СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация дифференцированного подхода на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Диффиренцированный подход  дает возможность каждому ученику работать в полную силу, чувствовать в себе уверенность, ощущать радость учебного труда, сознательно и прочно усваивать учебный материал.

Просмотр содержимого документа
«Реализация дифференцированного подхода на уроках в начальной школе»

Реализация дифференцированного подхода на уроках в начальной школе   Журавлева Евгения Юрьевна МОУ «Скребловская СОШ»

Реализация дифференцированного подхода на уроках в начальной школе

Журавлева Евгения Юрьевна

МОУ «Скребловская СОШ»

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.  Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств

Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение). Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы). Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями. Внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Предполагает организацию работы внутри класса соответственно  группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее  устойчивыми индивидуальными особенностями.

Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).

Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).

  • Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.
  • Внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая.
  • Предполагает организацию работы внутри класса соответственно

группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее

устойчивыми индивидуальными особенностями.

3.Распределение детей по группам с учётом диагностики .  2.Проведение диагностики.  4.Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий.  Этапы внутриклассной дифференциации :   1.Определение  критериев на основе которых осуществляется дифференциация на группы.    5. Реализация данного подхода на всех этапах урока.    6. Диагностический контроль, в соответствии с которым может измениться состав группы.

3.Распределение детей по группам с учётом диагностики . 

2.Проведение диагностики. 

4.Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий. 

Этапы

внутриклассной дифференциации : 

1.Определение

критериев на основе которых осуществляется дифференциация на группы. 

  5. Реализация данного подхода на всех этапах урока. 

  6. Диагностический контроль, в соответствии с которым может измениться состав группы.

Цели дифференцированного обучения Для третьей группы учащихся: Для первой группы учащихся: • Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями. • Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. • Сформировать умение осуществлять самостоятельно деятельность по образцу. Для второй группы учащихся : • Развить устойчивый интерес к предмету. • Закрепить и актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. • Сформировать умение самостоятельно работать над задачей.

Цели дифференцированного обучения

Для третьей группы учащихся:

Для первой группы учащихся: • Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

• Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

• Сформировать умение осуществлять самостоятельно деятельность по образцу.

Для второй группы учащихся :

• Развить устойчивый интерес к предмету.

• Закрепить и актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

• Сформировать умение самостоятельно работать над задачей.

1) учитель рассказывает о сложности каждого задания,  советует ученику, какое задание выбрать; 2) учитель рассказывает о сложности каждого задания, но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор; 3) ученики сами распределяют сложность  заданий и сами осуществляют выбор.

    1) учитель рассказывает о сложности каждого задания,

    советует ученику, какое задание выбрать;

    2) учитель рассказывает о сложности каждого задания,

    но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор;

    3) ученики сами распределяют сложность

    заданий и сами осуществляют выбор.

    СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Дифференциация содержания учебных заданий по: Организационные способы дифференциации  (Использование разных способов организации деятельности детей, при этом  содержание заданий является единым )  Работа дифференцируется по: уровню творчества, уровню трудности, объему.  степени самостоятельности учащихся, характеру помощи учащимся,  форме учебных действий Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаться ученикам на выбор.

    СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Дифференциация содержания учебных заданий по:

    Организационные способы дифференциации

    (Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым )

    Работа дифференцируется по:

    • уровню творчества,
    • уровню трудности,
    • объему.
    • степени самостоятельности учащихся,
    • характеру помощи учащимся,
    • форме учебных действий

    Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаться ученикам на выбор.

    Дифференциация на моих уроках

    Дифференциация на моих уроках

      Тип урока  Открытие нового знания  Класс 2 Образовательная программа, автор УМК «Школа России», М. И. Моро Средства Учебник математики 2 класс Моро М.И.; презентация к уроку, карточки с деформированным текстом.  Цели урока Деятельностная цель : Создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала по приемам вычисления для случаев вида 45+23, постановки и конструктивного решения учебных проблем, развития внутренней мотивации учения школьника. Содержательная цель: Учить складывать в столбик двузначные числа без перехода через десяток.

