Развивающие музыкальные игры для детей дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель Сорокина Маргарита Александровна
ГБОУ школа №760, дошкольный корпус №1341
Это не совсем обычные игры, они отличаются от других тем, что они ориентированы не только на развлекательные или музыкально образовательные задачи. Описание каждой игры сопровождается указанием её психологических целей.
Цель этих игр поделится идеями о возможности применения музыки в группах разного типа, у детей с нарушениями психического и физического развития. Эти игры помогают через музыку преодолевать трудности в развитии и обучении, помогают
научится детям воспринимать мир по-новому.
Однако несомненную пользу они могут принести и обычным детям, занимающимся и в обычных группах. Кроме того, эти игры побуждают развивать собственные музыкальные идеи и умение придумывать новые варианты игры и новые игры.
Развивающие и музыкально - дидактические игры для детей
Игры, развивающие умение слушать и концентрировать внимание:
РУКИ ВЕРХ!
Цель:* Повышение скорости реакции.
* Развитие умения слушать,
* Развитие способности концентрировать внимание.
Количество участников – любое. Играть можно на стульчиках или сидя на корточках на полу.
Описание: У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.
/для малышей – погремушки, колокольчики..../
Педагог играет на пианино/баяне/ Пока звучит музыка дети подыгрывают на своих инструментах, как только смолкает- играющие бесшумно поднимают инструменты над головой./или кладут на пол и поднимают руки над головой/
Самый важный момент в игре – тишина во время паузы, педагогу следует обращать внимание участников именно на паузу.
«Тихие и шумные»
Цель:* Побуждение к сотрудничеству в группе.
* Развитие способности различать звуки.
* Высвобождение энергии.
Описание: Дети выбирают для себя тихий или громкий инструмент, и группа делится на 2 команды. Представить, что дети находятся на разных берегах реки и могут общаться по очереди играя на музыкальных инструментах, внимательно слушая друг друга.
«ТИХИЕ« играют очень тихо и спокойно. Нужно побуждать группы слушать друг друга. Дирижер – руководит этими группами оркестра.
«Громкие» - шумно и активно.
«ТИХО и ГРОМКО»
Цель:* Развитие выдержки и умения слушать.
*Развитие умения концентрировать внимание
Инструменты: Равное количество бубенцов и бубнов.
Музыкальная запись или педагог играет на инструменте.
Описание: Участники делятся на 2 группы соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся играть
по очереди. Педагог объясняет, что группа с бубенцами должна играть очень тихо, а группа с бубнами – громко.
Вариант игры: Можно использовать контрастную музыку
Как энергичную, так и спокойную.
Можно делать паузу между музыкальными
фрагментами.
БУБНЫ И БУБЕНЦЫ
Цель: *Развитие сотрудничества в группе
* И способности концентрировать внимание.
* Развитие умения наблюдать и умения слушать.
Инструменты: Равное число бубенцов и бубнов,
по одному на каждого участника.
Музыкальная запись или синтезатор.
Вариант игры: Участники распределяются по группам, соответственно типам инструментов. Когда звучит музыка, все свободно танцуют, передвигаясь по комнате. Когда музыка смолкает, участники с бубнами образуют свою группу, а с бубенцами – другую и играют на инструментах. Звучит музыка, группы вновь смешиваются.
Игра может быть дополнена ещё группами инструментов.
Музыка может звучать различных стилей.
Поймай ритм
Цель: *Развивать умение слушать.
*Развитие кратковременной памяти.
Описание игры: Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить.
Участники присоединяются к ведущему и хлопают. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.
Можно отстукивать ритм на разных частях тела.
Можно сопровождать ритм текстом считалки.
Каждому участнику можно предложить побывать в роли ведущего.
Участники могут повторять ритм один за другим, по очереди.
Когда первый ритм будет усвоен всеми можно перейти к следующему. Можно дать голосовую команду «Перемена» ДЛЯ ПЕРЕХОДА к новому ритму.
Игры развивающие осознанное отношение к себе и другим людям.
ИМЕНА
Цель: Стимулирование вокализации
Формирование способности к лидерству
Развитие умения слушать
Побуждение к сотрудничеству в группе
Описание: Группа садится в круг. В ритме какой-нибудь песни ведущий называет имя играющего, например: ТИ-мо-ша, Ти-мо-ша.
Группа присоединяется к распеву, пока ведущий не даст знак остановиться. Имя ещё одного участника пропевают уже в другом ритме. После того , как подобным образом пропеты три имени, ведущий делит группу на три подгруппы, соответствующие названным именам. Затем ведущий берет на себя роль дирижера, определяя для каждой подгруппы время начала и окончания распева, его темп, и громкость. Подгруппы пропевают имена по очереди или одновременно. Игра продолжается с новыми именами и новым ведущим.
Замечания: Ритмизация имен может быть совершенно свободной, одно и тоже имя можно пропевать в самых разных ритмах.
Может оказаться полезным варьировать высоту звука для разных слогов.
Другие варианты: Можно использовать названия пищевых продуктов, игрушек, мебели или животных.
Произнесение слов можно сопровождать хлопками в ладоши.
ГДЕ Я БУДУ ИГРАТЬ?
Цель: Развитие инициативы.
Развитие умения слушать
Инструменты: бубны на всех участников.
Описание: Участники танцуют в свободной манере и играют на бубнах. Через несколько минут педагог делает музыку тише и предлагает участникам играть на бубнах, показывая разные места, по которым они будут ударять бубном. Это может быть спина другого участника, пол, или стена комнаты, собственное колено.
Замечания: Спокойная тихая музыка способствует тому, что участники не слишком энергично ударяют друг друга бубнами.
Игры развивающие социальные навыки
Обмен сообщениями
Цель: Развитие умения дожидаться своей очереди.
Побуждение к зрительному контакту
Развитие умения слушать и концентрировать внимание
Инструменты: Два контрастных по звучанию инструмента
Вариант игры: Группа садится в круг. Двое, сидящих напротив друг друга, выбирают инструменты. Один из них первым начинает играть. Второй слушает вместе со всей группой. Закончив играть, первый участник бросает взгляд на участника, сидящего напротив, и тот начинает играть на своем инструменте. Закончив играть, он бросает взгляд на первого участника, продолжая, таким образом музыкальный диалог. Когда они по очереди сыграют достаточное число раз и завершат диалог, инструменты переходят к следующим
двум участникам, сидящим напротив друг друга (инструменты передаются по часовой стрелке)
Замечания: Присутствующим двум взрослым имеет смысл выступить в качестве первой пары.
ТАНЕЦ ШЛЯПЫ
Цель: Развитие сотрудничества в группе.
Развитие умения осознавать себя в группе.
Развитие ответственности и заботливости.
Развитие способности концентрировать внимание.
Атрибуты: Шляпа, музыкальная запись .
Вариант игры: Группа садится в круг Когда начинает звучать музыка. Участники передают шляпу по кругу, надевая её на голову своего соседа. С остановкой музыки, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое –то движение – с тем, чтобы все остальные его повторили.( если танцевальное – то можно включить плясовую)
Замечание: Педагогу следует следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание её с соседа.
Темп музыки может влиять на скорость передачи.
Можно передавать другие предметы, например:
шарф, перчатку, обувь