Просмотр содержимого документа
«Реализация краткосрочной программы туристско-краеведческой направленности в рамках дворовой площадки»
Шедова Е.Б. МАУ ДО ЦРТДиЮ
педагог дополнительного образовании «Полярис»
Шедова Екатерина Борисовна
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ЦРТДиЮ «Полярис»
РЕАЛИЗАЦИЯ КРАТКОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАМКАХ ДВОРОВОЙ ПЛОЩАДКИ
На сегодняшний день задача развития перспективных инновационных форм организации отдыха, в том числе малозатратных, является одной из важнейших при проектировании каникулярного времени обучающихся.
При выборе формы работы приоритетными должны быть прежде всего оздоровительная - пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных мероприятий. А также деятельность, направленная на развитие ребенка (проведение мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание, культурных мероприятий). При организации малозатратных форм работы очень важно учитывать региональный компонент и существующие традиции, а также использовать все доступные ресурсы.
И одной из таких эффективных малозатратных форм организации отдыха детей является дворовая площадка.
Дворовые площадки на базе ЦРТДиЮ «Полярис» мы начали организовывать и проводить с 2021 года. Изначально это были просто тематические площадки, для которых разрабатывалась план-сетка мероприятий по дням. Что привело нас к созданию и реализации краткосрочных программ на базе дворовых площадок?
Обучение по программам дополнительного образования на Крайнем Севере заканчивается в конце мая, так как большинство школьников в летний период уезжают в отпуск с родными или в оздоровительные лагеря. Поэтому здесь целесообразна разработка на летний период краткосрочных программ как стартового, так и продвинутого уровней для детей, которые еще не уехали в отпуск, и которые могут либо получить новые знания, либо закрепить знания, полученные в течение учебного года.
Педагог не теряет связь с воспитанниками даже в период летних каникул. Отдых школьников наполняется полезным содержимым. При этом в обучении нет четкой грани между учебным процессом и процессом отдыха: они гармонично сочетаются в течение всего периода обучения по Программе, который включает в себя погружение в единый тематический тренировочный процесс.
Помимо этого, реализуя краткосрочную программу в рамках дворовой площадки появляется возможность пополнить материальную базу за счет средств, которые выделяются на эти формы отдыха.
Наша краткосрочная программа так же помогает выявить учащихся готовых к соревнованиям «Школа безопасности».
По программе могут заниматься учащихся 4 - 11 классов (10–17 лет). Полный срок реализации Программы 1 неделя. Содержание и материал Программы соответствует продвинутому уровню подготовки. Программа включает в себя пять теоретических и практических занятий на местности по четыре часа (20 часов). Программа предусматривает групповые занятия с возможностью деления на подгруппы (инструктаж, беседы, демонстрация, показ и практическая работа в группах, соревнование, подведение итогов).
Цели и задачи программы вы можете увидеть на слайде.
В рамках реализации данной программы предусматривается тесное сотрудничество с представителями ГИМС и Пожарной части города Мончегорска. Прежде чем рассказать о содержании программы я вам раздам Карту методического обеспечения программы, чтобы вам было легче ориентироваться (см. Приложение 1). Давайте разберем содержание программы по Карте методического обеспечения.
И как в любой программе у нас есть планируемые результаты, то есть то, к чему мы в итоге должны прийти.
В заключение хочу сказать, что мы всегда готовы поделиться своим опытом и краткосрочными программами дополнительного образования детей.
Приложение 1
Карта методического обеспечения Программы (см. таблицу 4):
Таблица 4
№ п./п. | Раздел, тема Программы | Форма организации занятия | Изучаемый материал | Методы, приемы обучения | Формы контроля и подведения итогов | Дидактические материалы, ТСО |
1. | Водное занятие | беседа (теоретическая часть 1ч) | Всероссийские соревнования «Школа безопасности»: этапы и структура. Инструктаж по технике безопасности. | словесный (беседа), объяснительно-иллюстративный, наглядный (показ презентации) | наблюдение, устный фронтальный опрос | Мультимедийная установка, презентация Microsoft PowerPoint «Всероссийские соревнования «Школа безопасности»: этапы и структура.» Видеопроектор – 1 Экран демонстрационный – 1 Ноутбук – 1 Колонки – 2 Флипчарт (бумага для флипчарта) – 2 Маркеры – 4 Инструкции для учащихся – пакет |
