РЕАЛИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
«Танцевальный спорт»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
| Автор-составитель: Шустова Елена Александровна педагог-дополнительного образования (хореограф) высшая квалификационная категория |
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Неуклюж порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Сегодня в мире свыше 500 миллионов человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Причем за последние 50 лет увеличивается число детей - инвалидов по зрению. Детям свойственна фрагментарность, многоступенчатость восприятия, у них нарушена целостность представлений об окружающем мире и т. д. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями интериоризируются, переходят во внутренний план. Для детей с ОВЗ по зрению школьного возраста разработана система занятий по хореографии.
Занятия в специально созданных условиях, являются эффективным средством социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. И таким средством наиболее доступным и адаптированным к детям данной категории является хореография. Хореография помогает не только укреплению физического здоровья, но и способствует социализации и адаптации детей-инвалидов.
Т.к. слепые и слабовидящие обучающиеся имеют очень низкий уровень работоспособности, быстро утомляются, не могут работать самостоятельно, для них уровень требований на занятиях хореографией снижен, используются все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.
С точки зрения психологического подхода танец-это текст, который понимается как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характерах и отношениях личности. В условиях слабовидения имеет место обедненность чувственного опыта, обусловленного не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований. Танец – это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического аспектов.
Танец выполняет ряд функций, очень важных для людей, не имеющих зрения:
функцию высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе – социально нежелательных;
функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии;
функцию саморегуляции.
Психотерапевтический подход к танцу основан на биологических и социально – психологических функциях танца. Таким образом, групповая психотерапия танцем является психологическим процессом, в ходе которого использую танец, как форму самовыражения и невербального общения с целью развития личности и системы отношений с учетом социально-психологических и физиологических функций:
функцию облегчения ритмической координации и кооперации с другими;
функцию стимуляции спонтанного движения;
функцию энергетизации скелетно-мышечной системы;
функцию уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимся с ОВЗ личностных результатов, определенных ФГОС.
Основу программы составляют танцы разных народов, характерные танцы, современные танцы, занятия гимнастикой, изучение классического танца.
Направленность АДООП: художественная – направлена на развитие художественно- эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Уровень освоения АДООП:
Уровень освоения программы определяется на основании содержания программы с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 и СанПиН 2.4.2.3286-15. Если необходимо, то даются пояснения и/или обоснования к уровню освоения программы для детей с ОВЗ или детей-инвалидов. Уровень: базовый – предполагает развитие компетентности обучающихся с ОВЗ по зрению в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Актуальность АДООП «Танцевальный спорт» состоит в том, что она позволяет обучить искусству танца детей - инвалидов по зрению и может одновременно проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных отклонений. Обучающиеся получают необходимую социокультурную реабилитацию, социализацию и социальную адаптацию, приобщаются к общечеловеческим и культурным ценностям в процессе художественно-эстетического развития на занятиях хореографией.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики незрячих и слабовидящих детей.
Новизна и преимущества программы:
Учтены и адаптированы к возможностям слепых и слабовидящих детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, элементы классического, народного и джаз-модерн танцев. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, программа модифицирована, перераспределён учебный материал, увеличен срок обучения. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена:
Практической значимостью:
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для слепых и слабовидящих обучающихся «Танцевальный спорт» (Хореография) реализуется в художественной направленности. Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 8-17 лет. Набор детей в объединение осуществляется при наличии медицинской справки. Отбор в группу по определенным критериям в хореографии не ведется, в целях оптимального выявления способностей ребенка в течение учебного процесса. Рабочая программа ориентирована на воспитание хореографической культуры и привития начальных навыков в искусстве танца. При этом учитывается, что специальное образование построено с учетом состояния здоровья обучающихся, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей и способностей обучающихся, характера учебной мотивации, качества учебных достижений, образовательных потребностей.
Учтена необходимость обязательной коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приёмов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приёмов и способов.
