ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«КОНСТРУИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»
Материалы
11I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием)
1-2 ноября 2022 г.
Уфа 2022
ГАУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ФГБОУ ВО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» АССОЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ФГБОУ ВО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФГБОУ ВО «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. МУХТАРА АУЭЗОВА
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. НИЗАМИ
«КОНСТРУИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»
Материалы
III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием)
1-2 ноября 2022 г.
1
Уфа 2022
УДК 37.0
ББК 74.04
К 65
Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), г. Уфа, 1-2 ноября 2022 г. // Отв. ред. А.В. Янгиров. – Уфа: РИЦ ГАУ ДПО ИРО РБ, 2022. – 386 с.
Редакционная коллегия:
Янгиров Азат Вазирович – председатель, ректор ГАУ ДПО Институт развития образования РБ, доктор экономических наук, г. Уфа.
Акчулпанов Юлай Киньябаевич – сопредседатель, проректор по научной и инновационной работе ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа.
Галиева Гузель Маратовна – заместитель председателя, заместитель директора центра цифровой трансформации образования ГАУ ДПО Институт развития образования РБ, кандидат экономических наук, г. Уфа.
Габдрахманова Ксения Владиславовна – проректор по учебно- методической работе ГАУ ДПО Институт развития образования РБ, кандидат филологических наук, г. Уфа.
Галимов Гафур Гарифьянович – проректор по общим вопросам ГАУ ДПО Институт развития образования РБ, г. Уфа.
Великжанина Татьяна Борисовна – проректор по молодежной политике и международной деятельности ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент, г. Уфа.
Бесчаскина Ирина Владимировна – президент Ассоциации родителей и педагогов Республики Башкортостан, г. Уфа.
Авторская редакция.
За содержание материалов ответственность несут авторы статей. ISBN 978-5-7159-0822-3
© Авторы статей, 2022
1
© ИРО РБ, 2022
УДК 376.37
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДЕТЕЙ С ТНР IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF CREATIVE SELF- DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN INNOVATIVE EDUCATIONAL PRACTICE OF CHILDREN
WITH SEVERE SPEECH DISORDERS
Ахунова Ляйсан Фазитовна
учитель-логопед,
Ершова Татьяна Николаевна
учитель-логопед,
Панфилова Надежда Анатольевна
воспитатель ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия
Аннотация. В статье раскрываются понятия «творческое саморазвитие», «саморазвитие личности»; рассматриваются особенности детей с тяжелыми нарушениями речи; анализируется реализация концепции творческого саморазвития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инновационного образования; рассматриваются условия для творческого саморазвития детей с ТНР в инновационной образовательной практике; работа педагога в направлении помощи учащимся в творческом саморазвитии.
Abstract. The article reveals the concepts of «creative self-development»,
«personal self-development»; features of children with severe speech impairment are considered; analyzes the implementation of the concept of creative self-development of children with severe speech impairment in the context of innovative education; the conditions for creative self-
development of children with SSI in innovative educational practice are considered; the work of the teacher in the direction of helping students in creative self-development.
Ключевые слова: творческое саморазвитие, саморазвитие личности, дети с тяжелыми нарушениями речи, инновационная образовательная практика, инновационные технологии, развивающая предметно- пространственная среда, благоприятные условия творческого саморазвития.
Keywords: creative self-development, personality self-development, children with severe speech impairment, innovative educational practice, innovative technologies, developing a subject-spatial environment, favorable conditions for creative self-development.
Социально-культурные изменения, происходящие сегодня в нашей стране, оказывают все большее влияние на существующую систему образования. На сегодняшний день ведущей тенденцией, базовым процессом в современном образовании является воспитание саморазвивающейся личности.
Творческое саморазвитие – это сложный вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самоактуализация, самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности [2, с. 104].
Cаморазвитие личности в современной педагогике понимается как широкая категория, включающая в себя любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием.
Задачей современного инновационного образования является обеспечение условий, максимально способствующих саморазвитию личности. Такими условиями являются следующие: квалифицированное определение склонностей учащихся, выбор индивидуального образовательного маршрута (целей, задач, объема, форм, темпа деятельности), создание поля реального применения способностей.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая группа. У них, как правило, неустойчивое и истощаемое внимание, они не могут подолгу заниматься одним видом деятельности, часто могут быть излишне подвижны. У детей с нарушением речи чаще всего отмечается низкий уровень слухового восприятия и как следствие,
снижение уровня слухоречевой памяти. Дети отстают в развитии наглядно–действенной и наглядно-образной сферы мышления, без специфического обучения с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, незначительно проявляется творческая активность [1, с. 4].