2. | Способы спасения на воде | практикум на акватории, соревнование (практическая часть 1ч) | Встреча с представителями ГИМС. Индивидуальные средства защиты на воде. Спасение утопающего с берега. Бросание с берега спасательных средств: спасательный круг, конец Александрова. Спасение утопающего с плавсредства. Работа по подгруппам. Соревнование по спасению утопающего. | словесный (беседа), вербальный (объяснение), наглядный (непосредствен-ный показ), практический (работа по подгруппам) | выполнение заданий с группой, разбор | На занятие приглашаются представители ГИМС. Жилеты спасательные – 5 Конец Александрова – 2 Коврики туристические – 15 Сидушки туристические – 15 Круг спасательный – 2 Секундомеры – 2 штуки |
3. | Оказание первой помощи при истинном и бледном утоплении | фронтальная беседа (теоретическая часть 1ч) практикум на местности, соревнование (практическая часть 1ч) | Истинное утопление: признаки и оказание ПП. Бледное утопление: признаки и оказание ПП. Разбор признаков истинного и бледного утопления. Тестирование. Изготовление носилок из подручных средств. Работа по подгруппам. Соревнование по оказанию первой помощи при утоплении. | словесный (беседа), вербальный (объяснение) объяснительно-иллюстративный, наглядный (показ презентации), разбор, наглядный (непосредствен-ный показ), практический (работа по подгруппам) | тестирование, выполнение заданий с группой, разбор | Мультимедийная установка, презентация Microsoft PowerPoint «Истинное и бледное утопление: признаки и оказание ПП», видеофильм «Спасение утопающего» Видеопроектор – 1 Экран демонстрационный – 1 Ноутбук – 1 Колонки – 2 Флипчарт (бумага для флипчарта) – 2 Маркеры – 4 Жерди для носилок – 2 комплекта Верёвки для вязки носилок – 2 комплекта Аптечка медицинская в упаковке – 2 Секундомеры – 2 штуки |
4. | Пожарная эстафета | практикум на местности, соревнование (практическая часть 4ч) | Разбор этапов пожарной эстафеты. Отработка прохождения этапов пожарной эстафеты в подгруппах. Соревнование «Пожарная эстафета». | разбор, наглядный (непосредствен-ный показ), практический (работа по подгруппам) | наблюдение, выполнение заданий с группой, разбор | На занятие приглашаются представители Пожарной части г. Мончегорска. Оборудование для пожарной эстафеты – комплект Секундомеры – 2 штуки |
№ п./п. | Раздел, тема Программы | Форма организации занятия | Изучаемый материал | Методы, приемы обучения | Формы контроля и подведения итогов | Дидактические материалы, ТСО |
5. | Туристская полоса препятствий | практикум на местности, соревнование (практическая часть 4ч) | Разбор этапов туристской полосы препятствий. Специальная экипировка для преодоления туристской полосы препятствий. Отработка прохождения этапов туристской полосы препятствий индивидуально и в подгруппах. Соревнование «Туристская полоса препятствий». | разбор, наглядный (непосредствен-ный показ), повторение (отработка прохождения этапов), практический (работа по подгруппам) | наблюдение, выполнение заданий с группой, разбор | Верёвка С d10мм 40-50 метров - 4 мотка Страховочная система (верх и низ) – 15 комплектов Блокировка – 15 штук Карабины – 50 штук Жумар – 15 штук Блок ролик – 15 штук Страховочное устройство – восьмерка – 15 штук Каски – 15 штук Веревки для вязки узлов разного диаметра – 30 штук Секундомеры – 2 штуки |
6. | Правила безопасности в природной среде | теоретическое занятие (теоретическая часть 1ч) практикум на местности, КТМ (практическая часть 6ч) | Контрольно-туристский маршрут (КТМ) и его этапы. Отработка этапов контрольно-туристского маршрута (КТМ). Преодоление КТМ по подгруппам в виде соревнований. | словесный (беседа), вербальный (объяснение) объяснительно-иллюстративный, наглядный (показ презентации), практический (работа по подгруппам) | наблюдение, выполнение заданий с группой, разбор | Мультимедийная установка, презентация Microsoft PowerPoint «Контрольно-туристский маршрут (КТМ) и его этапы» Видеопроектор – 1 Экран демонстрационный – 1 Ноутбук – 1 Колонки – 2 Флипчарт (бумага для флипчарта) – 2 Маркеры – 4 Маршрутный лист (образец) – 2 Карты своей местности (крупномасштабные) – 2 комплекта Курвиметр - 2 штуки Компас жидкостный для ориентирования – 6 штук Ремонтный набор (нитки, иголки, булавки, скотч, изолента, шнурки и прочее) – 2 комплекта Лопата саперная в чехле – 2 штуки Хозяйственный набор (металлическая губка, хоз. мыло, перчатки) – 2 штуки Набор костровой посуды (котлы, половник, мешалка, нож, разделочная доска) – 2 штуки Тросик костровой – 2 штуки Палатка туристическая – 2 штуки Веревка для тента 25м d8мм – 2 мотка Тент хозяйственный 4х6 – 2 штуки Топор в чехле – 2 штуки Пила двуручная в чехле (ножовки) – 2 штуки (4 штуки) Секундомеры – 2 штуки. |
7. | Заключитель-ное занятие. | чаепитие (практическая часть 1ч) | Тестирование. Чаепитие: беседа с учащимися по итогам работы каждого, по приобретенным навыкам. | словесный (беседа) | тестирование, словесная оценка, разбор | Бланки тестов и ручки на каждого обучающегося. |
1