СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раззаботка урока по теме: "Свойства кислот".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработала для изучения темы: "Кислоты".

Просмотр содержимого документа
«Раззаботка урока по теме: "Свойства кислот".»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ряжская средняя школа №3»











Урок – исследование по теме: «Общие свойства кислот».





Учитель химии и биологии: Бубнова С.И.









Г.РЯЖСК-2015









































Урок – исследование по теме: «Общие свойства кислот». (8 класс)

Цели: -Продолжить знакомство учащихся с классами неорганических соединений.

-Развитие представлений о химических св-вах кислот(взаимодействие с металлами) и формирование представлений о ещё неизученных химических св-вах.

- Знакомство с рядом Бекетова.

- Формирование понятия «р-ция нейтрализации».

- Развитие умения доказывать химические св-ва кислот.

- Развитие умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, применять теоретические знания на практике и, наоборот, на основе практических результатов делать теоретические выводы.

- Воспитание умения работать самостоятельно, в группе, в коллективе.



Оборудование и реактивы: Учебник, тетради. Для учителя: спиртовка, держалка, пробирки, стеклянная пластинка,лучинка, лист бумаги; растворы: индикаторов, соляной и серной к-т, гидроксида натрия, сульфата меди(), карбоната натрия; мел, цинк, медь, железо, оксид меди(); конц. серная к-та.

На каждую парту: пробирки с конц. азотной, серной, соляной к-тами, закрытые пробками, паробирка с борной к-той; металлы в пробирках: железо. Цинк, медь; растворы: соляной и серной к-т, гидроксида натрия, сульфата меди(), хлорида бария, индикаторов.



Методы: Фронтальная беседа; индивидуальная работа у доски, по дидактическим карточкам; химический диктант; работа в парах; рассказ; лабораторные опыты; демонстрации.

Тип урока: Урок – исследование; комбинированный урок.

2.Индивидуальная работа(осуществляется в ходе работы с классом).

1)Работа по дидактическим карточкам.

№1. Определите массовые отношения элементов в серной к-те и определите массовую долю серы(в).

№2. Запишите ур-я химических р-ций, посредством которых можно осуществить превращения:

4 1 2 3

P2O5 ← O2 → H2O → KOH → K2SO4



Укажите тип каждой р-ции.



№3.Составьте формулы солей:

1)хлорид магния; 2)сульфат натрия; 3)карбонат калия; 4)фторид кальция; 5)ортофосфат натрия.



2)Работа у доски.(проводится в ходе работы с классом)



№1. Даны формулы в-в: CaO, HCl, KOH, CO2, NaF, Cu(OH)2, HNO3, H3PO4, Na2O, KNO2.

Заполните таблицу; назовите к-ты.

Название класса неорганических в-в

Формулы в-в

Оксиды


Основания


Кислоты


Соли




*По окончании выполнения задания одному из учеников предлагается проверить и оценить.

№2. Составьте структурные формулы кислот: сероводородной, азотной, ортофосфорной.

*По окончании один из учеников проверяет и оценивает.

*Уч-ся, учавствовавшие в написании диктанта, вкладывают листок с ответами в заранее подписанный двойной лист.



II. Изучение нового материала.

Учащимся ещё раз задаётся вопрос: «Что вам уже известно о к-тах?»

Затем объявляется тема урока: «Общие св-ва к-т».

Вопрос к классу: «Какие 2 группы св-в вам известны?»

Объявляется цель урока: познакомиться с физическими и химическими св-вами к-т.

Для чего необходимо знать св-ва к-т? (вопрос к классу).

*Заслушивается сообщение, заранее подготовленное одним из учеников, о значении к-т.

1) Какие св-ва называют физическими?(вопрс к классу).

*Учащимся предлагается самостоятельно изучить физические св-ва к-т.

На столах даны пробирки с конц. соляной, серной, азотной к-тами, порошок борной к-ты.

Уч-ся изучают цвет, агрегатное состояние, делают вывод.

Вывод: к-ты могут быть жидкими, твёрдыми, бесцветные , прозрачные.

Учитель отмечает, что конц. к-ты действуют разрушающе на различные в-ва.

