Сценарий развлечения в старшей группе
«Посиделки у деда Щукаря».
Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно- нравственных устоях Донского казачества.
Задачи:
Образовательные: приобщать детей к культуре и быту казачества; закреплять представления детей о быте и укладе жизни казачьей семьи; формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях; ознакомить с содержанием казачьих песен.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории своего народа; развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями; совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу;
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ; воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков; воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Предварительная работа: Заучивание казачьих слов и выражений, стихов, чтение былин, рассказов, разучивание игры «Забытые слова», знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, казачьей одежды, беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания, дидактические игры, презентации, фото материалы, игровая деятельность.
Материал: печь, курень (макеты), тын (плетень), стол с посудой , прялка, голубая ткань -это река Дон, сетка для рыбной ловли, коромысло с ведрами аудио записи казачьих песен.
Ход развлечения.
(под звучание казачьей песни дети заходят в зал.)
Дед Щукарь приглашает детей в зал.
-Казачата, проходите, давайте посидим рядком, да погуторим (поговорим) о родной Донской стороне.
А поведём мы беседу, о Донском казачестве, его обычаях, традициях, пословицах и поговорках.
А кто такие казаки?
Дети: Казаки –это вольные, смелые люди. Они были воинами- защищали Родину от захватчиков, занимались хозяйством.
Дед Щукарь: Верно. Они жили на окраине южных границ России. Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться Донскими казаками.
На Дону селились люди не только с Руси, но и с других земель. Среди казаков можно было встретить украинцев, белорусов, поляков, греков, персов, татар, грузин, калмыков и осетин. Однако русских всё же было больше. Поэтому все казаки, независимо оттого, откуда они пришли на Дон, считали себя русскими людьми и защитниками Руси. Казаки очень смелые, гордые и находчивые воины. Они охраняли наши границы от врагов. Про них говорят: Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Кто пули боится, тот в казаки не годится.
А вы похожи чем-нибудь на казаков? Вы смелые? Находчивые? Дружные? Да ещё и живёте в казачьей станице. Предлагаю вам сегодня поиграть в казаков. Хотите?
Игра «Фуражка казака»
Под музыку дети передают по кругу фуражку и приговаривают: «Ты лети, лети фуражка, быстро, быстро по рукам, у кого фуражка будет, тот пословицу расскажет нам». У кого в руках фуражка, тот выходит в середину круга и, рассказывает пословицу о казаках.
1 Казаку конь себя дороже!
2 Казак с конём ночью и днём!
3 Казак без коня – сирота!
4Казак сам голодает, а коня накормит!
5Казак без коня – что солдат без ружья!
6 Где казак – там и слава!
7По казаку Дон плачет!
8 Казачьему роду нет переводу!
9 Степь да воля – казачья доля!
10 Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
11 Кто пули боится, тот в казаки не годится.
А выступая в поход, что в первую очередь брали с собой казаки?
Дети: Флаг!
Дед Щукарь: а какой флаг был у казаков?
Дети: Он состоит из трёх продольных полос синего, жёлтого и красного цветов.
А, что ещё с собой в поход брали казаки?
Дети: Землю.
Правильно! Они хранили её в небольшом, расшитом мешочке на груди у самого сердца, считая, что она придаёт им сил в бою. Это не простая земля – это наша Донская земля.
Дед Щукарь: казаки были лихие наездники, а сейчас, казачата поиграем в игру «Лихие наездники.»
Игра «Лихие наездники».
(мальчики соревнуются в скачках на «лошадях»)
Дед Щукарь: а когда казаки возвращались с похода, то что они делали?
Дети: занимались хозяйством (дети рассказывают, что делали казаки).
Дед Щукарь: а сейчас мы доплетем тын.
(дети с дедом плетут плетень).
Наша земля называется Донская земля, почему возникло такое название – Донская земля?
Дети: потому – что, главная река Ростовской области Дон.
Дед Щукарь: в Дону водилось много рыбы, а кто из вас назовет какая рыба водилась в Дону?
Дети: лещ, сазан, щука, карп, судак, осетровая рыба.
Дед Щукарь: пойдемте, казачата, к Дону, поймаем рыбу на уху. (дети с дедом «ловят рыбу»)
Дед Щукарь: Аксинья, сходи к Дону, набери воды на уху. А мы сейчас поиграем.
