ОКУ «Центр «Перспектива»
Музыкальное развлечение «Путешествие мир сказок»
Разработала воспитатель Чувичкина Т.Б.
П. Новоандросово
Музыкальное путешествие «Мир сказок»
Цели и задачи занятия.
Духовно совершенствовать ребенка в процессе приобщения его к музыке Н.А.Римского-Корсакова, литературным произведениям А.С.Пушкина.
Развивать литературное мышление и восприятие воспитанников.
Оборудование: музыкальные записи, костюмы, декорации к сказкам, экран, заранее заготовленные вопросы.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Попробуйте сами догадаться, чему мы посвятим сегодняшнюю встречу. А поможет вам в этом песня: «Сказки гуляют по свету».
Звучит песня в исполнении В. Толкуновой.
Ведущий: Догадались?
Дети: Да! Сказкам!
Ведущий: И не просто сказкам, а тем, которые сочинил кто?
На доске вывешены иллюстрации портретов А.С.Пушкина в разные годы его жизни.
Дети: А.С.Пушкин!
Ведущий: Правильно. И сегодня у нас не просто встреча, а музыкальное путешествие по сказкам этого Великого русского писателя. Давайте немного вспомним о жизни А.С.Пушкина.
Родился поэт более 200 лет назад (в 1799 г.) в Москве. Маленький Саша вел себя как все дети: то был молчалив, ленив, вял, а то наоборот – шаловлив и резв, порой не слушал родителей, упрямился, за что его строго наказывали.
Была у Александра Сергеевича и няня – крепостная крестьянка Арина. Она любила маленького Сашу, как родного сына. От нее Саша впервые услышал народные песни и сказки, которые произвели на него неизгладимое впечатление. В одном из стихотворений поэт так говорит о своей няне:
«…»
Когда в чепце, старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бове,
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
«…»
А.С. Пушкин «Сон»
Когда Саша вырос, он пересказал некоторые из нянюшкиных сказок стихами.
Итак, мы начинаем музыкальное путешествие.
(Слайд 1). Звучит музыка М.Н.Глинки, увертюра к опере «Руслан и Людмила». В ней мы слышим торжество светлых сил жизни, в которой использована ликующая музыка финала оперы. Музыка проникнута ожиданием праздника, пира, ощущением преддверия торжества. В середине увертюры возникают таинственные, фантастические звучания.
На сцене появляется дуб, русалка, кот на цепи. На дубе листочки с вопросами.
Ведущий: У лукоморья дуб зеленый; И днем и ночью кот ученый
Златая цепь на дубе том: Все ходит по цепи кругом;
Дети подхватывают слова ведущего и заканчивают стихотворение вместе.
Входит кот.
Кот: Кто это к нам пожаловал?
Ведущий: Здравствуй, сказочный кот. Мы с ребятами хотели бы совершить путешествие по Пушкинским сказкам.
Кот: Дорога в Пушкинское царство идет через наше лукоморье.
Ведущий: Нам бы очень хотелось узнать о чудесах.
Кот: Ишь, какие хитрые. А вы сказки А.С.Пушкина читали?
Дети: Да!
Кот: Видите этот дуб, а на нем листочки. Срывайте их и попробуйте ответить мне, из каких сказок А.С.Пушкина эти строки:
***
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
(Сказка о царе Султане…)
***
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
(Сказка о попе и о работнике его Балди)
***
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
***
Царь с востока войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
(Сказка о золотом петушке)
Кот: Молодцы! Милости прошу в наше царство. Закрывайте глаза и полетели.
(Слайд 2) Звучит музыка из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Музыка заканчивается, раздается стук. На сцене появляется еще один сказочный герой- Царь. В руках у него молоток, которым он ремонтирует стол.
Ведущий: Дети, кто это?
Дети: Царь.
Царь: Правильно, царь, а из какой сказки?
Дети угадывают.
Ведущий помогает, зачитывает строчки из сказки «Золотой петушок».
Царь: Да, я царь Дадон.
Ведущий: Царь, а почему ты работаешь, тебе же отдыхать положено?
Царь: Знаю, только от скуки и помереть можно. А вы кто такие?
Ведущий: Мы прилетели к вам из 21 века. Очень любим сказки А.С.Пушкина, вот и отправились в путешествие.
Царь: Все понятно. Слушайте тогда мои загадки. Отгадайте – отправитесь дальше.
Как золотой петушок предупреждал царя Додана об опасности?
Что пообещал царь мудрецу за золотого петушка?
Что попросил мудрец взамен у царя?
Царь за правильные ответы хвалит детей и желает доброго пути.