Занятия носят практико-ориентированный характер, помогают развивать музыкальность – способность к музыке, пониманию музыке. Занятия проходят под музыкальным сопровождением, дети учатся делать движения под такт музыке, учатся слышать сильные доли в музыке и учат танцевальный счет (делят музыку на танцевальные восьмерки). С помощью движений обучающиеся с ОВЗ по зрению могут «войти» в звуковой поток, ощутить, почувствовать и телесно пережить движущие его закономерности. Изучение классического танца – процесс сложный, требующий от обучающихся постоянного труда, внимания, памяти, воли. Но в то же время классический танец можно рассматривать, как процесс познания прекрасного, формирования мышечного каркаса тела обучающего, воспитания в нем красоты, гармонии и благородства движений и чувств. Кроме того, танец способствует высвобождению сдерживаемых, подавляемых эмоций, выполняет функцию саморегуляции детей с ОВЗ по зрению.
Большим воспитательным значением. Систематические занятия по хореографии содействуют воспитанию ответственности за качественное выполнение задания; формированию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (благодаря занятиям хореографией дети учатся взаимодействовать друг с другом; в танцевальных постановках часто присутствуют элементы взаимодействия: работа в парах, перестроения танцевального рисунка и т.д.). таким образом, занятия хореографией можно рассматривать, как своеобразные тренинги по развитию навыков общения у слепых и слабовидящих обучающихся.
Можно выделить поэтапность в освоении обучающимися с ОВЗ по зрению материала программы. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения. Обучение проводится в 3 этапа:
Первый этап – обучающиеся учатся видеть и слышать педагога, сосредотачивать внимание на выполнении заданий; освоение азов ритмики, азбуки классического танца, народного танца, эстрадного танца, а также современного танца; работа над мимикой и пантомимикой.
Второй этап – планомерная работа по освоению хореографических движений с постепенным усложнением. Исходя из особенностей слепых и слабовидящих обучающихся совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического, народного экзерсиса; освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально- музыкальной импровизации.
Третий этап – предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания, дети активно осваивают репертуар. Педагог на этом этапе осуществляет самостоятельные постановки, либо прибегает к помощи специальной литературы и видеоматериалов.
Особенности реализации программы. Отличительная особенность программы заключается в том, что в отличие от программ по обучению детей хореографии, она имеет большую коррекционную направленность. Программа представляет собой синтез авторских методик и современных образовательных технологий.
Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей-инвалидов по зрению, детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, используются все возможные коррекционно- развивающие приемы обучения.
Целевые ориентиры результатов воспитания АДООП для слепых и слабовидящих детей с 7 до 18 лет «Танцевальный спорт» (Хореография) в единстве с Адаптированной общешкольной программой воспитания. Адаптированная общешкольная программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Цель воспитания обучающихся в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Специфика работы по предмету хореография с детьми с ограниченными возможностями зрения заключается в том, что учебные планы и программы модифицированы. В них увеличен срок обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения, в связи со снижением общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др. Восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими детьми по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими детьми, поэтому им требуется большее время на выполнение всех действий.
Деятельность видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.
Компенсация и коррекция в ходе занятий хореографией для слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия. При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.
Рабочая программа предмета «Хореография» составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона от 13 декабря 2013 года №240-V «Об образовании в Республики Бурятия»; [24.08.2015 N 512-р об утверждении концепции развития дополнительного образования детей в республике Бурятия];
приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» от 01.01.2019 г.;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Приказа Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» № ИР-535/07 от 07.06.2013 и направлена на поддержку и развитие детского художественного творчества, реализацию творческих, познавательных и коммуникативных потребностей личности.
Учебного плана ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
АООП воспитания ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида».
В основу программы положена концепция авторской Программа музыкального воспитания детей Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика», а также учтена концепция Федерального компонента Государственного образовательного стандарта по хореографии. Применяются методические пособия Протасовой Л.Н. «Классический танец», Гусева Г.П.
«Методика преподавания народного танца». Приоритетными направлениями в данной образовательной программе являются: изучение классического танца, народного танца, а также танца джаз – модерн.