Игра «Сварим уху.»
( что нужно положить в уху)
Дед Щукарь: а как назывался дом, в котором жили казачьи семьи?
Дети: Курень значит «круглый».
Дед Щукарь: все комнаты были построены вокруг печки по кругу отсюда это название.
А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь – царица в доме»?
Дети: потому, что она является домашним очагом, символом благополучия. Печь обогревала всех, на ней готовили еду.
Дед Щукарь: а чем ещё отличаются казачьи курени от домов в которых мы живём?
Дети: Курени двухэтажные. Первый этаж низкий его называли низы, строили его из самана и камня, хранили там запасы продуктов, а зимой пускали животных. А верхний этаж был деревянным, там жили люди.
Дед Щукарь: а как называли балкон вокруг дома?
Дети: балясины.
Дед Щукарь: а для чего казаки строили балясины?
Дети: Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.
Дед Щукарь: а какие вы знаете традиции, которые строго соблюдались в казачьей семье?
Дети: 1. Уважительное отношение к старшим.
2.Почитание гостя.
3. Уважение к матери и сестре.
Дед Щукарь: казаки считали, что тот кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их а своём сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков. Вот и давайте расскажем, что такое казачья семья.
П\г. «Казачья семья».
На скамейке у плетня (пальчик к щеке)
Собралась вся семья (обнялись)
Погуторить, пошутить (пальчик к губам)
Деток разуму учить (пальчик ко лбу)
Наш дедуля казачок (подкручивают усы)
Смастерил нам сундучок (стучат кулачками)
А бабуля – бабушка (одевают платочек)
Испечёт оладушки (лепят пирожки)
Батюшка любимый (ладонь к сердцу)
Защитит родимый (руку на колено).
Матушка – хозяюшка (ладони вперёд)
Малым детям нянюшка (гладят соседа по голове)
Колыбель качает (качают ребёнка)
Песню напевает
И конечно пострелёнок (показать на себя)
Озорной ноне ребёнок (грозят пальчиком)
Озорной ягоза (взялись за голову)
Во все стороны глаза (поворачивают головой)
Поседела у плетня (палец к щеке)
Наша дружная семья (разводят руками)
Поиграли, пошутили (загибают пальчики)
Малых деток научили (грозят пальчикам)
Мамку с тятей почитать (загибают пальчики)
Бабу с дедом уважать,
Не грубить, и не злословить,
Доброту не экономить,
Всех прощать,
Уметь любить,
Данным словом дорожить,
Ведь не зря гласит молва (развести руки)
Семья дружбою жива! (пальцы в замок)
Дед Щукарь : молодцы! Присаживайтесь. А как воспитывали мальчиков в семье? А девочек? (дети рассказывают).
Дед Щукарь: а теперь девочки помогут Аксинье смотать клубочки.
Игра «Кто быстрее смотает клубочек.»
Дед Щукарь: как одевались казаки и казачки?
Дети: Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшали оборками и кружевом, а кофты тесьмой. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали вокруг головы.
Дед Щукарь: а чем казаки занимались в мирное время, когда не приходилось защищать родину?
Дети: земледелием, огородничеством, скотоводством, рыболовством, виноградарством
Дед Щукарь: но казаки умели не только работать, но и любили петь и веселиться.
На Дону исстари ведётся – без запевалы песня не поётся!
А теперь давайте поиграем в игру «Забытые слова».
Дети под музыку идут по кругу, противоходом им идёт ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребёнку, который оказался напротив него.
Ребёнок: Слово мне говори. По казачьи повтори: Шелковица (тютина), командир (атаман), очень (дюже), полотенце (рушник), дом (курень), говорят (гуторят), отец (батя), хозяйственный двор (баз), компот (узвар), плётка (нагайка).
При правильном ответе, все дети кричат «Любо».
Дед Щукарь: вы очень много знаете о быте, укладе жизни, традициях казаков.
Мы с вами живём в казачьем крае. Где дружно живут люди и других национальностей. Живём мы дружной, весёлой семьёй и не забываем об истории нашего родного края.
Но наши посиделки подошли к концу и по казачьей традиции я приглашаю вас на чаепитие.