СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена педагогам коррекционных школ. В ней освещены пути реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Луганской народной республики

Государственное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждениЕ

Луганской Народной Республики

«СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»









РЕАЛИЗАЦИЯ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ,

ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТАУЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ





ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Cадовниковой Татьяны Николаевны,

учителя ГОУ ЛНР «Суходольская

специальная (коррекционная)

школа-интернат»






Суходольск

2022

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Работа с учащимися с ОВЗ строится в соответствии со следующими основными положениями:

-создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;

- восполнение пробелов  развития детей путем организации предметно- практической деятельности;

- подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем;

-  дифференцированный подход к детям;

-  развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности.

Для решения учебных и коррекционных задач применяются такие формы:  

         поэтапный контроль;

         письменный тематический контроль – текущий и итоговый;

          устный опрос;

          парный и групповой взаимоконтроль;

          домашний контроль;

          самоконтроль и самооценка.

Личностно-ориентированный подход в опыте выражается в следующих положениях:  

-опора на положительные качества,

-подход к школьнику с ОВЗ с оптимизмом и доверием;  

-просьбы, стимулирующие добрые дела;

-организация успеха в учебе; 

-показ положительных примеров;  

-проявление доброты, внимания, заботы; 

-внушение уверенности;  

-реализация потребностей в игре;  

-удовлетворение потребности в самореализации;

-похвала, присуждение награды.

 Говоря о толерантности и интеграции данной категории детей в общество, одной из задач является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе через развитие социальных навыков,

Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

Учитель должен осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей.

Кроме того, учителю  необходимо:

         стимулировать внешнюю мотивацию обучающихся, например, со­стязательность;

         стимулировать внутреннюю мотивацию, например, больше узнать, получить удовольствие от новых знаний;

          поддерживать у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;

         создавать ситуацию успеха на уроке (поощрять)

  Личностно-ориентированный подход в обучении - это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.

Основная и самая главная сложность состоит в том, чтоб в новейших условиях не только суметь сохранить, но и даже усовершенствовать личностно-ориентированный подход в обучении. Образование рассматривается как неповторимая и единственная форма обращения гражданского общества к подрастающему человеку как к личности. Таковой взгляд лежит в основе новейшей философии образования.

Цель личностно ориентированного образования - это создание условий для полноценного становления следующих функций индивида:

-способность человека к выбору;

-умение рефлектировать, оценивать собственную жизнь;

-поиск значения жизни;

-творчество;

-создание образа «Я»;

-ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»).

 В личностно-ориентированном образовании обучающийся — это главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Личностно-ориентированное образование предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие всех детей с учетом их личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных); образовательных потребностей, расположение учащихся по однородным группам: возможностям, профнаправлению, а также отношение к любому ребёнку как к неповторимой индивидуальности.

Личностный подход базируется на том, что любая личность универсальна и основной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности и создание условий для становления творческого потенциала. Потому основное интерес направляется на формирование с раннего юношества таких параметров личности, как:

 -внутренней независимости,

-самодостаточности,

-самоконтроля,

-самоуправления,

-саморегуляции.

На первых порах принципиально важно оценить удачи малыша не в сопоставлении с другими детьми, а сравнивать его сегодняшние удачи с прошлыми, выделяя при этом его развитие. При этом важно отметить старания и стремления ребенка, прилагаемые для достижения хороших результатов в обучении, труде, творчестве. Для большинства детей успех - стимул к предстоящему совершенствованию. Необходимо в детях совершенствовать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать и верить в собственные возможности. Кроме того, следует применять похвалу как средство одобрения. Она пробуждает веру в личные силы, в том числе и у самых слабых детей.

Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок считается высочайшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики (уважение к личности, природосообразность обучения, учет особенностей личного развития, добро и ласка, отношение к ребенку как полноправному соучастнику воспитательного процесса).

Воспитание и образование, направленное на личность ребенка, включает в себя:

-отказ от ориентировки на среднего ребенка;

-учет особенностей в учебно-воспитательном процессе;

-прогнозирование личности и проектирование личных программ развития.