      Тип урока

      Открытие нового знания

      Класс

      2

      Образовательная программа, автор

      УМК «Школа России», М. И. Моро

      Средства

      Учебник математики 2 класс Моро М.И.; презентация к уроку, карточки с деформированным текстом.

      Цели урока

      Деятельностная цель : Создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала по приемам вычисления для случаев вида 45+23, постановки и конструктивного решения учебных проблем, развития внутренней мотивации учения школьника.

      Содержательная цель: Учить складывать в столбик двузначные числа без перехода через десяток.

      Предметные: Знать различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; Уметь складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; соотносить текст задачи с её краткой записью; записывать задачу кратко.

      Предметные:

      Знать различные устные приемы сложения и вычитания

      двузначного числа с однозначным и двузначного числа с

      двузначным; устную и письменную нумерацию чисел

      в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении

      и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи;

      Уметь складывать и вычитать двузначные числа, используя

      устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать

      двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи

      и выражения изученных видов; соотносить текст задачи с её

      краткой записью; записывать задачу кратко.

      Метапредметные:

      регулятивные: формулирует учебную задачу урока на основе

      соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно;

      контролирует и оценивает свою деятельность и деятельность

      партнеров по образовательному процессу, при необходимости

      вносит корректировки; способен к появлению волевых усилий.

      познавательные: формулирует познавательную цель; выделяет

      необходимую информацию; создает алгоритм деятельность,

      выдвигает гипотезы и обосновывает их; анализирует, сравнивает,

      делает выводы; контролирует и оценивает процесс и результаты

      деятельности;

      коммуникативные: планирует учебное сотрудничество с

      учителем; умеет слушать, слышать и понимать партнёров;

      достаточно полно и четко выражает свои мысли в речи,

      аргументирую свою точку зрения.

      Метапредметные:

      регулятивные: формулирует учебную задачу урока на основе

      соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно;

      контролирует и оценивает свою деятельность и деятельность

      партнеров по образовательному процессу, при необходимости

      вносит корректировки; способен к появлению волевых усилий.

      познавательные: формулирует познавательную цель; выделяет

      необходимую информацию; создает алгоритм деятельность,

      выдвигает гипотезы и обосновывает их; анализирует, сравнивает,

      делает выводы; контролирует и оценивает процесс и результаты

      деятельности;

      коммуникативные: планирует учебное сотрудничество с

      учителем; умеет слушать, слышать и понимать партнёров;

      достаточно полно и четко выражает свои мысли в речи,

      аргументирую свою точку зрения.

      Личностные: овладение начальными навыками адаптации в обществе; осваивание социальной роли обучающегося; иметь мотивацию к учебно-познавательной деятельности; стремление развивать навыки сотрудничества с взрослыми, умение обосновывать свою точку зрения; проявление самостоятельности.

      Личностные: овладение

      начальными навыками

      адаптации в обществе;

      осваивание социальной

      роли обучающегося;

      иметь мотивацию к

      учебно-познавательной

      деятельности; стремление

      развивать навыки

      сотрудничества с взрослыми,

      умение обосновывать свою

      точку зрения; проявление

      самостоятельности.

      Дифференциация содержания учебных заданий по уровню творчества (Такой способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной - творческой) 1 группа: -Составьте краткую запись, используя раскладушки-помощницы, решите задачу. – Назовите данные и искомое числа. – Рассмотрите внимательно схемы, попробуйте их самостоятельно заполнить – Проверьте, так ли у вас получилось? – Запишите задачу кратко. – Опираясь на карточку, решите задачу по действиям, с пояснением. 2 группа -Запишите краткую запись, решите задачу по действиям, запишите выражение и найдите его значение. 3 группа: -Решите задачу по действиям, выражением. Найдите значение выражения. Узнайте, сколько передников можно сшить из этого куска ткани? Составьте обратную задачу.

