СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ «Танцевальный спорт» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе занятий хореографией у детей с патологией зрения укрепляется мышечный корсет, формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, вырабатывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует оздоровлению детского организма в целом. Воспитанники в процессе обучения знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов, учатся воспринимать национальное своеобразие танца; знакомятся с основами общей культуры: корректное поведение; ответственность; трудолюбие; самоконтроль. Музыкальное сопровождение танцевальных композиций способствует развитию слуха, формированию пластичности и точности движений, воспитанию чувство прекрасного. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и творческого отношения к жизни и искусству – необходимое условие формирования личности ребёнка. Систематическое совершенствование движений на занятиях оказывает большое влияние на повседневную жизнь детей.

Главная цель, которую мы достигаем, выполняя все эти задачи, делая такое количество шагов - это интеграция наших детей в общество зрячих сверстников и формирование адекватной двигательной базы, расширение двигательной активности за счет систематических занятий хореографией, приобщение детей к доступной танцевальной деятельности, к интересному досугу, развитию собственной активности и творчеству, формированию здорового образа жизни.  Мы ответственны за то, каким человеком станет ребенок, переступивший порог класса и сделавший под нашим руководством первое па.

Просмотр содержимого документа
«РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ «Танцевальный спорт» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

РЕАЛИЗАЦИИ

АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

«Танцевальный спорт»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ



Автор-составитель:

Шустова Елена Александровна педагог-дополнительного образования (хореограф) высшая квалификационная категория



Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Неуклюж порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Сегодня в мире свыше 500 миллионов человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Причем за последние 50 лет увеличивается число детей - инвалидов по зрению. Детям свойственна фрагментарность, многоступенчатость восприятия, у них нарушена целостность представлений об окружающем мире и т. д. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями интериоризируются, переходят во внутренний план. Для детей с ОВЗ по зрению школьного возраста разработана система занятий по хореографии.

Занятия в специально созданных условиях, являются эффективным средством социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. И таким средством наиболее доступным и адаптированным к детям данной категории является хореография. Хореография помогает не только укреплению физического здоровья, но и способствует социализации и адаптации детей-инвалидов.

Т.к. слепые и слабовидящие обучающиеся имеют очень низкий уровень работоспособности, быстро утомляются, не могут работать самостоятельно, для них уровень требований на занятиях хореографией снижен, используются все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.

С точки зрения психологического подхода танец-это текст, который понимается как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характерах и отношениях личности. В условиях слабовидения имеет место обедненность чувственного опыта, обусловленного не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований. Танец – это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического аспектов.

Танец выполняет ряд функций, очень важных для людей, не имеющих зрения:

  • функцию высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе – социально нежелательных;

  • функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии;

  • функцию саморегуляции.

Психотерапевтический подход к танцу основан на биологических и социально – психологических функциях танца. Таким образом, групповая психотерапия танцем является психологическим процессом, в ходе которого использую танец, как форму самовыражения и невербального общения с целью развития личности и системы отношений с учетом социально-психологических и физиологических функций:

  • функцию облегчения ритмической координации и кооперации с другими;

  • функцию стимуляции спонтанного движения;

  • функцию энергетизации скелетно-мышечной системы;

  • функцию уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии.

Программа призвана обеспечить достижение обучающимся с ОВЗ личностных результатов, определенных ФГОС.

Основу программы составляют танцы разных народов, характерные танцы, современные танцы, занятия гимнастикой, изучение классического танца.

Направленность АДООП: художественная – направлена на развитие художественно- эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Уровень освоения АДООП:

Уровень освоения программы определяется на основании содержания программы с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 и СанПиН 2.4.2.3286-15. Если необходимо, то даются пояснения и/или обоснования к уровню освоения программы для детей с ОВЗ или детей-инвалидов. Уровень: базовый – предполагает развитие компетентности обучающихся с ОВЗ по зрению в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Актуальность АДООП «Танцевальный спорт» состоит в том, что она позволяет обучить искусству танца детей - инвалидов по зрению и может одновременно проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных отклонений. Обучающиеся получают необходимую социокультурную реабилитацию, социализацию и социальную адаптацию, приобщаются к общечеловеческим и культурным ценностям в процессе художественно-эстетического развития на занятиях хореографией.

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики незрячих и слабовидящих детей.