*Демонстрация опытов:

1. Опускание лучинки в конц. серную к-ту( чернеет).

2. Провести по бумаге стеклянной палочкой. Смоченной в конц. серной к-те.

Какие правила необходимо соблюдать при работе с конц. к-тами (вопрос к классу).

*Демонстрация: Растворение конц. серной к-ты в воде(происходит сильное разогревание).

2) Какие св-ва называют химическими? (вопрос к классу).

*Входе изучения нового учащимся предлагается заполнить таблицу в тетрадях.

Таблица№1. « Общие химические св-ва кислот».

*Св-ва изучаются на примере р-ров соляной и серной к-т.

Химические св-ва

Ур-я химических р-ций на примере:

HCl

H2SO4

1.Действие на индикаторы:

Лакмус

Фенолфталеин

Метилоранж





Красный

-

красный





Красный

-

красный

2.Взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности до водорода, с выделением водорода.

Zn + HCl →

Zn + H2SO4

3.Взаимодействие с оксидами металлов с образованием соли и воды.

CuO + HCl →

CuO + H2SO4

4.Взаимодействие с основаниями с образованием соли и воды (р-ция нейтрализации)

NaOH + HCl →

NaOH + H2SO4

*5.Взаимодействие с солями с образованием новой соли и новой к-ты, если образуется осадок или газ.

Na2CO3 + HCl →

BaCl2 + H2SO4

*Р-ция идёт в соответствии с рядом к-т(каждая предыдущая к-та вытесняет из соли последующую).

*Пояснения к таблице:

1. Что такое индикаторы? (вопрос к классу).

Уч-ся самостоятельно проводят опыт по определению действия к-т на индикаторы. Делают выводы.

2. Уч-ся самостоятельно проводят опыт по определению действия к-т на металлы, делают вывод. Одному из учеников предлагается выпарить р-р , полученный при взаимодействии цинка с соляной к-той.(что получается?). В ур-ях р-ций уч-ся подчёркивают формулы солей.

Даётся понятие о ряде Н.Н.Бекетова(1863г.)

К какому типу относятся р-ции между металлом и к-той?(вопрос к классу).

3. Демонстрация опыта учителем(можно предложить одному из учеников).

Почему р-р становится голубым при взаимодействии оксида меди(II) и серной к-ты?(вопрос к классу). Предлагается подчеркнуть формулу в-ва , р-р которого имеет голубой цвет.

Аналогичный oпыт проводится с соляной к-той. К какому типу относятся эти химические р-ции?(вопрос к классу)

Учащимся предлагается дать определение р-ций обмена.

4. Демрнстрация опыта учителем(с соляной к-той), ученики проводят с серной к-той.

К какому типу относятся эти р-ции?(вопрос к классу)

Даётся определение р-ций нейтрализации.

5. Демонстрация учителем(хлорид бария с серной к-той), проводят ученики: карбонат натрия с соляной к-той.

После рассмотрения общих химических св-в к-т рассматривается ещё одно св-во, которое характерно для некоторых к-т – разложение. Как правило, с образованием кислотного оксида и воды.(Записываются ур-я р-ций разложения сернистой, угольной и кремниевой к-т).

III. Подведение итога.

Классу задаются вопросы:

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о к-тах?

Все ли металлы реагируют с к-тами?

- Какие в-ва образуются при взаимодействии металлов, оксидов металлов и оснований с к-тами?

- Происходят ли изменения с кислотным остатком в ходе рассмотренных р-ций?

IV. Закрепление изученного.

Если остаётся время, учащимся можно предложить задание по индивидуальным карточкам: «Св-ва к-т».

Реагирующие в-ва

Уравнения химических р-ций(возможные)

Серебро и ортофосфорная к-та


Алюминий и р-р серной к-ты


гидроксид калия и соляная к-та


Оксид бария и р-р серной к-ты


Карточка сдаётся на проверку.

*Если на данном уроке не остаётся времени для проведения закрепления, то с него можно начать следующий урок.

V. Домашнее задание.

1)Записи в тетрадях

2)параграф 32