Целевая аудитория: слепые и слабовидящие дети с 7 до 18 лет.
Собрана полная информация о детях, динамике их развития. Изучен уровень обучаемости детей, проанализированы личностные особенности. Все эти сведения направлены на создание условий необходимых для лучшего усвоения программного хореографического материала.
Программа строится с учетом:
зрительного заболевания;
особенностей психического развития;
типологических индивидуальных различий;
уровня обучаемости.
Цели и задачи АДООП
Цель — сохранить и укрепить здоровье детей, провести коррекцию вторичных недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Обеспечить системный подход в создании условий для развития слепых и слабовидящих детей. Обеспечить разностороннее развитие детей - с учетом возрастных, индивидуальных возможностей по основным направлениям - физическому и художественно-эстетическому.
При изучении курса хореографии решаются следующие приоритетные задачи: Обучающие:
-обучение основным танцевальным направлениям данной программы (классический танец,
джаз-модерн танец, народный танец);
-формирование двигательных умений и навыков.
Коррекционно-развивающие:
-развитие координации движения, мышечной, слуховой и зрительной памяти;
-развитие чувства темпа и ритма, эмоциональности и позитивного самоощущения;
-корректирование и компенсирование вторичных отклонений в развитии;
-развитие умения передавать через движение, танец характер музыки, ее эмоционально- образное содержание, используя мимику.
Воспитательные:
-воспитание ценностного отношения к Человеку, Здоровью и здоровому образу жизни, Спорту и Хореографии, Родине, Познанию, Красоте;
-способствование социальной адаптации и интеграции в общество;
-воспитание культуры личности обучающегося средствами хореографического искусства
Личностные:
-поддерживать интерес к занятиям хореографией;
-познакомить с правилами поведения на занятиях, в игровом творческом процессе;
-формировать установку на положительное отношение к себе;
-формировать настойчивость в достижении цели.
Количество обучающихся в группе. Численный состав группы при реализации ДООП, составляет: группы 1-го года - 10 человек, группы 2-го года – 10 человек, группы 3-го и последующих годов – 10 чел. Для определения оптимального численного состава были применены рекомендации, указанные в Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» СанПиН 2.4.2.3286-15».
Обучающиеся с ОВЗ по зрению получают образование по 3 варианту, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью).
Особенности реализации программы. Отличительная особенность программы заключается в том, что в отличие от программ по обучению детей хореографии, она имеет большую коррекционную направленность. Программа представляет собой синтез авторских методик и современных образовательных технологий.
Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей-инвалидов по зрению, детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, используются все возможные коррекционно- развивающие приемы обучения.
Педагогические технологии, используемые по хореографии:
Игровые технологии, цель которых, обеспечить личностно - деятельный характер усвоения знаний, умений, навыков.
Технология дифференцируемого обучения, цель которой создать оптимальные условия для выполнения задатков, развития интересов и способностей воспитанников.
Технология личностно-ориентированного обучения, цель которой, организовать воспитательный процесс на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.
Информационные технологии, цель которых, использовать специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства для повышения качества и мотивации обучения.
Здоровьесберегающие технологии, цель которых – создать комплексную стратегию улучшения здоровья обучающихся, разработать систему мер по сохранению здоровья детей во время обучения.
Технология сотрудничества, цель которой реализовать равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.
Методы организации образовательного процесса:
По источнику передач и восприятию информации:
-словесные (беседы, дискуссии);
-наглядные (иллюстрации, видеопоказ, демонстрация педагогом);
-практические (упражнения, практические занятия).
По способам организации деятельности:
-информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний: книг, журналов, Интернет, видео.
По управлению учебно-познавательной деятельностью:
-методы формирования познавательных интересов;
-методы формирования чувства долга.
Методы, развивающие творческие способности обучающихся:
-проектная деятельность (творческий проект);
-исследовательская деятельность (анализ, комментарий, собственные выводы);
-поисковая деятельность (сбор собственного материала, его анализ и обобщение).
Условия реализации программы: формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Пол детей, участвующих в освоении программы, не учитывается. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется.
