РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА- ЭТО ПУТЬ К МОДЕРНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
АННОТАЦИЯ
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Единству обучения и воспитания, комплексному подходу к воспитанию обучающихся в большой мере способствуют межпредметные связи. Идея межпредметных связей не нова, она в той или иной мере осуществляется на практике, раскрывается в педагогических и методических работах. Но каковы бы ни были программные и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Современный подход к обучению немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами, так как оно активизирует образовательный процесс, развивает познавательный интерес учащихся, способствует расширению кругозора. Так, умело вскрытые и показанные связи русского языка с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой усиливают практическую направленность русского языка.
Межпредметная интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание учебных дисциплин.
Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении:
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
- получение качественно нового педагогического результата;
- снятие перегрузки в учебном процессе;
- возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций учащихся;
- проявление индивидуальных творческих способностей детей, повышение эмоционального настроя в классе;
- взаимоотношение учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.
На таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, организация уроков с использованием межпредметных связей помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.
Постоянная межпредметная связь осуществляется на уроках литературного чтения и русского языка. Обучение работе с текстом на уроках литературы продолжается на уроках русского языка. Одним из ярких примеров данной интеграции являются сквозные темы данных курсов: «Текст, предложение, диалог». Необходимость осуществления межпредметных связей по этим курсам заложена уже в их целях и задачах, которые имеют общий характер. Так, например, в упражнении 14 на стр. 18 (УМК "Школа России" учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 2 класс, часть 1) дано задание: Спишите те предложения, которые могут составить текст. Учащиеся должны вспомнить, чем текст отличается от набора предложений. В упражнении №25 на стр. 26 задание такое: составь из данных слов предложение. Всё это изучается и на уроках литературного чтения, где большое внимание уделяется строению предложений, тексту, их смысловой законченности. Или в упражнении №4 на стр. 49 (УМК "Школа России", учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 2 класс, часть 2) дана сказка и задаётся вопрос, как называется эта сказка? Опять очевидна связь с уроками литературы.
На уроках русского языка также осуществляются межпредметные связи с изобразительным искусством и окружающим миром. При чтении упражнения №24 на странице 26 (УМК "Школа России", учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 2 класс, часть 1) мы знакомимся с текстом, описывающим раннюю осень. Здесь можем вспомнить характерные признаки ранней осени (межпредметные связи с окружающим миром) и восхититься разнообразием красок, поговорить о том, как художники изображали осень (межпредметные связи с изобразительным искусством (И. Левитан «Золотая осень», А. Куинджи «Осень», В. Поленов «Золота осень» и т. д.). Практически во всех разделах используются картины художников, к которым даны различные задания. Например, на странице 54 в упражнении 92(УМК "Школа России", учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 3 класс, часть 1) предлагается рассмотреть репродукцию картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» и составить по данной картине текст.
Таким образом, реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.
Межпредметные связи способствуют систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогают дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация межпредметных связей на уроках русского языка повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что реализация межпредметных связей в обучении русскому языку каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов реализации межпредметных связей на уроках русского языка- это и есть, самый верный путь к организации творческой деятельности учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно- следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
Прежде всего, любое занятие , в том числе реализация межпредметных связей на уроках русского языка, должно иметь четкий план, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Творчество реализации межпредметных связей на уроках русского языка учителя и обучающегося безгранично, важно только умело его направить для достижения поставленных учебных целей.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М, 2004.
2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)//Высшее образование. - 2004, № 11. - с. 17-22.
3.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988. - С. 26.
4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. // РГПУ. - Ростов на Дону, 2007.
5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. - 2003, № 10. - с. 26.20.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
1.www.rojnova.rn.uz
2. www.advantour.com/r us/ uzbekistan /index.htm
3.www.google.com/ webhp
4.http//.kitob.uz
5. http//.gazeta.uz
6. http//.kllass.uz
7.Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=55703
9.www.google.com/search
10. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
11.Google : https://accounts.google.com