, знакомятся с геометрическими фигурами, цветами.

Игры с бумагой, фольгой

Из бумаги «лепим», складываем, в нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки.

Веселые веревочки

Дети на шнурок надевают различные предметы.

В процессе работы я наблюдаю за детьми, они растут и развиваются на моих глазах. Свою работу вижу не только я, но и родители. Дети становятся более самостоятельными, инициативными. Дети штрихуют, обводят, знают геометрические фигуры, различают цвета, смело рисуют ладонями, пальцем. А главное у детей развивается речь, активизируется сенсомоторное развитие, у детей успешно развиваются высшие психические функции, что дает толчок к общему развитию, а также к развитию творческих способностей детей раннего возраста.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и в жизни.