Просмотр содержимого документа
«Реализации проблемного обучения на уроках истории путём использования приёма «фишбоун».»
Реализации проблемного обучения на уроках истории путём использования приёма «фишбоун».
Автор: Агафонова Екатерина Тадеушевна
МБОУ «Школа №13», г. Саров, Нижегородская область.
Аннотация: В этой статье автор уделяет внимание приёму «Фишбоуна» для постановки и решения проблемных вопросов на уроках истории в контексте проблемного обучения.
Ключевые слова: проблемное обучение, фишбоун, урок истории.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО
Проблемное обучение предполагает постановку на уроках познавательных задач, которые подразумевают их успешное решение учениками под руководством учителя. Проблема — это вопрос, требующий ответа. На уроках изучения нового материала в ходе формулировки темы, я прошу обратить внимание учащихся на главное, выделить ключевые слова темы. Из основных аспектов темы учащиеся, направляемые учителем, пытаются сконструировать проблемный вопрос и решить его помогает технология «фишбоун».
«Фишбоун» в переводе с английского языка означает «рыбья кость». Кость представлена в виде схемы, которую нужно заполнить. В голове этого скелета находится проблема, которая была сформулирована на уроке или находится в тексте. Верхние косточки рыбы обозначают причины возникновения данной проблемы, нижние косточки находятся напротив верхних и содержат факты, подтверждающие содержание проблемы, хвост включает вывод. Данный метод помогает установить причинно-следственные связи между объектом и составляющими, влияющими на него. Приём «Фишбоун» помогает активизировать работу с информацией, поставить и решить проблему, а значит ответить на проблемный вопрос урока. Преимуществом «Фишбоуна» является то, что он помогает установить взаимосвязь между различными элементами и понять, как они влияют на исторические события. Приём стимулирует познавательную активность учащихся на уроках истории, развить умения анализа и критического мышления. Ученики отвечают на вопросы: «Что?», «Почему?», «Как?», «К чему это привело?» и учатся находить решение проблемы.
Эта технология может применятся для выполнения домашнего задания, составления опорного конспекта, для проверки знаний. «Фишбоун» можно использовать для работы у доски, в тетради, на ватмане. В ходе заполнения схемы может использоваться индивидуальная, парная и групповая формы работы. В качестве примера можно взять урок истории в 6 классе. Голова Вопрос (проблема): «Каковы были истинные цели участников крестовых походов?», верхние кости- причины: крестьяне мечтали вырваться из бедности, получить землю и свободу, рыцари рассчитывали на грабежи и новые земли, феодалы хотели захватить богатую добычу и владения на Востоке Нижние кости-факты: весной 1096 года крестьяне, плохо вооружённые и без запасов пищи двинулись к Иерусалиму; на в 1099 году рыцари начали осаду Иерусалима, на завоёванных землях участники похода установили феодальные порядки. Хвост-вывод: крестовые походы стоили огромных жертв.
Подводя итоги, следует отметить, что технология «Фишбоун» стимулирует творческое мышление учащихся, помогает разобраться в учебном материале, систематизировать учебную информацию, способствует выражению собственного мнения и уважения чужого. Таким образом, приём «Фишбоун» является интересным и результативным инструментом изучения истории.
Список литературы:
Завгородная Е.Г. «Главные условия использования кейс технологий»/ М.; «Школа».2013, С.15
Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и всистеме подготовки учителя // Методист. – 2002 – № 2 – 30-35 с.
Дорошенко Н.С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации// Молодой ученый. – 2015 – №24 – С. 135–140.
Новая школьная энциклопедия. Всемирная история, М.2003г.