СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация активных методов в процессе обучения в рамках ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

С данной работой выступала на районной конференции. Получила высокую оценку. Надеюсь Вам поможет в работе)))))

Просмотр содержимого документа
«Реализация активных методов в процессе обучения в рамках ФГОС НОО»

Администрация Билибинского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДА БИЛИБИНО

ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»

____________________________________________________________________

689450, Чукотский АО, г.Билибино, ул.Ленина,д.2, тел.:2-57-05,2-56-01,

2-43-51,2-42-34;факс: (8-42738) 2-57-05




«Реализация активных методов в процессе обучения в рамках ФГОС НОО»
















учитель начальных классов

КопкоМарина Александровна







г. Билибино, 2018 г.


Цель: Повышение мотивации педагогов к применению АМО в образовательном процессе.

Задачи:

  • Познакомить участников с АМО.

  • Углубить знания педагогов о АМО, алгоритме применения АМО.

  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

(Слайд №1) - Здравствуйте уважаемые коллеги! Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!» Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

- Желаю (большой)

- Успеха (Указательный)

- Большого (средний)

- Во всем (мизинец)

- Здравствуй ( всей ладонью)

- Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи. (Слайд №2)

Наберись смелости – сделай попытку!
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О, вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.

Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»

Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?

На экране (слайд №3) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Исследования показали, что человек запоминает только

10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит.

50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях.

70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях.

И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности,

сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%.

Оказывается: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств. А значит, нам необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология АМО. Накопленный опыт позволяет мне говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе.

Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Обеспечение оптимального использования учебного времени, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса… Возможно ли такое? Представьте, да. Именно такую организацию предполагает технология АМО, основанная на использовании активных методов обучения.

Сегодня я постараюсь объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим вместе с вами некоторые виды активных методов обучения и также возможность применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

(Слайд №4)Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

(Слайд №5)Динамично помогают начать урок такие методы, как

- "Галерея портретов"

- "Подари подарок другу"

- "Поздоровайся локтями"

- "Улыбнемся друг другу"

Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Проведение: Метод организации начала урока «Подари подарок другу». 

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности. Участники: все учащиеся.  Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри. Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках. Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.  Метод «Поздоровайся локтями»  Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени

Эти методы займут немного времени и дадут ребятам заряд положительных эмоций.

(Слайд №6)Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как

- "Дерево ожиданий"

- "Поляна снежинок"

- "Фруктовый сад"

- "Ковер идей"

- "Солнышко и туча"

- "Осенний сад"

позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Методы заключаются в следующем. (Слайд №7)Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча» Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Участники: все бучающиеся. Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика. Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;  по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала

-Уважаемые коллеги, предлагаю свои ожидания и опасения продемонстрировать с помощью тучек и солнышек.

(Слайд №8)Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

- "Магазин"

- "Парный выход"

- "Светофор"

Метод « Магазин». Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.

На доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю молоко потому, что слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова» Или: « Я покупаю дерево потому, что слово с проверяемой безударной гласной в корне слова».

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).

(Слайд №9)При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются методы «Ульи» - обсуждение в группах, «Составление кластера».

(Слайд №10)Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Смысл этого метода «Составление кластера» заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы, как в классе, так и дома.

(Слайд №11) - Начиная изучать по русскому языку в 3 классе тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном. Вот, что получилось

- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.

- На каких уроках ещё можно применять этот метод?

- С большим успехом использую его на уроках окружающего мира. Использование данного метода помогает детям пересказать статью учебника и является планом ответа.

«Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов, работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш). Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог, на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, жен.род и муж.род.. Формулируем тему.

«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

- "Четыре стихии" (Чистякова М.И. Психогимнастика)

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

- "Гимнастика мозга" ("Кнопки мозга", "Крюки", "Перекрестные шаги", "Ленивые восьмерки" и т.д.)

(Слайд №12)На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы:

- "Автобусная остановка"

- "Инфо-карусель"

- "Инсерт"или «Пометки на полях».  Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие. (Слайд №13)

+ знаю

- не знаю

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

Метод «Парный выход»

Цель: развитие умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне.

Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое  слово с безударным гласным в корне. Его товарищ находит проверочное к этому слову и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, быстрота работы.

Примечание: Если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам (предметным картинкам, карточка «Подмога»).

Подмога

  • Ласково (слово можно изменить, чтобы звучало ласково).

  • Много (изменить количество и станет много).

  • Нет (добавить “нет” - изменить форму слова).

  • Какой? (это слово будет называть – признак).

  • Что делать? (это слово будет обозначать действие)













(Слайд №14)На этапе обобщения и систематизации знаний использую метод «Творческая мастерская», чаще применяю на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн".

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: 

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «лиса» (к уроку литер.чтения)

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна (хитрая, рыжая).

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна (обманула, съела, прехитрила)

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Хитрая лиса всех обманула)

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (плутовка)

Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов».

Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно.

1).Метод.

2).Активный, деятельностный.

3).Развивает, активизирует, учит.

4).Применяют на различных этапах урока.

5).Успех.

(Слайд №16)А вот наш синквейн по теме мастер-класса.

(Слайд №17)Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

(Слайд №18)На этапе рефлексии можно применить следующие методы:

- "Незаконченное предложение"

- "Телеграмма"

Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Солнышко и туча». Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока) 

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися 

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты. 

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

(Слайд №19)

+ Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю вот буклет, подготовленный мной.

И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку» Не бойтесь применять инновационные методы

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.:

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

(Слайд №20)