Реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории.
Сорок пять минут урока — это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого yчат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное. М. Н. Скаткин
История в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как учебный предмет, в который заложено:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- социально – трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается:
1) недостаточный уровень познавательной активности,
2) незрелость мотивации к учебной деятельности,
3)сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Технологический процесс подготовки урока современного типа сводится к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся с ОВЗ, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах:
- познавательной,
- коммуникативной
- регулятивной.
Дифференцировка заданий помогает в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.
В начале урока на этапе организационного момента включаются такие приёмы, как «Машина времени», элементы театрализации и постановка проблемы от лица исторического персонажа. Эти приёмы позволяют замотивировать, привлечь интерес учащихся к теме.
- Для актуализации уже имеющихся знаний по данной проблеме, применяется такой наглядный пример, «Возьмем с собой» (лента времени, опорные картинки, иллюстрации к историческим событиям, «попутчики» ( в т.ч. уже известные исторические персонажи)
На этапе открытия нового знания необходимо привлечь внимания учащихся к противоречиям, показать такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным . Это могут быть факты из биографий, исторических событий. Умение видеть связи между явлениями и событиями помогает развивать мыслительные процессы учащихся.
Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя
Приём, зарекомендовавший свою эффективность в работе с учащимися с ОВЗ – это игра «Хорошо – плохо». Эта игра направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование представлений о том, как устроено противоречие. Учащиеся ищут в заданной ситуации плюсы – кому выгодно данное событие и минусы – кому данное событие было не выгодно.
Одним из эффективных средств развития мотивации к учебной деятельности является использование на уроках истории дидактических игр и занимательного материала , что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
На уроках истории я использую следующие дидактические игры:
1.«Историческая азбука» - игра, в которой учащиеся подбирают исторические термины на заданную букву. Побеждает тот, кто больше назовёт слов, связанных с изученными историческими событиями.
2. Игра-конкурс «Аукцион знаний» - учащиеся получают опережающие задания, например нарисовать предметы быта, одежды, оружие. Далее учащиеся с аукциона «продают» эти предметы. Покупает тот ученик, кто больше и глубже знает о предмете продажи.
3. «Аукцион имён» - один ученик называет любое историческое лицо. Имена записываются на доске, комментируются. Другие отгадывают.
4. Игра «Третий лишний» - даны три названия, одно из них лишнее. Объяснить почему. Например: Кирилл – Мефодий – Владимир. Днепр – Почайна – Волхов.
5. Игра «Отгадай героя» - учитель даёт характеристику историческому деятелю, а учащиеся должны назвать имя.
6. Ролевая игра-путешествие «Один день в гостях» - одни учащиеся являются путешественниками, а другие – людьми выбранной эпохи.
Следующим средством развития мотивации является учебные картины и наглядные пособия. Картины дают представление об исторических событиях, знакомят с предметами быта и памятниками культуры.
- На уроке картина используется с различными целями, как исходный источник знания или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как средство его закрепления. Для раскрытия того или иного процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменение архитектурных памятников в разные периоды истории.
При работе с картиной учащиеся приобретают умения ее анализировать, извлекать из нее знания, использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить по ней рассказ.
Школьники должны не просто “взглянуть на картинку”, а действительно увидеть, что там изображено, обратить внимание не только на общий план, но и рассмотреть детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа.
В игре “Живая картина” необходимость внимательного анализа диктует последующее сценическое творчество, поскольку ученикам дается задание “оживить” какое-либо историческое событие по учебной картине.
Игру “Экскурсия” можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины.
Наряду с картинами, на уроках для формирования мотивации к учебной деятельности использую подлинные предметы материальной культуры, репродукции, схемы, таблицы, компакт-диски, технические средства обучения – всё это создаёт образы подлинных исторических памятников и даёт учащимся почувствовать колорит эпохи.
Формирую навыки работы с исторической картой , которые также необходимы для формирования мотивации к учебной деятельности на уроках истории. В результате работы у учащихся развиваются коммуникативные навыки, обогащается словарный запас, речь становится более правильной.
Картографические задачи.
Ученикам, работая в парах,
предлагается прочитать фрагмент из
русской летописи "Повесть временных лет". Цель работы: выяснить где, по каким рекам, проходил древний торговый путь восточных славян; выделить древние географические названия и дать их современные варианты, формирование навыков самостоятельной работы с картой.
"...Был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалиссы, а по Двине - в Варяги, из Варяг до Рима".
Лабораторная работа с документами.
Учебник - это тоже исторический источник,
в котором автор вольно или невольно
излагает свое отношение к тем или иным
событиям. Поэтому важно научить ребят
использовать в учебном процессе
исторические документы, к тому же
учащиеся положительно относятся к
источниковедческим заданиям, с
удовольствием ощущая себя
исследователями.
Также на уроках для активизации познавательной деятельности использую проблемные вопросы и проблемные ситуации . Их стараюсь задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы учащимся необходимо к собственному опыту, актуализировать имеющиеся знания. Например, предлагаю ответить на ряд проблемных вопросов при проверке знаний по теме «Древняя Русь».
1. Почему люди в древности писали на бересте?
2. Почему кузнецы и гончары пользовались особым уважением у соплеменников?
3. Сколько времени прошло с начала нападения на Русь монголо-татар?
Некоторые приемы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности и повышения мотивации.
1. Использование тетрадей на печатной основе . Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. 2.Использование карточек при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. 3. Образцы решений на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 4.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. 5. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 6. Активные методы рефлексии.