Новизна и преимущества программы:

Учтены и адаптированы к возможностям слепых и слабовидящих детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, элементы классического, народного и джаз-модерн танцев. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, программа модифицирована, перераспределён учебный материал, увеличен срок обучения. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена:

Практической значимостью:
  • Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для слепых и слабовидящих обучающихся «Танцевальный спорт» (Хореография) реализуется в художественной направленности. Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 8-17 лет. Набор детей в объединение осуществляется при наличии медицинской справки. Отбор в группу по определенным критериям в хореографии не ведется, в целях оптимального выявления способностей ребенка в течение учебного процесса. Рабочая программа ориентирована на воспитание хореографической культуры и привития начальных навыков в искусстве танца. При этом учитывается, что специальное образование построено с учетом состояния здоровья обучающихся, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей и способностей обучающихся, характера учебной мотивации, качества учебных достижений, образовательных потребностей.

  • Учтена необходимость обязательной коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приёмов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приёмов и способов.

  • Занятия носят практико-ориентированный характер, помогают развивать музыкальность – способность к музыке, пониманию музыке. Занятия проходят под музыкальным сопровождением, дети учатся делать движения под такт музыке, учатся слышать сильные доли в музыке и учат танцевальный счет (делят музыку на танцевальные восьмерки). С помощью движений обучающиеся с ОВЗ по зрению могут «войти» в звуковой поток, ощутить, почувствовать и телесно пережить движущие его закономерности. Изучение классического танца – процесс сложный, требующий от обучающихся постоянного труда, внимания, памяти, воли. Но в то же время классический танец можно рассматривать, как процесс познания прекрасного, формирования мышечного каркаса тела обучающего, воспитания в нем красоты, гармонии и благородства движений и чувств. Кроме того, танец способствует высвобождению сдерживаемых, подавляемых эмоций, выполняет функцию саморегуляции детей с ОВЗ по зрению.

  • Большим воспитательным значением. Систематические занятия по хореографии содействуют воспитанию ответственности за качественное выполнение задания; формированию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (благодаря занятиям хореографией дети учатся взаимодействовать друг с другом; в танцевальных постановках часто присутствуют элементы взаимодействия: работа в парах, перестроения танцевального рисунка и т.д.). таким образом, занятия хореографией можно рассматривать, как своеобразные тренинги по развитию навыков общения у слепых и слабовидящих обучающихся.

  • Можно выделить поэтапность в освоении обучающимися с ОВЗ по зрению материала программы. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения. Обучение проводится в 3 этапа:

  • Первый этап – обучающиеся учатся видеть и слышать педагога, сосредотачивать внимание на выполнении заданий; освоение азов ритмики, азбуки классического танца, народного танца, эстрадного танца, а также современного танца; работа над мимикой и пантомимикой.

  • Второй этап – планомерная работа по освоению хореографических движений с постепенным усложнением. Исходя из особенностей слепых и слабовидящих обучающихся совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического, народного экзерсиса; освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально- музыкальной импровизации.

  • Третий этап – предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания, дети активно осваивают репертуар. Педагог на этом этапе осуществляет самостоятельные постановки, либо прибегает к помощи специальной литературы и видеоматериалов.

Особенности реализации программы. Отличительная особенность программы заключается в том, что в отличие от программ по обучению детей хореографии, она имеет большую коррекционную направленность. Программа представляет собой синтез авторских методик и современных образовательных технологий.

Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей-инвалидов по зрению, детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, используются все возможные коррекционно- развивающие приемы обучения.

Целевые ориентиры результатов воспитания АДООП для слепых и слабовидящих детей с 7 до 18 лет «Танцевальный спорт» (Хореография) в единстве с Адаптированной общешкольной программой воспитания. Адаптированная общешкольная программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Цель воспитания обучающихся в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям

многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Специфика работы по предмету хореография с детьми с ограниченными возможностями зрения заключается в том, что учебные планы и программы модифицированы. В них увеличен срок обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения, в связи со снижением общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др. Восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими детьми по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими детьми, поэтому им требуется большее время на выполнение всех действий.

Деятельность видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.

Компенсация и коррекция в ходе занятий хореографией для слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия. При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.

Рабочая программа предмета «Хореография» составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закона от 13 декабря 2013 года №240-V «Об образовании в Республики Бурятия»; [24.08.2015 N 512-р об утверждении концепции развития дополнительного образования детей в республике Бурятия];

  • приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта

  • «Образование» от 01.01.2019 г.;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» № ИР-535/07 от 07.06.2013 и направлена на поддержку и развитие детского художественного творчества, реализацию творческих, познавательных и коммуникативных потребностей личности.