Следует отметить идею личного подхода, сущность которого, в том, что в детский сад приходят не просто дети, а дети - личности, со своим миром эмоций, а также переживаниями. Наверное, это и следует в первую очередь учесть преподавателю в своей работе. Он обязан применять и знать эти приемы, в которых любой ребенок ощущает себя личностью, чувствует интерес преподавателя лишь к нему. Вместе с тем он уважаем, его никто не может оскорбить или обидеть.

   Существуют три аспекта при личностно-ориентированном взаимодействии (методы общения) - это понимание, принятие и признание личности ребенка.

Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир. Понимание ученика связано с умением педагога найти степень внушаемости воспитанника, понять его положение. Так просто внушаемый ученик неуверен, чувственно неустойчив, просто поддается воздействию. В экстремальных ситуациях нередко пропадает. В конфликтах эти ученики своенравны, истеричны, просто впадают в состояние аффекта. Следственно, в работе с таковыми детьми педагог обязан внушить им веру в собственные силы, верность собственных мыслей, возможность решения появляющихся проблем.

Принятие ребенка – абсолютное позитивное к нему отношение. Принятие значит абсолютное, т.е. в отсутствии каких-либо предварительных условий, позитивное отношение к ребенку. Принятие – не просто позитивная оценка, это признание того, что малыш принят со всеми его особенностями, недочетами, что он имеет преимущество быть таковым, какой он есть. Преподаватель их понимает. Он готов справиться с недочетами.

 Естественно, просто взять ученика, когда его плюсы превосходят недочеты. Однако зачастую приходиться работать с детьми, которых постигли какие-либо неудачи.

Признание ребенка – право быть лично собой, примирение взрослых с его особенностью, взглядами, оценками, убеждением. Мы можем не воспринимать то, что для малыша считается весомым, принципиальным, однако самого его не отвергаем. Ненавидим действия, обожаем ребенка. Означает, верим в его способности, в то, что подрастет – все осознает и станет вести себя лучше. Верим в то, что зерна обучения выдадут когда-нибудь плоды. Признаем – означает, верим в самосовершенствование. Это понимание диалектики и противоречий обучения делает педагога разумным и терпеливым, а его позицию мощной и неуязвимой. Лишь тогда ученик естественно проходит чрез все периоды и проблемы взросления без результатов и комплексов, сформированных неверным обучением.

 Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни имеет важнейшее значение.

Формирование личности осуществляется каждый день будничной жизни, а потому очень важно, чтобы повседневная жизнь и активность стала не только разнообразной, но и содержательной. Радостным должен стать сам процесс приобретения новых знаний мира с проблемами, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляет обучение с друзьями, приобретение друзей, коллективные дела, забавы, общие переживания, приобщение к труду, а также социально - полезной деятельности.

Любой ребенок должен быть в чем-то не хуже остальных, а может и превосходить в чем-то: кто-то отлично читает стихи, кто-то играет роли, кто-то танцует, кто-то одарен в арифметике, кто-то в литературе и т.д. Нужно лишь помочь ребенку раскрыться.

Большинству учащихся с ОВЗ нелегко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик, по изучаемой теме,  чувствует поддержку товарища, у которого процесс усвоения проходит успешнее.

Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Желательно обеспечить создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями.

         Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке (например, устный счет, решение упражнений, и задач, работа с текстом учебника, составление вопросов к задаче, про­смотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, выполнение рисунков, схем, чертежей и т.д.).

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты в классах выравнивания  дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.

В настоящее время в нашей стране возникла необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания. Реализовать на практике это можно, используя педагогический подход, который ориентирован на личность каждого учащегося. Речь идёт о личностно ориентированном подходе. Основной принцип этого направления – в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель.

Личностно ориентированное обучение предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения, развитие индивидуальных способностей ученика, выявление и структурирование субъектного опыта ученика, целенаправленное развитие его личности в процессе обучения, создание условий для проявления познавательной активности.

