Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ряжская средняя школа №3»
Урок – исследование по теме: «Общие свойства кислот».
Учитель химии и биологии: Бубнова С.И.
Г.РЯЖСК-2015
Урок – исследование по теме: «Общие свойства кислот». (8 класс)
Цели: -Продолжить знакомство учащихся с классами неорганических соединений.
-Развитие представлений о химических св-вах кислот(взаимодействие с металлами) и формирование представлений о ещё неизученных химических св-вах.
- Знакомство с рядом Бекетова.
- Формирование понятия «р-ция нейтрализации».
- Развитие умения доказывать химические св-ва кислот.
- Развитие умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, применять теоретические знания на практике и, наоборот, на основе практических результатов делать теоретические выводы.
- Воспитание умения работать самостоятельно, в группе, в коллективе.
Оборудование и реактивы: Учебник, тетради. Для учителя: спиртовка, держалка, пробирки, стеклянная пластинка,лучинка, лист бумаги; растворы: индикаторов, соляной и серной к-т, гидроксида натрия, сульфата меди(), карбоната натрия; мел, цинк, медь, железо, оксид меди(); конц. серная к-та.
На каждую парту: пробирки с конц. азотной, серной, соляной к-тами, закрытые пробками, паробирка с борной к-той; металлы в пробирках: железо. Цинк, медь; растворы: соляной и серной к-т, гидроксида натрия, сульфата меди(), хлорида бария, индикаторов.
Методы: Фронтальная беседа; индивидуальная работа у доски, по дидактическим карточкам; химический диктант; работа в парах; рассказ; лабораторные опыты; демонстрации.
Тип урока: Урок – исследование; комбинированный урок.
2.Индивидуальная работа(осуществляется в ходе работы с классом).
1)Работа по дидактическим карточкам.
№1. Определите массовые отношения элементов в серной к-те и определите массовую долю серы(в).
№2. Запишите ур-я химических р-ций, посредством которых можно осуществить превращения:
4 1 2 3
P2O5 ← O2 → H2O → KOH → K2SO4
Укажите тип каждой р-ции.
№3.Составьте формулы солей:
1)хлорид магния; 2)сульфат натрия; 3)карбонат калия; 4)фторид кальция; 5)ортофосфат натрия.
2)Работа у доски.(проводится в ходе работы с классом)
№1. Даны формулы в-в: CaO, HCl, KOH, CO2, NaF, Cu(OH)2, HNO3, H3PO4, Na2O, KNO2.
Заполните таблицу; назовите к-ты.
Название класса неорганических в-в | Формулы в-в |
Оксиды | |
Основания | |
Кислоты | |
Соли | |
*По окончании выполнения задания одному из учеников предлагается проверить и оценить.
№2. Составьте структурные формулы кислот: сероводородной, азотной, ортофосфорной.
*По окончании один из учеников проверяет и оценивает.
*Уч-ся, учавствовавшие в написании диктанта, вкладывают листок с ответами в заранее подписанный двойной лист.
II. Изучение нового материала.
Учащимся ещё раз задаётся вопрос: «Что вам уже известно о к-тах?»
Затем объявляется тема урока: «Общие св-ва к-т».
Вопрос к классу: «Какие 2 группы св-в вам известны?»
Объявляется цель урока: познакомиться с физическими и химическими св-вами к-т.
Для чего необходимо знать св-ва к-т? (вопрос к классу).
*Заслушивается сообщение, заранее подготовленное одним из учеников, о значении к-т.
1) Какие св-ва называют физическими?(вопрс к классу).
*Учащимся предлагается самостоятельно изучить физические св-ва к-т.
На столах даны пробирки с конц. соляной, серной, азотной к-тами, порошок борной к-ты.
Уч-ся изучают цвет, агрегатное состояние, делают вывод.
Вывод: к-ты могут быть жидкими, твёрдыми, бесцветные , прозрачные.
Учитель отмечает, что конц. к-ты действуют разрушающе на различные в-ва.
*Демонстрация опытов:
1. Опускание лучинки в конц. серную к-ту( чернеет).