Условия, необходимые для позитивных мотивов у обучающихся:
-положительный климат в группе;
-осознание ближайших и конечных целей;
-осознание теоретической и практической значимости;
-наличие любознательности и трудолюбия.
Ведущие принципы:
постепенность в развитии природных данных и способностей обучающихся; строгая логика в построении учебного процесса в целом;
постепенность и четкая последовательность в нарастании физических нагрузок и технических трудностей;
обязательная системность и регулярность занятий при общей большой затрате физической и нервной энергии.
Объем и срок освоения программы:
1 год обучения- 68 ч. 2 год обучения -102 ч. 3-5 год обучения – 136 ч.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на пять лет обучения. На изучение курса хореографии отводится 12 часов в неделю. Продолжительность занятия 30-40 мин. (См. Приложение 3). Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных психических особенностей обучающихся. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения. Обучение проводится в 3 этапа:
Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, народного танца, эстрадного танца, а также современного танца.
Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического, народного экзерсиса; освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Третий этап – предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания, дети активно осваивают репертуар. Педагог на этом этапе осуществляет самостоятельные постановки, либо прибегает к помощи специальной литературы и видеоматериалов.
Особенности режима занятий:
Для определения оптимального режима занятий и общей недельной нагрузки на обучающегося использовались рекомендации, указанные в СанПиН 2.4.2.3286-15. определяющие нормативы и гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ.
Число занятий в неделю: 2-3 раза
Число и продолжительность занятий в день: 2 раза по 30 минут для детей в
возрасте 9- 10 лет; 2-3 раза по 40 минут для в возрасте от 11 лет.
Количество групп и подгрупп в соответствии с возрастом: младший состав– 20
человек (2 подгруппы по 10 человек); средний состав – 20 человек (2 подгруппы по 10
человек); старший состав –20 человека (2 подгруппы по 10 человек).
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности: очная. Часть программы реализуется с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Основные формы работы:
Теоретическая работа. Наряду с практическими знаниями даются и теоретические знания об истории развития танца, об основных техниках танца.
Практическая работа. Занятия строятся с учетом целей и задач данного курса и с учетом возрастных особенностей детей каждого класса.
Концертная деятельность. Открытые уроки, концертные выступления.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуальная- индивидуально-групповая;
Групповая –ансамблевая;
Работа по группам (по звеньям).
Планируемые результаты:
Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы. Основной показатель работы – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся: физическое развитие; техническое развитие (технически правильно выполнять движения, танцы); теоретическое развитие (знание теории); музыкальное развитие; эстетическое развитие. За период обучения обучающиеся должны знать и уметь.
Личностные результаты: эстетический вкус, эстетические потребности и чувства;
интерес к обучению, желание дальнейшего развития в выбранной сфере деятельности;
организационно-волевые качества, направленные на достижения результата; уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, способность работать в команде;
развитие художественного вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов;
позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
Метапредметные результаты:
являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др.
продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
Предметные результаты:
быстрота мышления, устойчивость внимания, память;
базовые музыкальные способности (чувство ритма, музыкальная память);
выразительность исполнения танцев и красота движений;
пластичность движений, гибкость, растяжка, координация;
способность к многократным повторениям;
произойдет улучшение общей физической формы, укрепление и коррекция мышечного аппарата тела;
устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;
освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Знания, умения и навыки:
I год обучения
Знать:
знать точки плана класса, их расположение;
основные термины классического экзерсиса;
основные термины народного танца;
основные термины экзерсиса (джаз – модерн танец);
правила постановки корпуса;
позиции рук, ног, головы в классическом танце;
позиции рук, ног, головы в народном танце;
позиции рук, ног (джаз – модерн танец);
комплекс выполнения акробатических упражнений;
правила поведения на занятиях.
Уметь:
выполнять по заданию педагога упражнения по актерскому мастерству;
различать музыкальные темпы, соединяя их с элементами упражнений;
выполнять танцевальные шаги по инструкции педагога.