Главным средством достижения учителем этой цели является создание личностно ориентированных ситуаций.

Личностно ориентированная ситуация – один из центральных моментов личностно ориентированного урока, механизм её реализации. Она рассчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращённые к ученику лично, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрёжку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.

Личностно ориентированная ситуация для педагога - это дидактическое средство (инструмент), владея которым учитель обеспечивает личностно ориентированную направленность урока: свободное выражение творческих сил, актуализацию личностного потенциала ученика, сил его саморазвития, стимулирование проявления личностью её функций в учебном процессе.

Признаки личностно ориентированной учебной ситуации:

- постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование учащихся;

- обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту, поощрение самостоятельности в выводах;

- озвучивание разных точек зрения учащихся;

- обращение учителя и учащихся к своему субъектному опыту;

- обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя, самопринятия;

- предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения;

- обеспечение условий каждому ученику с тем, чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.

Суть личностно ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе при обучении детей с ОВЗ заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся разными дисциплинами, поддерживать стремление, интерес к изучению в рамках учебного взаимодействия. Думаю, что в методическом арсенале каждого учителя начальных классов есть свои способы для активизации познавательной деятельности младших школьников.

Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно ориентированные ситуации

-ситуации вхождения в урок,

-ситуации интриги и сюрприза,

-театрализация и творчество,

-игровые ситуации, дискуссии,

-ситуации успеха,

-решение различных задач,

-ситуации выбора,

-подведение итогов (рефлексия).

Использование личностно ориентированных ситуаций в начальной школе не должно быть эпизодичным, оно должно стать постоянным, из урока в урок.

А теперь рассмотрим некоторые личностно ориентированные ситуации на уроках в начальной школе в процессе обучения детей с ОВЗ.

Для создания психоэмоциональной комфортности детей с ОВЗ на уроке целесообразно в начальной школе каждый новый урок начинать с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми.

Ситуации вхождения в урок

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно всё вокруг,

Прекрасно всё во мне.

 

Урок можно начать и по-другому:

- Приветствие наше сегодня называется «Ладошка к ладошке». Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами.

 

Можно проверить готовность детей к уроку.

Учитель: «Ушки слышат?»

Дети: «Да!»

Учитель: «Глазки видят?»

Дети: «Да! Значит, мы работаем!»

 

Ситуации интриги и сюрприза

Классный час в 1 классе на тему «Доброта» начинается словами учителя:

- Дорогие ребята! Сегодня я приготовила для вас шкатулку. Она не простая, а с волшебным даром (открывает пустую шкатулку) Нет, нет! Она не пустая. Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем.

Слово это серьёзное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце

У многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Это наших сердец… доброта.


Театрализация и творчество

Ситуации театрализации (инсценирования) помогают детям раскрепоститься и стать уверенными в себе. Этому способствуют уроки чтения и ритмики. Так, в подготовительном и 1 классах при изучении сказок дети с огромным удовольствием участвуют в инсценировке таких сказок, как «Репка», «Муха-цокотуха». На уроках ритмики дети выполняют танцевальные упражнения с элементами инсценировки и создают музыкально-двигательные образы в таких играх, как «Каравай», «Огородный хоровод».

Игровые ситуации, дискуссии

Неотъемлемой составляющей обучения и воспитания детей в начальной школе является использование игровых ситуаций. Так, с целью повышения интереса к обучению провожу различные дидактические игры на уроках чтения, математики, русского языка, а также подвижные игры на уроках физкультуры.

Чтение, 1 класс.

Игра «Читалочка». Составьте слова, прочитав буквы по порядку от самой маленькой, потом от самой большой.

Без игровой ситуации невозможно себе представить ни одного воспитательного мероприятия. Так, во время проведения классного часа «Доброта» дети принимали участие во многих играх, в том числе «Злость - в мусор».

Внеурочная деятельность младших школьников также сопровождается играми. Так, во время проведения викторины на тему «Память времен» из цикла «Разговоры о важном», ребята самостоятельно выбрали любимые виды транспорта для путешествия в ходе игры «Средство передвижения».