  • Учебного плана ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;

  • АООП воспитания ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида».

В основу программы положена концепция авторской Программа музыкального воспитания детей Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика», а также учтена концепция Федерального компонента Государственного образовательного стандарта по хореографии. Применяются методические пособия Протасовой Л.Н. «Классический танец», Гусева Г.П.

«Методика преподавания народного танца». Приоритетными направлениями в данной образовательной программе являются: изучение классического танца, народного танца, а также танца джаз – модерн.

Целевая аудитория: слепые и слабовидящие дети с 7 до 18 лет.

Собрана полная информация о детях, динамике их развития. Изучен уровень обучаемости детей, проанализированы личностные особенности. Все эти сведения направлены на создание условий необходимых для лучшего усвоения программного хореографического материала.

Программа строится с учетом:

  • зрительного заболевания;

  • особенностей психического развития;

  • типологических индивидуальных различий;

  • уровня обучаемости.

Цели и задачи АДООП

Цель — сохранить и укрепить здоровье детей, провести коррекцию вторичных недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Обеспечить системный подход в создании условий для развития слепых и слабовидящих детей. Обеспечить разностороннее развитие детей - с учетом возрастных, индивидуальных возможностей по основным направлениям - физическому и художественно-эстетическому.

При изучении курса хореографии решаются следующие приоритетные задачи: Обучающие:

-обучение основным танцевальным направлениям данной программы (классический танец,

джаз-модерн танец, народный танец);

-формирование двигательных умений и навыков.

Коррекционно-развивающие:

-развитие координации движения, мышечной, слуховой и зрительной памяти;

-развитие чувства темпа и ритма, эмоциональности и позитивного самоощущения;

-корректирование и компенсирование вторичных отклонений в развитии;

-развитие умения передавать через движение, танец характер музыки, ее эмоционально- образное содержание, используя мимику.

Воспитательные:

-воспитание ценностного отношения к Человеку, Здоровью и здоровому образу жизни, Спорту и Хореографии, Родине, Познанию, Красоте;

-способствование социальной адаптации и интеграции в общество;

-воспитание культуры личности обучающегося средствами хореографического искусства

Личностные:

-поддерживать интерес к занятиям хореографией;

-познакомить с правилами поведения на занятиях, в игровом творческом процессе;

-формировать установку на положительное отношение к себе;

-формировать настойчивость в достижении цели.

Количество обучающихся в группе. Численный состав группы при реализации ДООП, составляет: группы 1-го года - 10 человек, группы 2-го года – 10 человек, группы 3-го и последующих годов – 10 чел. Для определения оптимального численного состава были применены рекомендации, указанные в Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» СанПиН 2.4.2.3286-15».

Обучающиеся с ОВЗ по зрению получают образование по 3 варианту, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью).

Особенности реализации программы. Отличительная особенность программы заключается в том, что в отличие от программ по обучению детей хореографии, она имеет большую коррекционную направленность. Программа представляет собой синтез авторских методик и современных образовательных технологий.

Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей-инвалидов по зрению, детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, используются все возможные коррекционно- развивающие приемы обучения.

Педагогические технологии, используемые по хореографии:
  • Игровые технологии, цель которых, обеспечить личностно - деятельный характер усвоения знаний, умений, навыков.

  • Технология дифференцируемого обучения, цель которой создать оптимальные условия для выполнения задатков, развития интересов и способностей воспитанников.

  • Технология личностно-ориентированного обучения, цель которой, организовать воспитательный процесс на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.

  • Информационные технологии, цель которых, использовать специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства для повышения качества и мотивации обучения.

  • Здоровьесберегающие технологии, цель которых – создать комплексную стратегию улучшения здоровья обучающихся, разработать систему мер по сохранению здоровья детей во время обучения.

  • Технология сотрудничества, цель которой реализовать равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Методы организации образовательного процесса:
  1. По источнику передач и восприятию информации:

-словесные (беседы, дискуссии);

-наглядные (иллюстрации, видеопоказ, демонстрация педагогом);

-практические (упражнения, практические занятия).

  1. По способам организации деятельности:

-информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний: книг, журналов, Интернет, видео.