Творческое саморазвитие детей с ТНР происходит под влиянием педагогов, психологов, логопедов, родителей (которым необходимо учитывать перечисленные выше особенности детей с ТНР при работе с ними) и направлено на речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Реализация концепции творческого саморазвития личности в инновационной образовательной практике детей с ТНР включает в себя:
разработку новых образовательных программ;
применение эффективных инновационных образовательных технологий;
создание благоприятных условий, в которых обучаются и развиваются дети, способствующих творческому саморазвитию.
Образовательные программы должны быть составлены с учетом психофизиологических особенностей детей с ТНР.
Применение инновационных технологий, включающих использование новых форм и методов обучения и воспитания также способствуют творческому саморазвитию детей с ТНР [3, с. 41]. К таким инновационным технологиям относятся:
здоровье-сберегающие технологии (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, речевое дыхание, Су-Джок терапия, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз), основной целью которых является сохранение и укрепление здоровья детей как обязательное условие творческого саморазвития детей с ТНР;
использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) – электронных образовательных ресурсов, мультимедийных интерактивных проектов и т.д. Применяются компьютерные игры, интерактивные фильмы и мультфильмы, игры- тренажеры, тематические презентации и т.д.;
использование ЛЕГО-технологий, которые обеспечивают высокое качество образования детей, позволяют организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность с
детьми с ТНР. Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации;
технология проектной деятельности, целью которой является развитие свободной творческой личности ребенка. В процессе проектной деятельности у ребенка развивается исследовательская, познавательная, продуктивная виды деятельности, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты;
личностно-ориентированная технология – ребенок является высшей ценностью и центром воспитательного процесса. Учитываются возрастные (уровень физиологического, психического и социального развития) и индивидуальные особенности учеников с ТНР;
технология ТРИЗ – способствует речевому, познавательному и творческому развитию детей с ТНР;
технология мнемотаблиц – обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи, развивает психические процессы, сообразительность, наблюдательность, умение решать наблюдательские задачи и т.д.;
арт-терапия – использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики ребенка с целью изменения структуры его мироощущения. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т.д. Способствует развитию познавательно-речевой активности, стимулированию креативности, творческого мышления, уверенности в себе, гармонизации эмоционального состояния и т.д.
Создание благоприятных условий, в которых обучаются и развиваются дети с ТНР, является одним из главных факторов их творческого саморазвития. Развивающая предметно-пространственная среда способствует физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности [4, с. 270].
Она включает в себя: физическое развитие детей, укрепление их физического и психического здоровья; создание обстановки, опережающей развитие детей («зона ближайшего развития учащегося»); построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности; ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и
предыдущих достижений ребенка с ТНР, стимулирование самооценки; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности; комфортная психологическая обстановка (атмосфера, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают, могут выслушать и понять, уважают его индивидуальность, поддерживают чувство собственного достоинства т.д.); создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников; открытость образования и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, осуществление поддержки в образовании и воспитании детей, поддержка образовательных инициатив внутри семьи [3, с. 98].
Работа педагога в направлении помощи учащимся в общем и детей с ТНР в частности, в творческом саморазвитии заключается в следующем:
углубление представлений учащихся об особенностях их характера, потребностях, мотивах, привычках и способностях;
помощь учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и способностей;
расширение сферы мыследеятельности в направлении профессионального самоопределения;
побуждение учащихся заняться самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием и т.д. [2, с. 116].
Творческое саморазвитие личности ученика изначально является неосознаваемым процессом, который осуществляется, как уже было сказано ранее, под влиянием. Лишь к 13-14 годам этот процесс достигает такого уровня, что данный возрастной период можно назвать сензитивным для становления «Я-концепции» творческого саморазвития ученика [2, с. 115-116]. Поэтому очень важно то влияние, которое оказывают взрослые (педагоги, психологи, родители) на саморазвитие личности ребенка и от него будет зависеть степень осознанного творческого саморазвития личности в будущем.
Литература
Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – изд. 3-е, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 77 с.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник.
– М.: Академия, 2018. – 672 c.
Игнатьев А.Е. Опыт работы логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Пед. опыт: теория, методика, практика. – 2014. –
№ 1. – С. 270.