Иметь навыки:
II год обучения
Знать:
основы постановочной и концертной деятельности;
различные направления в хореографии.
Уметь:
выполнять экзерсис на середине зала (классический танец);
выполнять экзерсис на середине зала (народный танец);
уметь выполнять упражнения на изоляцию (джаз – модерн танец);
уметь выполнять Battement tendu на середине зала (джаз – модерн танец);
применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и головы в хореографии;
выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога;
выполнять комплекс акробатических упражнений;
применять актерское мастерство, сценическое перевоплощение, выразительность в хореографических композициях;
использовать специальную хореографическую терминологию на занятиях.
Иметь навыки:
Иметь представление:
III год обучения
Знать:
последовательность исполнения классического экзерсиса на середине зала;
навыки выполнения вращений в продвижении, на середине зала;
навыки артистичности, эмоциональности и выразительности;
основные термины (джаз – модерн танец).
Уметь:
выполнять Battement tendu jete на середине (джаз – модерн танец);
выполнять экзерсис на середине зала (джаз – модерн танец);
выполнять вращения на середине зала (народный танец);
выполнять вращения в продвижении (народный танец);
выполнять движения в соответствии с динамическими оттенками;
выполнять навыки креативного мышления в работе над хореографическими образами;
выполнять упражнения на смену уровней (джаз – модерн танец).
Иметь навыки:
IV год обучения
Знать:
правила культуры поведения на сценической площадке;
навыки технического выполнения основных упражнений на середине зала.
Уметь:
исполнять прыжковые комбинации в продвижении;
применять наработанные данные: гибкость, пластичность, музыкальность;
применять навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе;
выполнять три пор де бра (джаз – модерн танец).
Иметь навыки:
V год обучения
Знать:
Уметь:
выполнять акробатические упражнении, как в паре, группе, сольно;
проявлять интерес и фантазию в создании хореографических композиций;
выполнять самостоятельно задания на импровизацию;
выполнять изученные стили хореографии в постановках.
Иметь навыки:
выдержки, активности и лидерства в коллективе;
профессионального мастерства в выполнении хореографических постановок.
Взаимосвязь программы с образовательными областями:
Русский язык и литература: Знания о движение тела, жесты. Понятия о разных видах спорта. Термины, принятые в спорте, их правильное произношение и написание. Ведение рабочих тетрадей.
Естественно- научные предметы: Игровые танцевальные этюды в подражание движениям животным, птиц, рыб, явлений природы и т.д. Язык тела в танце: пантомима, инсценирование творческие ситуации, танцевальный тренинг. Времена года в танцевальных композициях.
Физическая культура, скандинавская ходьба: Понятие «Здоровый образ жизни»: часы общения, беседы, музыкально – ритмические упражнения и игры, гимнастические тесты, комплекс упражнений ритмической гимнастики. Особенности строения человеческого тела: гибкий скелет, устройство ступней ног, кистей рук, шеи и т.д. Условия, обеспечивающие равновесие и устойчивость положения тела в танце: правильная осанка, постановка корпуса, специальные тренинги танцора. Понятие о предельных физических нагрузках в период репетиции: учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения мышц, учить правильному дыханию при выполнении упражнений и исполнении танцев.
Общественно- научные предметы: История становления физической культуры у различных народов мира. Выдающиеся спортсмены.
Технология: Тренаж на современную пластику, комплекс ритмической гимнастики. Освоение специальных упражнений: на выработку выносливости, силы, ловкости. Разминка, освоение шага, прыжки, партерная гимнастика.
Коррекционно- развивающая деятельность: Понятие об особенностях психологии деятельности профессионального спортсмена. Особенности диагностики личностного развития обучающихся. Игры психоэмоциональной разгрузки, тренинг общения, релаксация.
Математика: Понятие о симметрии, ритме, темпе. Различные построения и перестроения, условные точки спортивного зала. Ракурсы, повороты, движения с расчетом высоты, разворота, подъема и т.д.
Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно – воспитательного процесса в школе-интернате № 62.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебные и наглядные средства:
Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. – М. : Владос, 2003.- 207 с
Добовчук, С. В. Ритмическая гимнастика: учебное пособие. – М. : МГИУ, 2008. – 205 с.
Затямина, Т. А. Музыкальная ритмика : учебно-методическое пособие / Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова. – М. : Глобус, 2009. – 78 с.
Протасова, Л. Н. Классический танец. – Улан-Удэ : ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. – 88 с
Пустовойтова, М. Б. Ритмика для детей : учебно-методическое пособие. – М. : Владос, 2008. – 54 с.
Фирилева, Ж.Е. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей : учебно- методическое пособие / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. – СПб. : Детство-пресс, 2
Л. А. Касиманова Теория и методика преподавания «Основные формы народного танца»
Игорь Сурмий «Мастер класс. Современная хореография
Учебное пособие «Мастер класс. Хореография. Пластика»
Н. А. Александрова, А. Л. Васильев «Вальс. История и школа танца»
Основы классической хореографии для любителей «Балет для всех»
Ольга Киенко «Хореография для дошкольников. Практический материал для занятий»
Н. И. Шарова «Детский танец»
Ольга Киенко «Рисунок и схемы танцев в детской хореографии»;
Специализи рованные предметные и электронны е ресурсы:
Работа с готовыми продуктами - CD-диски и DVD-диски по предмету:
Презентации, фильмы к занятиям, используя такие программные средства, как Power Point, Flash, киностудия Windows Live;
Обучающиеся создают презентации для представления ученических проектов;
Разрабатываются и размещаются методические материалы для учащихся на личной странице сайта Мультиурок
https://multiurok.ru/elena_adelveis/.
Https://www.horeograf.com/detskij-tanec
Http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?Text=%F5%EE%F0%E5%EE%E3%F0%E0%F4%E8%FF&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=pupil
Https://www.horeograf.com/poleznye-ssylki
Методи ческие пособия, разрабо тки
Https://www.horeograf.com/ Http://ikt.ipk74.ru/services/50/1876/
Https://www.horeograf.com/category/tancevalnye-igry
Историк о- бытовой бальный танец Http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000020/index.shtml
Культур а историч еских эпох
Https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?Id=1080
Https://www.culture.ru/events/592363/beseda-istoriya-tanca
Https://dancehelp.ru/catalog/Mladshie_shkolniki_Dzhaz_i_estrada/286- Dzhazovyy_tanets_dlya_detey_7_9_let/
Оценка качества освоения программы
Формы контроля:
Способы проверки:
Входной- наблюдение, опрос;
Текущий- наблюдение, устный опрос, тест, самостоятельная работа;
Промежуточный- творческие конкурсы, фестивали, учебный концерт;
Итоговый контроль- концерты с приглашением зрителя, открытые занятия.
Формы проведения итогов реализации программы:
анализ успеваемости, отслеживание результатов (наблюдение, диагностика, тесты);
контрольный урок;
концерт;
фестиваль;
конкурс.
Оценочные материалы:
В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся. В качестве критериев диагностики в программе применена классификация образовательных компетенций по Хуторскому А.В. Проведение диагностической работы позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы.
Из опыта работы
Организация образовательного процесса слабовидящих и слепых детей: Коррекционная роль занятий по хореографии обеспечивает рациональное сочетание зрительного контроля с выполняемыми действиями, направленными на развитие механизмов фиксации, прослеживания, укрепления глазодвигательных функций. Любая деятельность имеет свою структуру. В нее входят действия, движения, их цель и мотивы. В движениях и действиях важная роль принадлежит сенсорному контролю. С помощью зрения, слуха, мышечного чувства и других органов чувств (анализаторов) сенсорный контроль позволяет осуществить «движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия».
Большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению имеет приобретение двигательного опыта, чтобы слабовидящий и слепой ребенок овладел движениями своего тела, обучение проводится от простого к сложному. Постепенно расширяется и усложняется лексика танцев. Много рассказывается о пользе упражнений, о характере их исполнения. Овладение детьми данных навыков осуществляется посредством специальных танцевальных упражнений, игр, танцев. В работе по развитию танцевальных движений опираемся на мышечное чувство ребенка, учим использовать его при ориентировке в пространстве и для координации движений. Дети учатся контролировать свои движения, оценивая и координируя их не зрением, а проприочувствительностью.