  1. По управлению учебно-познавательной деятельностью:

-методы формирования познавательных интересов;

-методы формирования чувства долга.

  1. Методы, развивающие творческие способности обучающихся:

-проектная деятельность (творческий проект);

-исследовательская деятельность (анализ, комментарий, собственные выводы);

-поисковая деятельность (сбор собственного материала, его анализ и обобщение).

Условия реализации программы: формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Пол детей, участвующих в освоении программы, не учитывается. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется.

Условия, необходимые для позитивных мотивов у обучающихся:

-положительный климат в группе;

-осознание ближайших и конечных целей;

-осознание теоретической и практической значимости;

-наличие любознательности и трудолюбия.

Ведущие принципы:
  • постепенность в развитии природных данных и способностей обучающихся; строгая логика в построении учебного процесса в целом;

  • постепенность и четкая последовательность в нарастании физических нагрузок и технических трудностей;

  • обязательная системность и регулярность занятий при общей большой затрате физической и нервной энергии.

Объем и срок освоения программы:
  • 1 год обучения- 68 ч.
  • 2 год обучения -102 ч.
  • 3-5 год обучения – 136 ч.

Сроки и этапы реализации программы:

Программа рассчитана на пять лет обучения. На изучение курса хореографии отводится 12 часов в неделю. Продолжительность занятия 30-40 мин. (См. Приложение 3). Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных психических особенностей обучающихся. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения. Обучение проводится в 3 этапа:

Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, народного танца, эстрадного танца, а также современного танца.

Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического, народного экзерсиса; освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.

Третий этап – предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания, дети активно осваивают репертуар. Педагог на этом этапе осуществляет самостоятельные постановки, либо прибегает к помощи специальной литературы и видеоматериалов.

Особенности режима занятий:

Для определения оптимального режима занятий и общей недельной нагрузки на обучающегося использовались рекомендации, указанные в СанПиН 2.4.2.3286-15. определяющие нормативы и гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

  • Число занятий в неделю: 2-3 раза

  • Число и продолжительность занятий в день: 2 раза по 30 минут для детей в

  • возрасте 9- 10 лет; 2-3 раза по 40 минут для в возрасте от 11 лет.

  • Количество групп и подгрупп в соответствии с возрастом: младший состав– 20

человек (2 подгруппы по 10 человек); средний состав – 20 человек (2 подгруппы по 10

человек); старший состав –20 человека (2 подгруппы по 10 человек).

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности: очная. Часть программы реализуется с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Основные формы работы:

  • Теоретическая работа. Наряду с практическими знаниями даются и теоретические знания об истории развития танца, об основных техниках танца.

  • Практическая работа. Занятия строятся с учетом целей и задач данного курса и с учетом возрастных особенностей детей каждого класса.

  • Концертная деятельность. Открытые уроки, концертные выступления.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:
  • Индивидуальная- индивидуально-групповая;

  • Групповая –ансамблевая;

  • Работа по группам (по звеньям).

Планируемые результаты:

Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы. Основной показатель работы – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся: физическое развитие; техническое развитие (технически правильно выполнять движения, танцы); теоретическое развитие (знание теории); музыкальное развитие; эстетическое развитие. За период обучения обучающиеся должны знать и уметь.

Личностные результаты:
  • эстетический вкус, эстетические потребности и чувства;

  • интерес к обучению, желание дальнейшего развития в выбранной сфере деятельности;

  • организационно-волевые качества, направленные на достижения результата; уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, способность работать в команде;

  • развитие художественного вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов;

  • позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.

Метапредметные результаты:
  • являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

  • сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др.

  • продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.

Предметные результаты:
  • быстрота мышления, устойчивость внимания, память;

  • базовые музыкальные способности (чувство ритма, музыкальная память);

  • выразительность исполнения танцев и красота движений;

  • пластичность движений, гибкость, растяжка, координация;

  • способность к многократным повторениям;

  • произойдет улучшение общей физической формы, укрепление и коррекция мышечного аппарата тела;

  • устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;

  • освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;

  • знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Знания, умения и навыки:

I год обучения

Знать:

  • знать точки плана класса, их расположение;

  • основные термины классического экзерсиса;

  • основные термины народного танца;

  • основные термины экзерсиса (джаз – модерн танец);

  • правила постановки корпуса;

  • позиции рук, ног, головы в классическом танце;

  • позиции рук, ног, головы в народном танце;

  • позиции рук, ног (джаз – модерн танец);

  • комплекс выполнения акробатических упражнений;

  • правила поведения на занятиях.