© Л.Ф. Ахунова, 2022
© Т.Н. Ершова, 2022
© Н.А. Панфилова, 2022
Упоров, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
СЕКЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ Аникеец Елена Викторовна ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Бордонская Лидия Александровна, Игумнова Екатерина Александровна, Серебрякова Светлана Станиславовна ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕГРАЦИИ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Газина Альфия Идрисовна РАЗВИТИЕ РОДНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Гибадуллина Рашида Рахимовна ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ЧЕЛОВЕКУ (НА ПРИМЕРЕ КЛАССОВ РОСГВАРДИИ) Грудинин Виктор Сергеевич ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Заковряжина Анна Романовна СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТИ РОДИНЫ, ЧЕЛОВЕКА, СЕМЬИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ Меренкова Елена Николаевна ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Мурзина Лилия Куддусовна, Тугарева Мария Анатольевна | 3 7 11 15 20 25 30 34 |
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Нуртдинова Эльвира Галиевна РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Петрова Марина Владимировна ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пичугин Сергей Сергеевич СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Полупанова Анна Владимировна СОЗДАНИЕ ПИКТОГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА ТЕКСТА КАК ПРИЕМ ПОДГОТОВКИ К ИЗЛОЖЕНИЮ Ситдикова Эльвира Фагимовна ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Стяжкина Надежда Сергеевна КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В РАМКАХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС Фатыхов Миннехан Абузарович ТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Хайбуллина Ямиля Фатиховна, Салимова Алия Ишмурзовна РОБОТОТЕХНИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Худайбердина Гульфира Римовна ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ Шайхлисламова Лариса Римовна ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗНАНИЙ Ямилова Гузель Финнатовна | 38 42 50 54 59 62 66 70 74 78 80 |
СЕКЦИЯ «БЕЗОПАСНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Агзамов Рифкат Раисович ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ Ахматнурова Марина Геннадьевна, Зинова Эльза Кадимовна, Эзау Анастасия Александровна ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Ахматьянов Радик Ахнафович, Билалова Алсу Илдаровна, Хахалкина Алина Радиковна РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДЕТЕЙ С ТНР Ахунова Ляйсан Фазитовна, Ершова Татьяна Николаевна, Панфилова Надежда Анатольевна ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА Бардиер Галина Леонидовна ВОСПИТАНИЕ «ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА» В СЕМЬЕ Губайдуллина Фануза Фоззуллаевна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Дусеева Зарема Нурфаизовна, Кириллова Альфия Миннифаритовна, Соловьева Елена Сергеевна, Хайртдинова Лена Фаритовна ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ Ибрагимова Альфия Булатовна | 84 91 95 98 103 108 111 116 |
ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Крупина Оксана Васильевна СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ
Меркина Эльвира Ахатовна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ БИЛЬГОУ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Мурзагаянова Гульнара Анваровна
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Отрошко Галина Валерьевна
О БУДУЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: КАКОЕ ОНО?
Попова Татьяна Анатольевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ И КОМФОРТНАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Посысоев Николай Николаевич, Жедунова Людмила Григорьевна ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА
Сафаргалиева Фируза Азхаровна
ПРОБЛЕМА АМБИВАЛЕНТНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Ульянова Ирина Валентиновна
БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АКТУАЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Утарбаева Диана Нуровна
СЕКЦИЯ
«СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Акчулпанов Юлай Киньябаевич
119
123
126
130
134
142
146
150
155
159
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Андреева Регина Мидхатовна ОБУЧАЯ, ВОСПИТЫВАТЬ (О нравственном воспитании школьников) Закирьянов Кабир Закирьянович ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» Каримова Гузель Абдрахмановна ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОВРЕМЕННОГО ТРЕНДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Лутфуллин Юнир Рифович, Гафаров Вильдан Дамирович ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РОДНОГО (ТАТАРСКОГО) ЯЗЫКА И РОДНОЙ (ТАТАРСКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ МОТИВАЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ Михайлова Марвия Фаитовна ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» В КОЛЛЕДЖАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Мухамедова Диана Рустемовна ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» НАЧАЛА XXI ВЕКА: АКТУАЛИЗИРОВАННЫЙ ОПЫТ ПРОШЛОГО Огоновская Изабелла Станиславовна КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Фазлутдинов Ильдус Камилович ЭТАПЫ АКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИИ Шадманов Курбан Бадриддинович К ВОПРОСУ КОНСТРУИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Шафиков Мунир Тагдилович | 163 167 173 178 182 186 189 202 206 214 |
СЕКЦИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» СТИМУЛИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ Базлова Ксения Олеговна, Янгирова Венера Магасумовна РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Гуров Валерий Николаевич, Тимерханова Ляйсан Равилевна ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА Исламгалеева Гузель Иршатовна ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАЗАХСТАНА Раева Мария Сериковна ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В РАБОТЕ С СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧЕНИКОВ Струкова Александра Сергеевна ПРИМЕНЕНИЕ ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Хуснуллина Альфия Явдатовна, Иванова Наталья Николаевна Зайнуллина Снежана Фаниловна ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ ИРО РБ - ТЕРРИТОРИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ БАШКОРТОСТАНА Яфаева Венера Гавазовна, Иркабаева Мария Владимировна | 217 221 227 231 235 245 249 |
СЕКЦИЯ «ТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Арсланбекова Светлана Анатольевна, Дик Елизавета Николаевна, Мурзина Эльмира Фаниловна СИБАЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Б.М. МАМБЕТКУЛОВА В ДВИЖЕНИИ WORLDSKILLS RUSSIA Байрамгулова Фарида Янузаковна, Кузьмина Татьяна Ивановна ТОП-10 СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНДОВ БУДУЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Галина Лилия Фанисовна МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Галлямов Фаиль Наилович, Атнагулов Динар Талгатович, Ахметьянов Ильшат Расимович КОНКУРС КОМАНДНОЙ РАБОТЫ «WORK TEAM WORKS» КАК ФАКТОР МОДЕЛИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Гараев Ринат Раисович К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ «ШКОЛЫ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ»: СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ И КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА КАК МОДЕЛИ МОТИВИРУЮЩЕЙ БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Голубина Наталья Васильевна РОЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Гумерова Венера Хурматулловна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Дик Елизавета Николаевна, Арсланбекова Светлана Анатольевна РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ КОНКУРСОВ И ОЛИМПИАД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА Елистратова Юлия Анатольевна | 257 261 264 269 273 277 287 291 295 |
ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В РАЗВИТИИ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ Жамбалова Эмилия Чойжалсановна ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Залилова Резеда Раисовна, Звягинцева Марина Васильевна, Утяганова Гузель Наилевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Манапова Гульнара Актамовна ФРАКТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Маджуга Анатолий Геннадьевич, Агзамов Рифкат Раисович, Юмагулова Нина Ивановна, Гайсин Эдуард Дамилисович ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА «СТАРТ В БУДУЩЕЕ» Суханова Светлана Александровна РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В РАМКАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ Юдина Нелли Валериевна СЕКЦИЯ «ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АПГРЕЙД СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аралбаева Айгуль Равильевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Арсланбекова Светлана Анатольевна, Галлямов Фаил Наилович, Мурзина Эльмира Фаниловна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Арсланбекова Светлана Анатольевна, Дик Елизавета Николаевна, Галлямов Фаил Наилович, Мурзина Эльмира Фаниловна | 299 304 308 312 319 322 326 330 334 |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОП ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 35.03.04 АГРОНОМИЯ (БАКАЛАВРИАТ) С УЧЕТОМ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Асылбаев Ильгиз Галлямович, Даутова Эльмира Рифгатовна Курмашева Надежда Геннадьевна ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ МДК 04.01»ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ» Баканова Ксения Андреевна ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В БАШКИРСКОМ ГАУ Галлямов Фаиль Наилович, Даутова Эльмира Рифгатовна, Тархова Лейля Мукаддасовна, Галиева Гузель Маратовна ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кинцель Валентина Николаевна, Кузьмина Кристина Юрьевна ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 35.03.03 АГРОХИМИЯ И АГРОПОЧВОВЕДЕНИЕ Курмашева Надежда Геннадьевна, Даутова Эльмира Рифгатовна, Асылбаев Ильгиз Галлямович ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ЭПОХУ ВСЕОБЩЕЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ Никифорова Ирина Владимировна, Фаткуллина Лира Кутдусовна ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Нурутдинова Наиля Ривгатевна, Ситдиков Рамис Хафизович, Мустафина Джамиля Насыховна О ВОПРОСЕ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ РУКОПИСНЫХ СИМВОЛОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Фатыхова Анжела Альфритовна ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НЕСИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Упоров Иван Владимирович | 338 342 346 351 355 359 364 369 373 |
КОНСТРУИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием)
1-2 ноября 2022 года
Материалы печатаются в авторской редакции.
Компьютерная верстка и макет: Галиева Г.М.
Подписано к печати 09.12.2022. Бумага писчая. Формат 60х84 1/16. Гарнитура Times New Roman.
Отпечатано в ООО «Первая типография»
в полном соответствии с предоставленными оригинал-макетами.
450015, г. Уфа, ул. К. Маркса, 65; Тел. +7 (347) 266–10–69.
Усл. печ. л. 24,1. Усл. Изд. л. 24,9 Тираж 500 экз. Заказ 038.
Издательство Института развития образования РБ 450005, Уфа, ул. Мингажева, 120
387
[email protected]