Реализация эффективных воспитательных практик на уроках английского языка
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
значит, вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Обучение и воспитание - важные компоненты образовательного процесса, они дополняют друг друга и служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
В Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года говорится: «Развитие воспитания в системе образования предполагает полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей…»
Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. К примеру, математика воспитывает дисциплинированность, уроки литературы являются источником нравственного воспитания, биология учит любить окружающую среду, химия и физика- учит понимать окружающий мир. Иностранный язык занимает особое место в процессе воспитания личности, как члена социума. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и способствует формированию неотъемлемых качеств личности (т.к. толерантность, внимательность, дисциплинированность, эмпатия, ответственность, коммуникабельность и т.д.).
Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности ученика, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Профессионализм учителя заключается в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности, в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Только тогда у учащихся возникает уверенность, что во время путешествия Вы находитесь на водительском месте и знаете, куда их везете. Учащиеся будут знать, что Вы их везете именно туда, куда им нужно самым интересным и надежным маршрутом.
Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо.
Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания любого предмета. При одном и том же содержании учебного материала урок может производить разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель.
Воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: стиля образовательного общения, дидактической структуры урока, методических приемов. Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство, профессионализм учителя.
Из всех стилей педагогического общения на своих уроках придерживаюсь стиля педагогической поддержки. Коротко охарактеризовать этот стиль можно так: учитель понимает ученика, принимает его таким, каков он есть, помогает ему. Достижения обучающегося сравниваются не с успехами других, более сильных, учеников, а со своими собственными. При этом обучающийся познает радость своего собственного успеха. Важно заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Как правило, ситуация успеха чаще возникает у сильных учеников, а слабые ученики остаются в тени. Ситуацию успеха для таких школьников создаю искусственно. Слабым детям для начала предлагаю легкое, чтобы они познали радость успеха, поверили в свои силы. Ситуация успеха – это эффективное средство воспитания положительного отношения к учению.
Воспитывающий успех урока зависит и от эмоционального уровня общения – это методика разнообразных воздействий на чувства детей. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано. В этом случае уроки способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях, поведении, высказываниях.
Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.
Воспитательный потенциал является неотъемлемой чертой урока иностранного языка, цель которого заключена в:
-формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
-в воспитании культуры общения;
-в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
-в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Доктор педагогических наук И.Л. Бим считает, что «иностранный язык как межпредметная учебная дисциплина обладает эффективными возможностями приобщения учащихся к мировой культуре и тем самым способствует лучшему осознанию своей собственной культуры».
Большинство отечественных методистов, (Е.И.Пассов, С.Ф.Шатилов, Б.Е.Сахарова) прежде всего, говорят о воспитательной специфике обучения иностранному языку, как о главной, основной функции иностранного языка. Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина отмечают, «что иностранный язык вносит значительный вклад в нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание любви к Родине и своим близким».
Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания на уроке, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам, своим внешним видом. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое педагога и учащихся. Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению, к предмету. Особое значение приобретает слово учителя.
Еще величайщий советский педагог Антон Семенович Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». Преподаватель должен быть страстно увлечен своим предметом, вдохновлять, воспитывать, направлять, находить подход. И все это в жестких рамках учебного плана, огромной методической работы.
Без сомнения, воспитание и обучение – процесс кропотливый. Он требует от учителя сдержанности, терпения, доброты. Для учеников учитель должен быть не только носителем научной информации, но и человеком, рядом с которым ребенок сможет приобрести иммунитет ко злу и ненависти, навыки общения со взрослыми и сверстниками, найти свое место в жизни.
Нужно помнить, что детство – не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь, и она должна проживаться на уровне современной культуры. Именно жизненные истории как ничто другое обучают и воспитывают наших детей. Но вместе с нашими детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя.
Хороший педагог должен «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай.
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок.
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, воспитание здоровой личности. Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, можно сделать вывод о том, что воспитательный компонент является одним из главных аспектов обучения иностранному языку.
При обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов и познания действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранным языкам используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом и средством обучения.
Воспитательные возможности урока иностранного языка заключены в трёх сторонах урока:
• Во-первых, в содержании используемых материалов;
• Во-вторых, в методической системе обучения;
• В-третьих, в личности преподавателя и его поведении.
Педагог должен стать во многом образцом для учащихся. Если вспомнить в связи с этим, какие материалы (тексты, темы, проблемы и т. д.) включены в учебник и используется на уроках, то получится, что это рассказы о родине и её истории, о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, о природе, музыке, экологии. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Учащийся не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно это и является тем каналом, через который в сознание учащегося проникает воспитательное воздействие.