Уметь:
  • выполнять по заданию педагога упражнения по актерскому мастерству;

  • различать музыкальные темпы, соединяя их с элементами упражнений;

  • выполнять танцевальные шаги по инструкции педагога.

Иметь навыки:
  • выполнения партерной гимнастики.

II год обучения

Знать:

  • основы постановочной и концертной деятельности;

  • различные направления в хореографии.

Уметь:
  • выполнять экзерсис на середине зала (классический танец);

  • выполнять экзерсис на середине зала (народный танец);

  • уметь выполнять упражнения на изоляцию (джаз – модерн танец);

  • уметь выполнять Battement tendu на середине зала (джаз – модерн танец);

  • применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и головы в хореографии;

  • выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога;

  • выполнять комплекс акробатических упражнений;

  • применять актерское мастерство, сценическое перевоплощение, выразительность в хореографических композициях;

  • использовать специальную хореографическую терминологию на занятиях.

Иметь навыки:
  • Выразительности и техники выполнения движений в хореографических композициях.

Иметь представление:
  • о постановке хореографической композиции.

III год обучения

Знать:

  • последовательность исполнения классического экзерсиса на середине зала;

  • навыки выполнения вращений в продвижении, на середине зала;

  • навыки артистичности, эмоциональности и выразительности;

  • основные термины (джаз – модерн танец).

Уметь:
  • выполнять Battement tendu jete на середине (джаз – модерн танец);

  • выполнять экзерсис на середине зала (джаз – модерн танец);

  • выполнять вращения на середине зала (народный танец);

  • выполнять вращения в продвижении (народный танец);

  • выполнять движения в соответствии с динамическими оттенками;

  • выполнять навыки креативного мышления в работе над хореографическими образами;

  • выполнять упражнения на смену уровней (джаз – модерн танец).

Иметь навыки:
  • организации постановочной и концертной деятельности.

IV год обучения

Знать:

  • правила культуры поведения на сценической площадке;

  • навыки технического выполнения основных упражнений на середине зала.

Уметь:
  • исполнять прыжковые комбинации в продвижении;

  • применять наработанные данные: гибкость, пластичность, музыкальность;

  • применять навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе;

  • выполнять три пор де бра (джаз – модерн танец).

Иметь навыки:
  • коммуникативного общения и ведения здорового образа жизни.

V год обучения

Знать:

  • правила бережного отношения к концертным костюмам и атрибутике.

Уметь:
  • выполнять акробатические упражнении, как в паре, группе, сольно;

  • проявлять интерес и фантазию в создании хореографических композиций;

  • выполнять самостоятельно задания на импровизацию;

  • выполнять изученные стили хореографии в постановках.

Иметь навыки:
  • выдержки, активности и лидерства в коллективе;

  • профессионального мастерства в выполнении хореографических постановок.

Взаимосвязь программы с образовательными областями:

  • Русский язык и литература: Знания о движение тела, жесты. Понятия о разных видах спорта. Термины, принятые в спорте, их правильное произношение и написание. Ведение рабочих тетрадей.

  • Естественно- научные предметы: Игровые танцевальные этюды в подражание движениям животным, птиц, рыб, явлений природы и т.д. Язык тела в танце: пантомима, инсценирование творческие ситуации, танцевальный тренинг. Времена года в танцевальных композициях.

  • Физическая культура, скандинавская ходьба: Понятие «Здоровый образ жизни»: часы общения, беседы, музыкально – ритмические упражнения и игры, гимнастические тесты, комплекс упражнений ритмической гимнастики. Особенности строения человеческого тела: гибкий скелет, устройство ступней ног, кистей рук, шеи и т.д. Условия, обеспечивающие равновесие и устойчивость положения тела в танце: правильная осанка, постановка корпуса, специальные тренинги танцора. Понятие о предельных физических нагрузках в период репетиции: учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения мышц, учить правильному дыханию при выполнении упражнений и исполнении танцев.

  • Общественно- научные предметы: История становления физической культуры у различных народов мира. Выдающиеся спортсмены.

  • Технология: Тренаж на современную пластику, комплекс ритмической гимнастики. Освоение специальных упражнений: на выработку выносливости, силы, ловкости. Разминка, освоение шага, прыжки, партерная гимнастика.