2. Провести по бумаге стеклянной палочкой. Смоченной в конц. серной к-те.
Какие правила необходимо соблюдать при работе с конц. к-тами (вопрос к классу).
*Демонстрация: Растворение конц. серной к-ты в воде(происходит сильное разогревание).
2) Какие св-ва называют химическими? (вопрос к классу).
*Входе изучения нового учащимся предлагается заполнить таблицу в тетрадях.
Таблица№1. « Общие химические св-ва кислот».
*Св-ва изучаются на примере р-ров соляной и серной к-т.
Химические св-ва | Ур-я химических р-ций на примере: |
HCl | H2SO4 |
1.Действие на индикаторы: Лакмус Фенолфталеин Метилоранж |
Красный - красный |
Красный - красный |
2.Взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности до водорода, с выделением водорода. | Zn + HCl → | Zn + H2SO4 → |
3.Взаимодействие с оксидами металлов с образованием соли и воды. | CuO + HCl → | CuO + H2SO4 → |
4.Взаимодействие с основаниями с образованием соли и воды (р-ция нейтрализации) | NaOH + HCl → | NaOH + H2SO4 → |
*5.Взаимодействие с солями с образованием новой соли и новой к-ты, если образуется осадок или газ. | Na2CO3 + HCl → | BaCl2 + H2SO4 → |
*Р-ция идёт в соответствии с рядом к-т(каждая предыдущая к-та вытесняет из соли последующую).
*Пояснения к таблице:
1. Что такое индикаторы? (вопрос к классу).
Уч-ся самостоятельно проводят опыт по определению действия к-т на индикаторы. Делают выводы.
2. Уч-ся самостоятельно проводят опыт по определению действия к-т на металлы, делают вывод. Одному из учеников предлагается выпарить р-р , полученный при взаимодействии цинка с соляной к-той.(что получается?). В ур-ях р-ций уч-ся подчёркивают формулы солей.
Даётся понятие о ряде Н.Н.Бекетова(1863г.)
К какому типу относятся р-ции между металлом и к-той?(вопрос к классу).
3. Демонстрация опыта учителем(можно предложить одному из учеников).
Почему р-р становится голубым при взаимодействии оксида меди(II) и серной к-ты?(вопрос к классу). Предлагается подчеркнуть формулу в-ва , р-р которого имеет голубой цвет.
Аналогичный oпыт проводится с соляной к-той. К какому типу относятся эти химические р-ции?(вопрос к классу)
Учащимся предлагается дать определение р-ций обмена.
4. Демрнстрация опыта учителем(с соляной к-той), ученики проводят с серной к-той.
К какому типу относятся эти р-ции?(вопрос к классу)
Даётся определение р-ций нейтрализации.
5. Демонстрация учителем(хлорид бария с серной к-той), проводят ученики: карбонат натрия с соляной к-той.
После рассмотрения общих химических св-в к-т рассматривается ещё одно св-во, которое характерно для некоторых к-т – разложение. Как правило, с образованием кислотного оксида и воды.(Записываются ур-я р-ций разложения сернистой, угольной и кремниевой к-т).
III. Подведение итога.
Классу задаются вопросы:
-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
-Что нового вы узнали о к-тах?
Все ли металлы реагируют с к-тами?
- Какие в-ва образуются при взаимодействии металлов, оксидов металлов и оснований с к-тами?
- Происходят ли изменения с кислотным остатком в ходе рассмотренных р-ций?
IV. Закрепление изученного.
Если остаётся время, учащимся можно предложить задание по индивидуальным карточкам: «Св-ва к-т».
Реагирующие в-ва | Уравнения химических р-ций(возможные) |
Серебро и ортофосфорная к-та | |
Алюминий и р-р серной к-ты | |
гидроксид калия и соляная к-та | |
Оксид бария и р-р серной к-ты | |
Карточка сдаётся на проверку.
*Если на данном уроке не остаётся времени для проведения закрепления, то с него можно начать следующий урок.
V. Домашнее задание.
1)Записи в тетрадях
2)параграф 32