(Слайд 3). Звучит вступление «Океан-море» из оперы Римского-Корсакова «Садко».
- Вступление «Океан-море» рисует спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно корабля, ни живого существа.
По окончании музыки ребята видят старуху – героиню сказки «О рыбаке и рыбке». Старуха сидит у разбитого корыта.
Дети: Здравствуй, бабушка!
Ведущий: Ребята, а в какую мы сказку попали?
Дети: Это «Сказка о рыбаке и рыбке»
Ведущий читает отрывок из сказки до появления рыбки и исполнения первого желания старика.
Ведущий: Вот бы и нам повидать золотую рыбку.
Старуха: Да вот оно, море-то, рядом.
Старуха показывает в сторону, где находится море. Дети направляются к нему. Там они встречают золотую рыбку.
Рыбка: Ой, кто это меня разбудил?
Ведущий: Здравствуй, дорогая рыбка. Мы путешествуем по сказкам А.С.Пушкина.
Рыбка: Как интересно, а хотите поиграть со мной и моими младшими сестрицами?
Дети: Да!
Рядом с рыбкой находятся рыбки, на которых наклеены листочки с вопросами. Дети должны отрывать по одному листочку и отвечать на поставленные вопросы.
Назовите жилище старика со старухой.
Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой?
Сколько раз закидывал старик невод в море?
Кем хотела быть старуха?
Как менялось море с каждым приходом старика?
Сколько лет рыбачил старик?
Рыбка: Ну, молодцы, порадовали меня, отправляйтесь в следующую сказку.
(Слайд 4) Звучит музыка Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Султане».
Появляется Царевна-Лебедь.
Ведущий: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, кто вы?
Царевна: А вы угадайте: «Стоит на острове Буяне Красивый град …»
Дети: Мы в сказке о царе Султане! А вы – Царевна-Лебедь!
Царевна: Здравствуйте, добро пожаловать в мою сказку.
Ой, вы гости-господа,
Долго ль ездили, куда?
Ведущий: Мы путешествуем по сказкам Пушкина. В двух уже побывали, а теперь вот к вам попали, хотим про чудеса услышать.
Царевна: Чудес у нас много. А вот ответьте, что увидел перед собой князь Гвидон после того, как спас лебедя и провел голодную ночь под открытым небом?
Ведущий: Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…
Царевна: Правильно.
Дети: А чудеса будут?
Царевна: А чудес сколько хотите:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенку поет,
Да орешки все грызет…
Царевна: У меня к вам вопрос: «Из чего были сделаны ядра орешков?»
Дети: Ядра – чистый изумруд.
Царевна: Правильно, а какую песню пела белочка?
Дети: «Во саду ли, в огороде!»
Царевна: Молодцы, а вот еще чудо:
В свете есть иное диво: Разольется в шумном беге,
Море вздуется бурливо, И очутятся на бреге,
Закипит, подымет вой, В чешуе, как жар горя,
Хлынет на берег пустой, Тридцать три богатыря…
Царевна: А среди вас есть богатыри? Зарядку вы делаете? Спортом занимаетесь?
А вот еще одно чудо:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Царевна: Как вы думаете, кто это?
Дети: Это вы!
Царевна: а теперь, давайте послушаем, как эти три чуда изобразил в своем музыкальном произведении «Сказка о царе Султане» композитор Римский-Корсаков.
(Слайд 5) Дети слушают произведение.
Три чуда. Вслед за призывными фанфарами звучит радостно звонкая и затейливая тема
Города Леденца, в которой совершаются три чуда: сначала флейта высвистывает мелодию белки («Во саду ли, в огороде»). Ее оттесняют фанфары, приглашающие полюбоваться следующим чудом: на фоне грозного, сначала отдаленного, потом все более нарастающего рокота неизменно повторяющегося басового мотива возникает тяжеловесная громкоголосая тема шествия тридцати трех богатырей; как бы удаляясь она стихает, а фанфары возвещают о появлении Лебеди. Мелодия с прихотливыми изломами, капризными взлетами и ни паданиями, постепенно «теплеет» и выливается в широкую кантилену, рисуя волшебное превращение в прекрасную Царевну…
Царевна: Ну что же, пора прощаться. Ступайте к дубу, кот покажет вам дорогу домой.
Дети возвращаются к коту.
Кот: За то, что вы такие умные и сообразительные я хочу подарить вам волшебный мешок со сказками. Спасибо, что навестили нас, до скорой встречи!
Ведущий: Ну, вот, ребята, наше музыкальное путешествие подошло к концу, но у нас еще подарок от сказочного кота и, если хотите, мы можем продолжить свое путешествие. Давайте посмотрим сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Султане» (просмотр сказки).