  • Коррекционно- развивающая деятельность: Понятие об особенностях психологии деятельности профессионального спортсмена. Особенности диагностики личностного развития обучающихся. Игры психоэмоциональной разгрузки, тренинг общения, релаксация.

  • Математика: Понятие о симметрии, ритме, темпе. Различные построения и перестроения, условные точки спортивного зала. Ракурсы, повороты, движения с расчетом высоты, разворота, подъема и т.д.

Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно – воспитательного процесса в школе-интернате № 62.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебные и наглядные средства:

  • Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. – М. : Владос, 2003.- 207 с

  • Добовчук, С. В. Ритмическая гимнастика: учебное пособие. – М. : МГИУ, 2008. – 205 с.

  • Затямина, Т. А. Музыкальная ритмика : учебно-методическое пособие / Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова. – М. : Глобус, 2009. – 78 с.

  • Протасова, Л. Н. Классический танец. – Улан-Удэ : ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. – 88 с

  • Пустовойтова, М. Б. Ритмика для детей : учебно-методическое пособие. – М. : Владос, 2008. – 54 с.

  • Фирилева, Ж.Е. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей : учебно- методическое пособие / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. – СПб. : Детство-пресс, 2

  • Л. А. Касиманова Теория и методика преподавания «Основные формы народного танца»

  • Игорь Сурмий «Мастер класс. Современная хореография

  • Учебное пособие «Мастер класс. Хореография. Пластика»

  • Н. А. Александрова, А. Л. Васильев «Вальс. История и школа танца»

  • Основы классической хореографии для любителей «Балет для всех»

  • Ольга Киенко «Хореография для дошкольников. Практический материал для занятий»

  • Н. И. Шарова «Детский танец»

  • Ольга Киенко «Рисунок и схемы танцев в детской хореографии»;

Специализи рованные предметные и электронны е ресурсы:

  • Работа с готовыми продуктами - CD-диски и DVD-диски по предмету:

  • Презентации, фильмы к занятиям, используя такие программные средства, как Power Point, Flash, киностудия Windows Live;

  • Обучающиеся создают презентации для представления ученических проектов;

  • Разрабатываются и размещаются методические материалы для учащихся на личной странице сайта Мультиурок

https://multiurok.ru/elena_adelveis/.

  • Матери алы по детском у танцу

Https://www.horeograf.com/detskij-tanec

  • Единая коллекция ЦОР (Хореог рафия)

Http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?Text=%F5%EE%F0%E5%EE%E3%F0%E0%F4%E8%FF&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=pupil

  • Все для хореогр афа

Https://www.horeograf.com/poleznye-ssylki

  • Методи ческие пособия, разрабо тки

Https://www.horeograf.com/ Http://ikt.ipk74.ru/services/50/1876/

  • Танцева льные игры

Https://www.horeograf.com/category/tancevalnye-igry

  • Историк о- бытовой бальный танец Http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000020/index.shtml

  • Культур а историч еских эпох

Https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?Id=1080

  • «Истори я танца»

Https://www.culture.ru/events/592363/beseda-istoriya-tanca

  • Методи ка и техника исполне ния

Https://dancehelp.ru/catalog/Mladshie_shkolniki_Dzhaz_i_estrada/286- Dzhazovyy_tanets_dlya_detey_7_9_let/

Оценка качества освоения программы

Формы контроля:

Способы проверки:

  • Входной- наблюдение, опрос;

  • Текущий- наблюдение, устный опрос, тест, самостоятельная работа;

  • Промежуточный- творческие конкурсы, фестивали, учебный концерт;

  • Итоговый контроль- концерты с приглашением зрителя, открытые занятия.

Формы проведения итогов реализации программы:
  • анализ успеваемости, отслеживание результатов (наблюдение, диагностика, тесты);

  • контрольный урок;

  • концерт;

  • фестиваль;

  • конкурс.

Оценочные материалы:

В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся. В качестве критериев диагностики в программе применена классификация образовательных компетенций по Хуторскому А.В. Проведение диагностической работы позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы.


