№ | Принципы обучения | Как реализовать? |
1 | Природосообразность | Реализуется путем конструирования и использования теории, технологии, практики обучения и воспитания с учетом индивидуальных, возрастных, половых особенностей, способностей обучающихся, обусловленных врожденными задатками и влиянием окружающей среды |
2 | Наглядность | Реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях. Наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить |
3. | Доступность | Реализуется путем обеспечения соответствия содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся |
4. | Принцип воспитывающего образования | Реализуется путем отбора материалов для формирования мировоззрения обучающихся, овладении ими нравственных норм поведения, в развитии физических сил и умственных способностей, формирования личности |
5. | Научность | Реализуется при разработке учебных программ, учебников, которые призваны органически сочетать классические, современные и перспективные научные положения данной отрасли знания с учетом возрастных особенностей учащихся. |
6. | Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся | Реализуется путем изучения индивидуальных особенностей личности, условий жизни ученика в семье, в среде сверстников; определения конкретной учебно-воспитательной задачи для каждого обучающегося, которую можно решить с помощью индивидуального подхода |
7 | Систематичность и последовательность | Реализуется в комплексе правил, среди которых использование схем, планов для обеспечения усвоения обучающимися системы знаний; разделение содержания учебного материала на логически завершенные части (модули, шаги); недопущение нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения; изложения основания теории, объяснения следствия теории и показ границы ее применения; планирование усвоения важнейших идей на весь период учебно-воспитательного процесса в соответствии с содержанием обучения и возможностями обучающихся |
8. | Сознательность и активность | Реализуется путем обеспечения понимания обучающимися цели проводимых занятий, раскрытия перспективной линии совершенствования; доведение до сознания занимающихся конкретный смысл выполняемых заданий. |
9. | Культуросообразность воспитания | Реализуется путем максимального использования в нравственном воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в рамках которой осуществляется развитие личности человека. |
10. | Принцип демократизации | Реализуется путем открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса; правового обеспечения деятельности педагога и обучающихся, способствующего защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; введения самоуправления обучающихся, их самовоспитания, самообразования, самообучения; обеспечения взаимного уважения, такта и терпения во взаимодействии педагогов и учащихся. |
11. | Принцип гуманизации | Реализуется путем построения педагогического процесса и воспитательных отношений на полном признании гражданских прав воспитанника; осуществление гуманистического просвещения обучающихся обеспечение привлекательности и эстетичности педагогического процесса и комфортность воспитательных отношений его участников. |
12. | Принцип педагогического оптимизма | Реализуется путем формирования мироощущения, морально-эстетического идеала обучающихся, раскрытия творческого и интеллектуального потенциала, природных способностей личности, закаливания его воли, характера |
13. | Принцип личностно-деятельностного подхода | Реализуется путем учета индивидуальных психологических, социокультурных особенностей обучающихся, их способностей, интересов и потребностей, морально-этических и нравственных ценностей; опоры на имеющиеся знания обучающихся в различных областях и их использование в ходе занятий; формирования учебных умений в соответствии с учебными стратегиями учащихся; повышения роли самостоятельной работы учащихся; ограничения ведущей роли учителя с приоритетом в его работе функций консультанта, помощника, советника; использования аутентичных материалов в процессе занятий. |
14. | Принцип опережающего характера подготовки рабочего и специалиста | Реализуется путем обеспечения интенсификации и оптимизации учебного процесса, развитием образования. При этом возможно использование многообразных форм получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, дистанционное образование, самообразование и т. п. |
15 | Принцип целостности воспитательного процесса | Реализуется путем установления различных связей между содержанием учебных предметов и методов воспитания , выделения понятий , имеющих разное значение в разных учебных дисциплинах, и установление связей между этими значениями по горизонтали (изучение в разных учебных дисциплинах почти в одно время) и по вертикали (изучение в разных учебных дисциплинах в разное время) в рамках методики, разработанной с учетом специфики интеграции разных значений в одном понятии. развития интеллектуальных умений средствами различных учебных предметов · |