При анализе и оценке окружающей обстановки слепой ребенок в большой мере опирается на слух. Слух — основная опора слепого и в предметно –пространственной ориентировке. Слуховой анализатор, как одно из компенсаторных средств весьма эффективно используется на занятиях хореографии. Поэтому дети выполняют упражнения под счет, на хлопки, удары в бубен. Слушая и исполняя ритмичные, бодрые, танцевальные композиции, дети испытывают радость, переживают чувства, которые выражены в музыкальном произведении. В музыкальном сопровождении показывается также ритмичность и имитация движений различных трудовых процессов, что способствует дальнейшему умению овладевать трудовыми операциями.
Особое внимание уделяется специальным упражнениям на автоматизацию, согласованность действий рук и ног, с целью преодоления появления навязчивых стереотипных движений тела. И. М. Сеченов говорил, что слепому и слабовидящему ребенку рука заменяет глаз. Рука выступает как регулятор многих движений, ориентируясь в пространстве. У детей с нарушением зрения слабо развита мелкая мускулатура рук: пальцы малоподвижны, скованны, напряжены. Для развития свободного движения рук, педагог в своей работе использует коррекционные упражнения с учётом рекомендаций специалистов: учителей - логопедов и тифлопедагогов: «пальчиковая гимнастика», специальные упражнения, коррекционные танцы: «Стирка», «Пташечка» и т. д.
Детям с глубокой патологией зрения характерна неуверенная походка, что влияет на выработку осанки. Постепенно входит в привычку неэстетичная сутулость осанки, вредная для здоровья. Для коррекции походки проводятся упражнения в ходьбе по различным «след – ориентирам» («дорожки», «круги», «диагональ», «шнуровки»). Сначала дети учатся ходить размеренным и размашистым шагом друг за другом, держась за идущего впереди товарища левой рукой. С выработкой автоматизма в правильной постановке ног, внимание переносится на туловище: положение позвоночника, плеч, головы. Во время занятий особое внимание уделяется осанке детей: необходимости прямо держать спину, не склонять голову к груди (это особенно характерно для осанки слепых детей). Коррекционные упражнения для исправления осанки: «кошки», «солдатики», «неваляшки», «тряпичные куклы».
Перед тем, как приступить к разучиванию танцевального номера обучающийся прослушивает музыкальный материал, знакомиться с сюжетом танца, разучиваются движения, необходимые для выполнения основных упражнений, особенно движений ног, выполняются сначала сидя. Внимание ребенка обращается на то, как нужно чередовать движения рук и ног. Сначала ноги детей переставляет педагог, затем упражнение выполняет педагог вместе с ребенком и наконец ребенок выполняет упражнение сам. После этого разучивание движения переносится в положение стоя. Педагог становится в исходное положение, с которого начинается упражнение, выполняет его, объясняя все движения, которые должны сделать дети. При этом, даёт возможность слепым детям «смотреть», т. е. ощупать - ребёнок в позиции «сзади», «спереди». Находясь за спиной или перед ребенком, направляю своими руками его руки, ноги и корпус. Показ движений сопровождаю развернутым описанием упражнений. Этот метод применяется в самом начале работы. На следующем этапе обучения детей с патологией зрения педагог находиться на расстоянии, при котором вытянуты руки педагога и ученика могут касаться друг друга. Это позволяет своевременно оказывать помощь ребенку, исправлять ошибки, и ребенок может почувствовать правильность выполнения движений взрослым. Когда в упражнениях отрабатывается умение сосредоточить взгляд на движении, рука ученика и педагога находятся на одном уровне. В одном случае педагог садиться на стул, ученик стоит передо ним, в другом случае педагог стоит, а ученик встает на специальную подставку, высота которой регулируется до необходимого уровня. Такие одновременные действия рук способствуют качественному выполнению заданий. Обучение упражнениям начинают с простых заданий, которые дети выполняют поэтапно в медленном темпе, чтобы можно было осознать последовательность действия и воспроизвести его. Многие слепые и слабовидящие дети не умеют подпрыгивать и перепрыгивать. Они делают это на прямых ногах с жестким приземлением на пятки, что чревато травмами. Первые упражнения в прыжках у таких детей -прыжки на месте. На занятиях они учатся перепрыгивать через шнур, выпрыгивать из обруча, держась за руку педагога, а затем самостоятельно. Когда дети усваивают эти приемы, переходят к играм, в которых нужно перепрыгивать через «речку», «канавку», играем в игру «Не замочи ноги» и другие. Обычно долго не удается научить слабовидящих и слепых детей становиться в круг. Первоначально для обучения этому используем круг, сделанный из мягкой проволоки, затем из толстого шнура, который в дальнейшем убираем. После нескольких упражнений дети овладевают навыком построения в круг из любого положения.
