Реализация модели наставничества «педагог-студент»
в рамках деятельности кружка «Мир компьютерной графики»
Свириденко Ю.В., преподаватель КГБ ПОУ КСК,
руководитель кружка «Мир компьютерной графики»
В современном образовательном контексте как в России, так и за рубежом наставничеству отводится важная роль в процессе адаптации и профессионального развития специалистов. В КГБ ПОУ КСК наставничество представляет собой систему взаимоотношений и ряд процессов, в рамках которых опытный педагог оказывает помощь, руководство, советы и поддержку коллегам и студентам.
В колледже внедрена целевая модель Наставничества, разработано «Положение о наставничестве», «Программа наставничества КГБ ПОУ КСК» (размещены на официальном сайте КГБ ПОУ КСК на главной странице, вкладка «Наставничество»).
В колледже реализуются формы наставничества: «студент-студент», «педагог-педагог», «куратор – куратор», «педагог-студент», используются следующие формы взаимодействия при организации наставничества: семинар – практикум, индивидуальные консультации, мастер-классы, школы передового опыта, открытые учебные занятия, самообразование, публикации, разработка и реализация бережливого проекта, педагогические стажировки, презентации опыта работы на региональном и Всероссийском уровнях.
Остановимся более подробно на форме наставничества «Педагог-студент» в рамках работы студенческого кружка «Мир компьютерной графики». Форма наставничества «педагог - студент» предполагает взаимодействие педагога и студентов одной профессиональной образовательной организации. Цель реализации наставничества в форме «педагог - студент» - создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития, выявления и совершенствования способностей и талантов, стимулирования инициативы и творчества студентов.
В рамках применения методики наставничества «педагог — студент» стремлюсь решить такие задачи:
Помощь в быстрой адаптации в новом окружении и интеграции в студенческую жизнь на основе анализа индивидуальных особенностей учащихся.
Улучшение организации самостоятельной работы студентов и предоставление им методической поддержки и контроля со стороны наставника.
Повышение ответственности студентов за результаты учебной деятельности.
Стимулирование наставников к саморазвитию и самосовершенствованию, а также к участию в учебном процессе и мероприятиях разного уровня.
В своей работе как наставник придерживаюсь следующих направлений:
1. Учебно-профессиональное наставничество: наставничество в образовательной организации в период интенсивной подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам профессий в целях развития профессиональных и личностных компетенций обучающихся, а также наставничество при организации проектной деятельности обучающихся. В качестве примеров можно привести следующие значимые мероприятия:
- Чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс»;
- Выставки творческих работ различного уровня и направления;
- Региональный инклюзивный конкурс;
- Олимпиады и конкурсы профессиональной направленности
2. Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, как правило, во внеурочной общественной деятельности в целях развития общих компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО, а также выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству, социально-общественной деятельности.
В своей работе использую как прямое наставничество (личный контакт со студентом, общение не только в учебное время), так и косвенное (формальные советы и рекомендации без личного общения). Как опытный педагог, также предоставляю индивидуальное наставничество (подготовка одного студента к конкурсу) и групповое (наставничество для группы студентов). Наставник, работая во внеурочное время, приобретает опыт наставнической деятельности; получает возможность участия в образовательных проектах, инициативах по внедрению наставничества и освоению психолого-педагогического минимума наставника для собственного профессионального и личностного развития; пополняет личное портфолио для участия в профессиональных конкурсах, стажировках.
Педагог-наставник осуществляет следующую деятельность:
- разрабатывает программу наставничества для своего подопечного, регулярно вносит корректировки и контролирует её выполнение, оценивает результаты запланированных мероприятий;
- проводит личные встречи с наставляемым для контроля выполнения мероприятий, обсуждения и корректировки индивидуального плана, выбирает подходящие методы наставничества;
- выявляет и устраняет ошибки, допущенные наставляемым в рамках запланированных мероприятий;
- передаёт наставляемому накопленный опыт и обучает его наиболее эффективным приёмам и современным методам работы.
В свою очередь, наставляемый обязан:
- Выполнять задания, определённые в программе наставничества, в установленные сроки и регулярно обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением программы.
- Совместно с наставником развивать недостающие навыки, выявлять и исправлять ошибки.
- Следовать инструкциям и рекомендациям наставника, связанным с выполнением индивидуального плана, учиться у него практическим решениям задач и формировать поведенческие навыки.
- Отчитываться перед наставником о выполнении мероприятий, указанных в индивидуальном плане.
- Сообщать наставнику о трудностях, возникающих при выполнении определённых пунктов индивидуального плана.
- Проявлять дисциплину, организованность и ответственность в учёбе и всех видах деятельности в рамках наставничества.
- Принимать участие в мероприятиях, предусмотренных программой наставничества ПОО.
Колледж активно использует различные формы и методы наставничества для успешного обучения и развития студентов. Внедрение целевой модели наставничества и программы наставничества позволяет создать благоприятные условия для личностного и профессионального роста молодых людей, а также выявить и развить их таланты и способности. Во время организации и проведения занятий в кружке «Мир компьютерной графики» педагог стремится поддерживать и поощрять инициативу и творчество студентов, а также стимулировать их к саморазвитию и самосовершенствованию. Это позволяет студентам приобрести необходимые навыки и компетенции для успешной карьеры после окончания колледжа.
Таким образом, использование различных форм и методов наставничества в колледже способствует успешному обучению и развитию студентов, помогая им стать высококвалифицированными специалистами и успешно реализовать свой творческий потенциал в будущем.
Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение обучающимся поставленных целей и решение задач в период наставничества в соответствии с программой наставничества.