Развивающие пособие «Варежковый театр» или первые шаги к театрально-игровой деятельности в раннем дошкольном возрасте (от 1,5 до 3 лет).
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Авторы:
Моторина Ольга Васильевга,воспитатель
Матвеева Светлана Газинуровна, старший воспитатель
Варежка - простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно для малышей. Варежка - образ очень нравится детям, он близок им, понятен и доступен. Играя с варежкой, лицо остается открытым для зрителей. Это очень важно для малышей, которые не редко пугаются, не видя лица.
Варежковый театр - не только развлечение - это начало формирования отношения к окружающему, характера, интересов, это - пример дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия.
Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь, каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, учась не стесняться присутствия посторонних слушателей.
Этот вид театра очень удобно использовать в детском саду. Для постановки спектакля, не требуется длительной подготовки и даже ширмы. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля варежкового театра свидетельствуют, как дети любят театр, активно включаются в события, вступают в разговор, выполняют поручения актеров, сочувствуют положительным персонажам, предупреждают их об опасности, дают советы.
Очень хороши варежки - образы в адаптационный период, когда идет прием малышей в детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в нее хочется играть и подражать взрослому.
В детском саду дети любят петь песни. Охотно это делают как на праздниках и развлечениях, так и в повседневной жизни.
Работая в детском саду я знаю, что особый интерес дети проявляют к инсценированию песни. Инсценировка песни украшение любого праздника или развлечения.
Для обучения детей инсценированию песни мы используем варежковый театр. С его помощью даже малыши в занимательной, интересной форме обыгрывают свою песню.
Яркие, забавные образы-варежки создают праздничное настроение. У детей развиваются память, речь, мелкая моторика рук. Они учатся слаженной работе в коллективе, развивается их эмоциональная сфера, позволяют тренировать мышцы обеих рук, что благотворно отражается на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
В своей работе мы используем демонстрационный материал по программе И.А. Лыковой «Теремок», где каждая потешка с детьми очень подробно изучается, есть методические рекомендации на обратной стороне демонстрационной карточки к использованию таких карточек. А также были созданы свои авторские демонстрационные карточки. И наши варежковые куклы были сшиты по многим карточкам, как атрибут для театрализации потешки. (см. Приложение ). И карточки и варежковые куклы находятся в красивом сундучке и дети с большим удовольствием всегда ждут какой же герой к ним придет в гости сегодня. Или сами открывают его и играют с героями и разглядывают карточки, делая свои первые пробы для театрализации игры( см.Приложение).
.
Такой атрибут, как образ-варежка, очень помогает в индивидуальной работе с детьми, особенно в развитии речи и коммуникативных навыков. Когда ребенок надевает на руку варежку, он радуется, улыбается. Он уже расположен, общаться с педагогом, у которого на руке такая же варежка. Очень кстати оказывается варежковый театр, если музыкального руководителя нет. Воспитатель под записанную фонограмму песни может легко и интересно заниматься с детьми в группе.
Для его создания нам понадобиться: ткань, ножницы, нитки, изображения сказочных героев и двухсторонний скотч.
Из ткани шьём варежки – рукавички. С помощью скотча, клея-пистолета или можно пришить (можно сделать липучки) фиксируем сказочного героя.
Также при создании данного вида театра нам помогли родители. Для них был разработан мастер-класс «Создание варежкого театра для сказки «Мишкины сны» по произведение пермского писателя Виноградова. Так же этот театр семьи воспитанников могут взять домой, чтоб дома поиграть, инсценировать, закрепить материал дома со старшими братьями-сестрами, бабушками-дедушками (см. приложение).
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
Образовательные: формировать эстетический вкус у детей, знакомить детей с русским народным творчеством, побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из песни.
Развивающие: развивать речь, память, двигательную активность.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать внимательно, узнавать знакомое произведение, узнавать героев песни, воспитывать дружеские отношения между детьми.
Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:
- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Таким образом, в волшебном сундучке данного развивающего пособия собраны разные сказки, потешки, песенки. Для каждой сказки сшиты сказочные герои в виде варежек, атрибуты к декорациям. Как сказал В.А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», и поэтому все декорации прикрепляются с помощью липучек. Во время представления сказки, песенки, потешки дети по- разному используют сказочные варежки: могут надеть на руку или же на подставку. Все зависит от их желания. В нашем сундучке живут герои из сказок «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», сказка по мотивам пермского писателя В.Виноградова «Мишкины сны», герои народных потешек и песенок.
Ценность развивающего пособия:
Все предметы в сундучке удобные в хранении и легко стираются,
Дети с удовольствием в них всегда играются.
Способствуют развитию речи и внимания,
Налаживают в группе взаимопонимание/
Приложение 1.
Ш
аблоны для создания варежкого театра
Приложение 2.
Работа с демонстрационными карточками по потешкам и песенкам.
Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять… ».
Воспитатель: (раздаёт детям варежки (цыплята). Вы сейчас будете
цыплятами на прогулке с мамой курочкой, слушайте внимательно.
Дети встают с мест и подходят к воспитателю с «цыплятами» на руках.
Варежку « курочки» надевает воспитатель, проговаривает строки русской народной песенки
«Вышла курочка гулять… » воспитатель показывает движения инсценировки, дети повторяют за воспитателем.
-Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (воспитатель идет по группе)
-А за ней ребятки – желтые цыплятки (зовет детей идти вместе с ней) .
-Съели черного жука, дождевого червяка (сажаем руку с варежкой на пол и исполняем движения, соответствующие тексту).
-Выпили водицы полное корытце (показывает движения, которые должны повторить дети) .
-Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко!
Лапками гребите, зернышки ищите.
Инсценировка русской народной песенки «Жили у бабуси…».
Воспитатель: (раздаёт детям 2 варежки : белый гусь и серый гусь). Вы сейчас будете гусями, которые жили у бабушки, слушайте внимательно.
Дети встают с мест и подходят к воспитателю с «гусями» на руках.
Варежку «бабушки» надевает воспитатель, проговаривает строки русской народной песенки:
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один — серый,
Другой — белый —
Два веселых гуся. (воспитатель показывает движения инсценировки (движение фонарики), дети повторяют за воспитателем.)
Вытянули шеи —
У кого длиннее?
Один — серый,
Другой — белый —
У кого длиннее? (воспитатель показывает движения инсценировки (постепенное поднимание рук вверх по очереди), дети повторяют за воспитателем.)
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один — серый,
Другой — белый —
Спрятались в канавке. (воспитатель показывает движения инсценировки (нужно присесть и спрятать руки за спину), дети повторяют за воспитателем.)
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один — серый,
Другой — белый —
Гуси мои, гуси. (дети сидят на корточках, руки спрятаны за спину)
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один — серый,
Другой — белый —
Кланялись бабусе. (воспитатель показывает движения инсценировки (руками кланяются), дети повторяют за воспитателем.)
И
нсценировка потешки про улитку.
Демонстрационная карточка по потешке «Петушок-петушок и кукла – варежка сшитая для инсценирования
Приложение 3.
Мастер-класс с родителями «Создание варежковых кукол для сказки «Мишкины сны»
Рисунок 1-3.. Вырезаем по выкройке варежки и сшиваем их
Рисунок 4. На горячий клей приклеиваем мордочки зверей.
Рисунок 5. Варежковый театр силами родителей по сказке "Мишкины сны" готов!
Рисунок 26-10. Инсценирование варежкого театра "Мишкины сны в семейном кругу.