Из опыта работы

Организация образовательного процесса слабовидящих и слепых детей:

Коррекционная роль занятий по хореографии обеспечивает рациональное сочетание зрительного контроля с выполняемыми действиями, направленными на развитие механизмов фиксации, прослеживания, укрепления глазодвигательных функций. Любая деятельность имеет свою структуру. В нее входят действия, движения, их цель и мотивы. В движениях и действиях важная роль принадлежит сенсорному контролю. С помощью зрения, слуха, мышечного чувства и других органов чувств (анализаторов) сенсорный контроль позволяет осуществить «движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия».

Большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению имеет приобретение двигательного опыта, чтобы слабовидящий и слепой ребенок овладел движениями своего тела, обучение проводится от простого к сложному. Постепенно расширяется и усложняется лексика танцев. Много рассказывается о пользе упражнений, о характере их исполнения. Овладение детьми данных навыков осуществляется посредством специальных танцевальных упражнений, игр, танцев. В работе по развитию танцевальных движений опираемся на мышечное чувство ребенка, учим использовать его при ориентировке в пространстве и для координации движений. Дети учатся контролировать свои движения, оценивая и координируя их не зрением, а проприочувствительностью.

При анализе и оценке окружающей обстановки слепой ребенок в большой мере опирается на слух. Слух — основная опора слепого и в предметно –пространственной ориентировке. Слуховой анализатор, как одно из компенсаторных средств весьма эффективно используется на занятиях хореографии. Поэтому дети выполняют упражнения под счет, на хлопки, удары в бубен. Слушая и исполняя ритмичные, бодрые, танцевальные композиции, дети испытывают радость, переживают чувства, которые выражены в музыкальном произведении. В музыкальном сопровождении показывается также ритмичность и имитация движений различных трудовых процессов, что способствует дальнейшему умению овладевать трудовыми операциями.

Особое внимание уделяется специальным упражнениям на автоматизацию, согласованность действий рук и ног, с целью преодоления появления навязчивых стереотипных движений тела. И. М. Сеченов говорил, что слепому и слабовидящему ребенку рука заменяет глаз. Рука выступает как регулятор многих движений, ориентируясь в пространстве. У детей с нарушением зрения слабо развита мелкая мускулатура рук: пальцы малоподвижны, скованны, напряжены. Для развития свободного движения рук, педагог в своей работе использует коррекционные упражнения с учётом рекомендаций специалистов: учителей - логопедов и тифлопедагогов: «пальчиковая гимнастика», специальные упражнения, коррекционные танцы: «Стирка», «Пташечка» и т. д.

Детям с глубокой патологией зрения характерна неуверенная походка, что влияет на выработку осанки. Постепенно входит в привычку неэстетичная сутулость осанки, вредная для здоровья. Для коррекции походки проводятся упражнения в ходьбе по различным «след – ориентирам» («дорожки», «круги», «диагональ», «шнуровки»). Сначала дети учатся ходить размеренным и размашистым шагом друг за другом, держась за идущего впереди товарища левой рукой. С выработкой автоматизма в правильной постановке ног, внимание переносится на туловище: положение позвоночника, плеч, головы. Во время занятий особое внимание уделяется осанке детей: необходимости прямо держать спину, не склонять голову к груди (это особенно характерно для осанки слепых детей). Коррекционные упражнения для исправления осанки: «кошки», «солдатики», «неваляшки», «тряпичные куклы».