Овладевая иностранным языком, учащиеся лучше понимают и свой родной язык. Именно занятия иностранным языком тренируют и развивают память, волю, внимание, трудолюбие; развивает познавательные интересы; расширяют кругозор; знакомит с культурой, искусством, традициями и обычаями стран изучаемого языка. Всё это, несомненно, носит воспитательный характер. Изучение иностранного языка формирует чувство солидарности, дружбы, взаимопонимания между народами, и главное: изучение иностранного языка формирует ученика как здоровую нравственную личность. Иностранный язык вносит свою лепту в воспитание социально-активной личности. Изучение иностранных языков способствует формированию взглядов на мир учащегося, на место человека в природе и в обществе, на характер отношений в сфере, в которой он живет, к самому себе и т.д. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств в личности: патриотизм и гуманизм. При этом осуществляется так же и трудовое воспитание в широком смысле этого слова, т.е. формируется навыки интеллектуального труда.
На сегодняшний день английский язык - это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения и общечеловеческого единения. В ходе изучения иностранного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. К таким темам относятся, например, экологические проблемы, проблемы семьи и другие социальные проблемы.
Таким образом, коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности. К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены и коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы, а также ролевые игры. Именно с помощью этих методов происходит коллективное взаимодействие учащихся.
Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Наряду с ознакомлением с реалиями англоязычных стран необходимо изучать государственные символы, историю, географию, культуру средствами иностранного языка. Нравственные и исторические начала неразделимы. История страны, важнейшие события и героические подвиги соотечественников являются мощнейшим стимулом для развития патриотизма. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине. Межкультурная коммуникация может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Особую радость учащихся вызывает общение с носителями английского языка. В среднем и старшем звене, когда происходит становление личности учащегося, формирование сознания особенно важны материалы исторической и социальной направленности. Различные формы учебной работы: игры, дебаты, сочинения, уроки-экскурсии, просмотр и обсуждение фильмов, аудирование текстов, ролевые игры также эффективны на уроках английского языка патриотической направленности.
Английский язык выступает средством, при помощи которого ребята могут рассказать миру о своей Родине, городе, селе, своем личном опыте. Изучение иноязычной культуры невозможно без сформированной национально культурной базы родного языка.
Воспитание как всеобщая абстрактная категория, идея, отражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс - движение отношений, общения, деятельности в обществе - благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил. Воспитание как общественное явление исполняет объективную функцию общественного механизма взаимодействия между поколениями. Оно обеспечивает вхождение, врастание молодых поколений в жизнь общества.
Можно выделить следующие воспитательные цели иностранного языка:
1. Формирование уважения к языку и культуре носителей языка;
2. Воспитание коммуникативно-речевого такта, коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми;
3. Воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;
4. Приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе со справочной литературой, зарубежными источниками информации.
Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный аспект является одним из главных аспектов обучения иностранному языку.
Воспитание личности предполагает:
1. Развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;
2. Формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;
3. Формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);
4. Усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);
5. Развитие эстетических взглядов;
6. Развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;
развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.
Можно привести множество примеров, подтверждающих, что правильно поставленное обучение английскому языку способствует развитию всех указанных выше черт личности. Таким образом, при обучении английскому языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения студентов к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре.
Опора на гуманистические традиции народа изучаемого языка – непременное условие успеха учителя, если он ставит перед собой задачу помочь учащимся в овладении общечеловеческими ценностями через изучение английского языка.
В процессе обучения иностранному языку ученик находится в определенном социальном окружении: постоянно вступает в контакт со своим учителем и одноклассниками. Такое воздействие формирует у него умение изучать и оценивать качества других людей и коллектива в целом, способствует приобретению социального опыта общения с людьми. Этические нормы, которыми пользуются товарищи, учитель, их взгляды, отношение к труду, к учебе, дисциплинированность, целеустремленность, уважение друг к другу, вкусы – все это воспринимается учащимися как общественные нормы, усваивается ими и будет включено в структуру его поведения.
Для полноценного воспитательного влияния английского языка необходимо использование игр в учебном процессе. Игра обладает большими обучающими и воспитывающими возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения. Преимущество ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.
Следует также отметить, что в соответствии с нормами и требованиями ФГОС во всех субъектах РФ введен национально-региональный компонент. Поэтому в процесс обучения любому предмету необходимо включать краеведческую информацию. При обучении иностранному языку она может выражаться в форме урока-экскурсии по родному городу, урока-телемоста, в виде задания составить генеалогическое древо своей семьи на английском языке, в виде краеведческих викторин и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание думающих, осознающих свою национальную идентичность, уважающих традиции и обычаи своих предков, чувствующих свою ответственность за будущее Отечества выпускников, является одной из основных задач, стоящих перед современным образованием. Формирование патриота происходит на всех ступенях образования и посредством изучения всех учебных дисциплин. Особое внимание при этом, заслуживает изучение дисциплины «Иностранный язык», все наполнение которой направлено на формирование и развитие личности патриота Отечества путем сопоставления культуры родной страны и стран изучаемого языка.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно- нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.