Дискуссия – это тоже личностно ориентированная ситуация. При обсуждении дети свободно высказывают свою точку зрения. В эти моменты к детям очень подходит образ, созданный великим дидактом К.Д. Ушинским, который замечал, что классу нужно позволять свободно волноваться, даже бурлить, но удерживать всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения. «Мертвая тишина» недопустима.

Ситуации дискуссии возникают и на уроках литературного чтения, отвечая на проблемный вопрос такого характера: «Чем похожи отношения героев прочитанных произведений на мир отношений у людей?» каждый ребёнок жаждет высказать своё мнение. Дети отвечают по-разному, потому что каждый имеет право свободного выбора.

Ситуации успеха

Очень важно создать позитивный эмоциональный настрой на уроке. Детям необходимо вселять уверенность в силы и возможности, нацеливать на ситуацию успеха («Ты справишься», «У тебя получится», «Я всегда помогу тебе», «Я верю в тебя!»).

Решение различных задач

При изучении мер стоимости по математике провожу игру «Магазин», в ходе которой дети могут купить необходимые им товары и тем самым готовятся к самостоятельной взрослой жизни.жизни.


Ситуации выбора

В конце 1-4 классов обучающиеся выполняют комплексные итоговые работы в виде тестов. А это значит, что дети находятся в ситуации выбора, ведь из возможных вариантов ответа нужно выбрать один правильный.

Тестовое задание, использованное на уроке в 4 классе.

1. Чем опасно море зимой? Отметь


Ничем. Оно замерзает.



Лед трескается. Можно утонуть.



Льдины уносят людей в открытое море.


Задание, использованное на уроке в 1 классе.


  1. Соедини животных с их детёнышами.

Рефлексия в конце урока.

Как правило, в конце урока обычно подводятся итоги, идёт обсуждение того, что узнали и того, как работали, понравился ли урок. В начальной школе дети описывают свои субъективные реакции с помощью забавных значков или знаков. Например, восклицательный знак – урок был успешным, вопросительный – что-то осталось непонятным, отрицательный знак – чувствовал себя некомфортно на уроке. Если позволяет время на уроке, детям можно предложить заполнить таблицу «П» - плюс, «М» - минус, «И» - интересно.

Плюс

Минус

Интересно

Что понравилось на уроке, информация может быть полезной.

Что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, информация оказалась ненужной, бесполезной.

Были любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать.

Рефлексия без посторонней помощи.

В конце урока выставляется на стол коробка с фишками разного цвета и рядом пустая коробка. При этом фишки должны быть трёх цветов – красные, синие, зелёные, значение которых таково: красный – урок принес учащимся радость познания, синий – было всё понятно, зелёный – я не всё понял.

По окончании урока ученик берёт нужную ему фишку (или фишки) и кладёт в коробку. Этот способ даёт быструю и эффективную информацию. В зависимости от того, какова информация, выбираются дальнейшие действия.

Нами рассмотрены основные личностно ориентированные ситуации, применяемые в начальной школе при обучении детей с ОВЗ. В целом можно сказать, что создавая и используя на уроках личностно ориентированные ситуации, происходят позитивные изменения в самой личности как педагога, так и учащихся, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития. Появляются иные взаимоотношения между учителем и учеником.

Завершить рассуждения на данную тему хочется одной притчей: «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец владеет не всеми знаниями. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет – живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Ты знаешь: всё в твоих руках».

Это к тому, что в наших учительских руках сегодня большие возможности создать новую, современную открытую школу, используя личностно ориентированную направленность.

 

















Список использованной литературы

1.Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.

2.Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. м др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 1994. № 17-18

3.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.

4.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика1989.

5.Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006.

6. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.

7.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.

8.Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004.

9.Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002.

10.Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006.

11.Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года», часть 1, вып.3. / Под ред. И.Г. Остроумова – Саратов

12.Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д: Изд-воФакел, 1996.

13.Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004.

14.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

15.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.