Бондаренко О. Э.
Развивающие занятия для детей, готовящихся к школе.
Задачами программы подготовки к школе являются:
формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
развитие логики—анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
развитие фантазии и творческих способностей;
развитие речи—умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
развитие памяти и внимания;
развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей.
Занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое для выполнения какого-либо конкретного задания, что, с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой — не утомляет.
В возрасте 5-6 лет ребенок продолжает совершенствоваться через игру. Это так же время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе. В этом возрасте руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и в программе особое внимание уделяется развитию моторики.
Развитие лексико-грамматических конструкций—обогащение активного словаря по лексическим темам, умение грамматически правильно оформлять речь.
Обучение грамоте—знакомство с графическим образом буквы, звуками родного языка, подготовка руки к письму, развитие фонематического слуха (умение выделять определённый звук из ряда других) и фонематического анализа (умение выделять позицию звука в слове—в начале, середине или конце, что крайне необходимо для письма).
Развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания, восприятия. Тренировка логического мышления. Занятия способствуют развитию у ребенка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументировано отстаивая свое мнение.
Математические ступеньки—развитие элементарных математических представлений (геометрические фигуры, величины, сравнения, счет, пространственные представления, число и цифра, целое и части).
Развитие мелкой моторики. Подготовка кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
Пространство занятий готовит ребенка к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой — быть терпеливым и мудрым с окружающими людьми.
Занятие 1.
Создание благоприятной обстановки для знакомства детей.
Число и цифра 1. Квадрат, круг, треугольник.
Играем в сказку.
Занятие 2.
Стимулирование внутригруппового общения.
Число и цифра 2. Счет предметов.
Расширение и систематизация словарного запаса. Работа дядюшки Ударения.
Работа с пластилином. Заяц.
Занятие 3.
Развитие координации движений, ловкости.
Число 3, цифра 3. Порядковый счет. Мастер Слог. Обогащение словаря. Штриховка.
Занятие 4.
Группировка предметов по определенным признакам. Развитие зрительной памяти.
Число и цифра 4. Понятия «больше», «меньше», «столько же».
Соотнесение слов со схемами «Космическое путешествие».
Занятие 5.
Развитие межличностного общения в группе.
Знакомство с органами артикуляции. Звуковички.
Число и цифра 5. Счёт предметов.
Работа с пластилином. Лимон.
Занятие 6.
Культура общения. Использование форм речевого этикета.
Число и цифра 6. Уменьшить (увеличить) на 1.
Развитие грамматического строя речи. Выделение первого звука.
Постановка руки для письма.
Занятие 7.
Развитие образно-логического мышления.
Число и цифра 7. Аппликация из геометрических фигур. Домик.
Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Работа над связной речью.
Обведение фигур.
Занятие 8.
Развитие общения в группе, развитие творческого воображения.
Число и цифра 8. Понятия «больше», «меньше».
Место звука в слове. Переносное значение слов.
Занятие 9.
Развитие пространственного воображения, логического мышления.
Число и цифра 9. Числовой ряд.
Рассказы в картинках. Переносное значение слов.
Работа с пластилином. Дерево.
Занятие 10.
Развитие мышления, внимания.
Порядковый счёт от 1 до 9. Графический диктант.
Выделение звуков. Работа над связной речью.
Занятие 11.
Развитие зрительного восприятия, воображения.
Увеличение объема словаря, использование предлогов.
Счёт предметов. Прямой и обратный счёт.
Обведение и штриховка предметов.
Занятие 12.
Развитие координации движений, ловкости.
Число 10. Оригами «Тюльпан».
Развитие навыков словоизменения, фонематического слуха. Звуковая схема слова.
Занятие 13.
Развитие воображения, творческого мышления.
Числа от 1 до 10. Первоначальные сведения о задаче.
Закрепление навыков словообразования и словоизменения. Развитие умения звукового анализа.
Графический диктант.
Занятие 14.
Развитие активного внимания, логического мышления, сообразительности.
Состав числа 2. Понятия «равно», «неравно».
Закрепление навыка употребления предлогов, глагольной лексики. Гласные звуки.
Аппликация «Ёлочка и снеговик».
Занятие 15.
Развитие умения классифицировать, обобщать.
Соотнесение названий геометрических фигур с грамматическим и лексическим опытом.
Рассказ по заданной теме. Закрепление навыков словообразования.
Занятие 16.
Развитие восприятия, логического мышления.
Числовой ряд от 1 до 10. Сравнение чисел.
Формирование умения образовывать однокоренные слова. Развитие фонематического слуха.
Пластилиновая «аппликация».
Занятие 17.
Развитие речемыслительной деятельности.
Состав числа 3. Знаки «больше», «меньше», «равно».
Подбор прилагательных-антонимов, развитие грамматического строя речи (образование и изменение слов суффиксным способом). Согласные звуки.
Рисование по клеточкам.
Занятие 18.
Развитие умения строить простейшие умозаключения.
Состав числа 4. Составление задач по картинке.
Систематизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Занятие 19.
Развитие творческой активности, фантазии, связной речи. Мы играем в сказку.
Решение числовых выражений вида □-2 (с использованием счетного материала).
«Рисование» пластилином.
Занятие 20.
Развитие воображения, творческого мышления, навыков самоорганизации.
Активизация словаря, развитие фонематического слуха, дифференциация твердого и мягкого звуков.
Счёт от 1 до 10; от 10 до 1. Решение задач.
Занятие 21.
Развитие умения обосновывать свои суждения.
Сравнение и счет предметов. Понятии «тонкий», «толстый», «длинный», «короткий».
Составление словосочетаний. Звуковая схема слова.
Графический диктант.
Занятие 22.
Развитие умения производить сравнительный анализ.
Составление рассказа по картинке. Подбор однокоренных слов.
Геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник.
Занятие 23.
Развитие речемыслительной деятельности, самоорганизации.
Порядок возрастания, убывания. Прямая линия.
Обогащение словаря. Закрепление навыка словоизменения. Развитие фонематических представлений.
Оригами «Дракон».
Занятие 24.
Развитие творческого воображения, аналитических способностей.
«Соседи» чисел. Кривая, ломаная линии.
Слово, слог, ударение. Развитие связной лексики.
Занятие 25.
Развитие произвольного внимания, наблюдательности, зрительной памяти.
Решение числовых выражений. Сравнение чисел.
Обогащение словаря тематическими группами слов; развитие диалогической речи.
Занятие 26.
Развитие памяти и внимания.
Состав числа 5. Решение задач.
Согласование слов в словосочетаниях. Активизация умений звукового анализа.
Работа с пластилином. Лиса.
Занятие 27.
Развитие аналитико-синтетической деятельности.
Числовой ряд от 1 до 10. Составление и решение задач по картинкам.
Развитие диалогической речи. Мы играем в сказку.
Графический диктант.
Занятие 28.
Развитие пространственных представлений, критичности мышления.
Увеличение объема словаря, развитие навыков словоизменения, связной речи.
Числовой ряд от 1 до 10. Решение примеров (+, -).
Завяжи узелок (графическое упражнение).
Занятие 29.
Развитие памяти, мышления, внимания.
Числовой ряд от 1 до 10. Решение задач.
Обогащение выразительных средств речи; развитие грамматического строя, связной речи.
Занятие 30.
Обобщение и систематизация знаний.