В процессе занятий хореографией у детей с патологией зрения укрепляется мышечный корсет, формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, вырабатывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует оздоровлению детского организма в целом. Воспитанники в процессе обучения знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов, учатся воспринимать национальное своеобразие танца; знакомятся с основами общей культуры: корректное поведение; ответственность; трудолюбие; самоконтроль. Музыкальное сопровождение танцевальных композиций способствует развитию слуха, формированию пластичности и точности движений, воспитанию чувство прекрасного. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и творческого отношения к жизни и искусству – необходимое условие формирования личности ребёнка. Систематическое совершенствование движений на занятиях оказывает большое влияние на повседневную жизнь детей.
Главная цель, которую мы достигаем, выполняя все эти задачи, делая такое количество шагов - это интеграция наших детей в общество зрячих сверстников и формирование адекватной двигательной базы, расширение двигательной активности за счет систематических занятий хореографией, приобщение детей к доступной танцевальной деятельности, к интересному досугу, развитию собственной активности и творчеству, формированию здорового образа жизни. Мы ответственны за то, каким человеком станет ребенок, переступивший порог класса и сделавший под нашим руководством первое па.
Список использованных источников
Сековец, Л.С. Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения. – М.: Медицина, 2006.
Денискина, В. З., Шведова, Н.П. Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве. – М.: Медицина, 2012. - 56 с.
Никитин, В.Ю. Танец: Методика преподавания слабовидящим детям - М.: Всероссийский Центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования, 2012.- 99 с.
Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Элементарное обучение ориентировке и мобильности в пространстве слепых детей //Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 2011. – 76 с.
Барышникова, Т. Азбука хореографии. – М. : Айрис Пресс, 1999. – 52 с.
Бабенкова, Е. А., Федоровская, О. М. Игры, которые лечат. – М. : ТЦ Сфера, 2009
Бирюкова, И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Журн. Практ. Психологии и психоанализа: ежекварт. Науч.-практ. Журн. Электрон. Публ. – 2021.
– № 1/2.
Ваганова, А. Я. Основы классического танца. – СПб., 2020.- 365 с.
Воронина, И. Историко-бытовой танец. – М. : Искусство, 1980. - 87с.
Ивлева, Л. Д. Джазовый танец / Л. Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2018. – 104 с. Игровые и рифмованные формы физических упражнений / авторы-составители С. А. Авилова, Т. В. Калинина. – Волгоград : Учитель, 2008.- 156 с.
Климов, А. Основы русского народного танца. – М. : Искусство, 1981. – 196 с.
Малиновская, Н. Д. Психология развития незрячих и слабовидящих людей. – М. : Айрис Пресс, 2021. – 178 с.
Никитин, В. Ю. Стретчинг в профессиональном обучении современному танцу / В. Ю. Никитин. – Москва: ВЦХТ, 2021. – 210 с.
Ротерс, Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание. – М. : Просвещение, 1989. - 165 с.
Солнцева, Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. – М. : Дефектология, 1998. – 97 с.
17