Реализация концепции предметной области
«Технология» через дополнительное образование
В нашем стремительно развивающемся мире вопрос развития в детской среде технической и технологической грамотности в эпоху тотальной цифровизации общества и технологических прорывов, научных открытий и изобретений становится как никогда актуальным и необходимым.
В связи с этим Президентом РФ В.В Путиным был издан указ который непосредственно направлен на развитие прорывного научно -технологического и социально- экономического развития РФ.
Указ президента РФ от 07.05.2018 г.
В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской
Федерации, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий
и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека постановляю:
п.5. Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что к 2024 г.
необходимо обеспечить решение следующих задач:
- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания,
образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их
мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и
совершенствование методов обучения в предметной области "Технология";
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и
молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и
профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и
доступность образования всех видов и уровней.
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления
развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладением компетенциями, навыками XXI века, в рамках
освоения основных общеобразовательных программ в образовательных организациях.
Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя
обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и
конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и
материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг.
В связи с этим был разработан Национальный проект «Образование» и «КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ»
В задачи проекта входят:
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования.
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традициях.
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления
развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладением компетенциями, навыками XXI века, в рамках
освоения основных общеобразовательных программ в образовательных организациях.
Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя
обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и
конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и
материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг.
Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности и
компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического
развития Российской Федерации.
В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков
работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство
с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных
социальных сферах; обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к
среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.
(Утверждена Министерством Просвещения РФ 24.12.2018 г.)
Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности и
компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического
развития Российской Федерации.
В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков
работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство
с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных
социальных сферах; обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к
среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.
Основные задачи реализации Концепции
- изменение статуса предметной области «Технология» в соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении
связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека и взаимодействия между
содержанием общего образования и окружающим миром;
- создание системы преемственного технологического образования на всех уровнях общего образования;
- модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология»,
материально-технического и кадрового обеспечения; усиление воспитательного эффекта;
- изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений,
включая обозначенные в НТИ, и соответствующих стандартам Ворлдскиллс;
- создание системы выявления, оценивания и продвижения обучающихся с высокой мотивацией и
способностями инженерно-технологической направленности; популяризация передовых практик обучения
и форм технологического образования, формирование открытого интернет-банка образовательных модулей,
создаваемых лидерами технологического образования различных регионов.
Организационные подходы к реализации Концепции
Содержание предметной области «Технология» реализуется через:
- учебный предмет «Технология»,
- учебный предмет «Информатика и ИКТ»,
- другие учебные предметы,
- общественно-полезный труд и творческую деятельность в пространстве образовательной организации
и вне его,
- внеурочную и внешкольную деятельность,
- дополнительное образование.
Одной из главных задач в концепции является инклюзивное образование и социализация и адаптация учеников с особенностями психологического и физиологического развития их интеграцию в современное общество с учётом их особенностей развития и восприятия.
Такие дети нуждаются в особом внимании так как изначально менее приспособлены и имеют ряд индивидуальных ограничений в способах и методах преподавания, и освоения учебных программ, по этому инклюзия таких детей и их социализация должны реализовываться через внедрение индивидуальных программ обучения учитывающих их особенности, но должна тем не менее соответствовать поставленным целям выше приведённой концепции, и представленным компетенциям технологического образования.
Матрица компетенций технологического образования
Содержание предметной области «Технология» (с учетом принципа образовательной
интеграции) реализуется на основе :
• ФГОС ОО (федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования)
• STL («Standarts for Tehcnological Literacy») - международные стандарты технологической
грамотности
• CDIO (международные стандарты инженерного образования)
• WorldSkillsRussia (международные стандарты инженерного чемпионата)
• ФГОС ВО/СПО (федеральные государственные образовательные стандарты высшего
и среднего профессионального образования) по конкретным профессиональным
компетенциям.
Реализация любых учебных- образовательных программ в дополнительном образовании не мыслима без форм интегрированного контроля которые должны соответствовать типам и формам реализуемых программ, а так же в обязательном порядке учитывать инклюзивную составляющую индивидуальных особенностей учащихся.
Во исполнение концепции и выполнения указа презедента РФ от 7.05.2018 года. В Грайворонском районе осуществляется ряд программ дополнительного образования и кружковой деятельности реализуемых реализуемых на базе МБОУ СОШ им В.Г. Шухова» г. Грайворона «3Д моделирования и протатепирования», «Робототехнике», в рамках школьных програм дополнительного образования, и програмы МБУ ДО «ЦДТ» Грайворонского района ,-«Управление беспилотными летательными аппаратами»
Из выше изложенного для успешной реализации концепции предметной области технологии по средством дополнительного образования, необходимо синхронизировать получаемые компетенции учениками из выше приведённых предметных областей, с закреплением полученных знаний в рамках школьных программ, приобретением необходимых навыков и умений по средством дополнительного образования, кружковой внеурочной деятельности, - стимулирующих стремление учеников к интеллектуальному развитию и мотивирующее их на успешное прохождение школьных программ тем самым направляющее их в дальнейшей профессиональной ориентации, и социальной адаптации в обществе .