Перед тем, как приступить к разучиванию танцевального номера обучающийся прослушивает музыкальный материал, знакомиться с сюжетом танца, разучиваются движения, необходимые для выполнения основных упражнений, особенно движений ног, выполняются сначала сидя. Внимание ребенка обращается на то, как нужно чередовать движения рук и ног. Сначала ноги детей переставляет педагог, затем упражнение выполняет педагог вместе с ребенком и наконец ребенок выполняет упражнение сам. После этого разучивание движения переносится в положение стоя. Педагог становится в исходное положение, с которого начинается упражнение, выполняет его, объясняя все движения, которые должны сделать дети. При этом, даёт возможность слепым детям «смотреть», т. е. ощупать - ребёнок в позиции «сзади», «спереди». Находясь за спиной или перед ребенком, направляю своими руками его руки, ноги и корпус. Показ движений сопровождаю развернутым описанием упражнений. Этот метод применяется в самом начале работы. На следующем этапе обучения детей с патологией зрения педагог находиться на расстоянии, при котором вытянуты руки педагога и ученика могут касаться друг друга. Это позволяет своевременно оказывать помощь ребенку, исправлять ошибки, и ребенок может почувствовать правильность выполнения движений взрослым. Когда в упражнениях отрабатывается умение сосредоточить взгляд на движении, рука ученика и педагога находятся на одном уровне. В одном случае педагог садиться на стул, ученик стоит передо ним, в другом случае педагог стоит, а ученик встает на специальную подставку, высота которой регулируется до необходимого уровня. Такие одновременные действия рук способствуют качественному выполнению заданий. Обучение упражнениям начинают с простых заданий, которые дети выполняют поэтапно в медленном темпе, чтобы можно было осознать последовательность действия и воспроизвести его. Многие слепые и слабовидящие дети не умеют подпрыгивать и перепрыгивать. Они делают это на прямых ногах с жестким приземлением на пятки, что чревато травмами. Первые упражнения в прыжках у таких детей -прыжки на месте. На занятиях они учатся перепрыгивать через шнур, выпрыгивать из обруча, держась за руку педагога, а затем самостоятельно. Когда дети усваивают эти приемы, переходят к играм, в которых нужно перепрыгивать через «речку», «канавку», играем в игру «Не замочи ноги» и другие. Обычно долго не удается научить слабовидящих и слепых детей становиться в круг. Первоначально для обучения этому используем круг, сделанный из мягкой проволоки, затем из толстого шнура, который в дальнейшем убираем. После нескольких упражнений дети овладевают навыком построения в круг из любого положения.

В процессе занятий хореографией у детей с патологией зрения укрепляется мышечный корсет, формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, вырабатывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует оздоровлению детского организма в целом. Воспитанники в процессе обучения знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов, учатся воспринимать национальное своеобразие танца; знакомятся с основами общей культуры: корректное поведение; ответственность; трудолюбие; самоконтроль. Музыкальное сопровождение танцевальных композиций способствует развитию слуха, формированию пластичности и точности движений, воспитанию чувство прекрасного. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и творческого отношения к жизни и искусству – необходимое условие формирования личности ребёнка. Систематическое совершенствование движений на занятиях оказывает большое влияние на повседневную жизнь детей.

Главная цель, которую мы достигаем, выполняя все эти задачи, делая такое количество шагов - это интеграция наших детей в общество зрячих сверстников и формирование адекватной двигательной базы, расширение двигательной активности за счет систематических занятий хореографией, приобщение детей к доступной танцевальной деятельности, к интересному досугу, развитию собственной активности и творчеству, формированию здорового образа жизни. Мы ответственны за то, каким человеком станет ребенок, переступивший порог класса и сделавший под нашим руководством первое па.


Список использованных источников

  1. Сековец, Л.С. Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения. – М.: Медицина, 2006.

  2. Денискина, В. З., Шведова, Н.П. Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве. – М.: Медицина, 2012. - 56 с.

  3. Никитин, В.Ю. Танец: Методика преподавания слабовидящим детям - М.: Всероссийский Центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования, 2012.- 99 с.

  4. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Элементарное обучение ориентировке и мобильности в пространстве слепых детей //Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 2011. – 76 с.

  5. Барышникова, Т. Азбука хореографии. – М. : Айрис Пресс, 1999. – 52 с.

  6. Бабенкова, Е. А., Федоровская, О. М. Игры, которые лечат. – М. : ТЦ Сфера, 2009

  7. Бирюкова, И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Журн. Практ. Психологии и психоанализа: ежекварт. Науч.-практ. Журн. Электрон. Публ. – 2021.

  8. – № 1/2.

  9. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. – СПб., 2020.- 365 с.

  10. Воронина, И. Историко-бытовой танец. – М. : Искусство, 1980. - 87с.

  11. Ивлева, Л. Д. Джазовый танец / Л. Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2018. – 104 с. Игровые и рифмованные формы физических упражнений / авторы-составители С. А. Авилова, Т. В. Калинина. – Волгоград : Учитель, 2008.- 156 с.

  12. Климов, А. Основы русского народного танца. – М. : Искусство, 1981. – 196 с.

  13. Малиновская, Н. Д. Психология развития незрячих и слабовидящих людей. – М. : Айрис Пресс, 2021. – 178 с.

  14. Никитин, В. Ю. Стретчинг в профессиональном обучении современному танцу / В. Ю. Никитин. – Москва: ВЦХТ, 2021. – 210 с.

  15. Ротерс, Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание. – М. : Просвещение, 1989. - 165 с.

  16. Солнцева, Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. – М. : Дефектология, 1998. – 97 с.



17