      Дифференциация содержания учебных заданий по уровню творчества

      (Такой способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной - творческой)

      1 группа:

      -Составьте краткую запись, используя раскладушки-помощницы, решите задачу.

      – Назовите данные и искомое числа.

      – Рассмотрите внимательно схемы, попробуйте их самостоятельно заполнить

      – Проверьте, так ли у вас получилось?

      – Запишите задачу кратко.

      – Опираясь на карточку, решите задачу по действиям, с пояснением.

      2 группа

      -Запишите краткую запись, решите задачу по действиям, запишите выражение и найдите его значение.

      3 группа:

      -Решите задачу по действиям, выражением. Найдите значение выражения.

      Узнайте, сколько передников можно сшить из этого куска ткани?

      Составьте обратную задачу.

      Дифференциация содержания учебных заданий по объему (Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся второй и третьей группы выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся) Самостоятельная работа  Решение выражений 1 группа (учащиеся с низким уровнем) -Выполнить №3 1-ю строчку. 2 группа (Учащиеся со средним уровнем) -Выполнить №3 3 группа (учащиеся с высоким уровнем) -Выполнить №3 и задание в конце страницы.

      Дифференциация содержания учебных заданий по объему

      (Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся второй и третьей группы выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся)

      Самостоятельная работа

      Решение выражений

      1 группа (учащиеся с низким уровнем)

      -Выполнить №3 1-ю строчку.

      2 группа (Учащиеся со средним уровнем)

      -Выполнить №3

      3 группа (учащиеся с высоким уровнем)

      -Выполнить №3 и задание в конце страницы.

      Дифференциация содержания учебных заданий по уровню творчества (Все ученики выполняют продуктивное задание, 1-я группа - задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации; 2-я группа и 3-я группа – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.  -Восстановите порядок выполнения вычислений. -2 и 3 группы: запишите по 2-3 примера по теме урока Восстанови порядок выполнения действий.  Складываю единицы  Читаю ответ  Пишу десятки под десятками  Записываю выражение  Пишу единицы под единицами Придумай, запиши и реши примеры по теме урока

      Дифференциация содержания учебных заданий по уровню творчества

      (Все ученики выполняют продуктивное задание, 1-я группа - задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации; 2-я группа и 3-я группа – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

      -Восстановите порядок выполнения вычислений.

      -2 и 3 группы: запишите по 2-3 примера по теме урока

      Восстанови порядок выполнения действий.

      Складываю единицы

      Читаю ответ

      Пишу десятки под десятками

      Записываю выражение

      Пишу единицы под единицами

      Придумай, запиши и реши примеры по теме урока

      Дифференциация содержания учебных заданий по уровню трудности Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся: — усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются простые задачи, а для 3-й группы — составные); — увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1-й и 2-й группам дается задача в 2 действия, а 3-й группе — в 3 действия); — выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите); — использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе — более трудное задание на замену мелких мер крупными);

      Дифференциация содержания учебных заданий по уровню трудности

      Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

      — усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются простые задачи, а для 3-й группы — составные);

      — увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1-й и 2-й группам дается задача в 2 действия, а 3-й группе — в 3 действия);

      — выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);

      — использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе — более трудное задание на замену мелких мер крупными);

      Дифференциация заданий по степени самостоятельности учащихся. ( При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно ) Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Kaк правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально. .

      Дифференциация заданий по степени самостоятельности учащихся.

      ( При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно )

      Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Kaк правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

      .

      Дифференциация заданий по характеру помощи учащимся (Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.) Наиболее распространенными видами помощи являются:  а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;  6) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

      Дифференциация заданий по характеру помощи учащимся

      (Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.)

      Наиболее распространенными видами помощи являются:

      а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

      6) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

      Меня учат Я учусь!

      Меня учат

      Я учусь!

      Спасибо за внимание!

      Спасибо

      за

      внимание!