РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Обоснование и актуальность
Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет
писать и читать, а те, кто не умеет учиться,
разучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер
Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014г. № 2765-р) сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Одна из важнейших задач - реализация во всех регионах нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей, совершенствование профессионализма педагогов, поиск талантливых специалистов, способных в новых условиях развития образования осуществлять учебный процесс на высоком уровне. В связи с этим такие понятия, как «квалификация работника» и «профессиональный стандарт», которые определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, занимают, важную роль в системе современного образования. Согласно указанной статье квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь, профессиональные стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Данный документ отображает те навыки и умения, которыми должен обладать педагог для передачи современных знаний ученикам.
С повсеместным внедрением в жизнь современных средств информационных технологий и гаджетов меняется восприятие информации, как у учителя, так и у ученика. В современных условиях в широкую практику преподавания вводится использование информационно-коммуникационных технологий и средств. Образовательные учреждения оснащаются компьютерной техникой и программным обеспечением, педагоги проходят обучение по использованию средств информатизации в своей профессиональной деятельности, при этом создаются условия для работы в этом направлении. Меняется содержательная основа учебных материалов, появляются электронные учебники, практикумы, мультимедийные обучающие программы, компьютерные словари, электронные библиотеки. Появление информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в сфере образования связано с необходимостью применения в образовании компьютерной техники. Компьютер становится вспомогательным звеном образовательного процесса, хранилищем больших объемов справочной информации, которой всегда могут воспользоваться как учителя, так и ученики. Информационно- коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного урока. Основные средства ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, сетевое оборудование, интернет, электронные учебники, электронные приложения к учебникам. Одновременно с новыми технологиями появились и новые образовательные стандарты. Учитель теперь должен не только учить, но и сам постоянно повышать свою профессиональную компетентность, развиваться, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению, идти ногу со , постоянно повышая квалификацию, уровень .
Современный педагог должен быть способен осваивать технологии и системы работы, а также обладать новыми компетенциями:
Работа с одарёнными учащимися;
Работа в условиях реализации ФГОС;
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является; родным
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
Меняется роль самого учителя в образовательном процессе и возникает потребность в обновлении его профессиональных стандартов на протяжении всего учебного процесса. Учитель в настоящее время не находится в роли основного источника знаний, а является руководителем образовательного процесса, направляющий поток необходимой информации. Действия учителя теперь направлены не только на организацию учебного процесса, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися,
формирование знаний и универсальных учебных действий, но и на формирование мотивации к обучению, а также на воспитание культурной личности, которая сможет адаптироваться в современном мире.
Изменения в системе образования России привели к внедрению профессионального стандарта педагога, формированию новой профессиональной компетентности. Педагог – ключевая фигура в современной постоянно меняющейся образовательной среде. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в своей педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
Проблемы внедрения профессиональных стандартов педагога в общеобразовательных организациях.
Можно выделить ряд проблем в школах РФ связанных с внедрением профстандартов:
Отсутствие необходимых и достаточных условий организации педагогической деятельности в области ИКТ (требование ФГОС: широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной образовательной среды в современном общеобразовательном учреждении), которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки деятельности педагога.
Отсутствие достаточного опыта и приёмов работы в области ИКТ, умения работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Всё это требует серьёзной подготовки педагогических работников образовательных организаций.
В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров, в связи с чем, сохраняется потребность в школьных учителях. Подавляющее большинство не только молодых педагогов, но и опытных учителей уходят из школы, не видя перспектив: низкая заработная плата, высокая учебная нагрузка, недостаточная профессиональная компетентность и поддержка со стороны наставников. Педагогические работники вынуждены оставлять профессию в самом начале карьеры, не достигнув успехов или определенного уровня мастерства.
Некоторые педагогические работники школы не имеют педагогического образования, однако работают в школе на протяжении многих лет.
Учителя в школах ведут не только предмет по своей квалификации, но и ряд дополнительных предметов из-за нехватки специалистов в образовательных организациях.
Выявление проблем внедрения профессиональных стандартов педагога
У учителя особая миссия в обществе, он готовит смену поколений. И соответственно люди данной профессии должны проходить более тщательный подбор кандидатур. Такой фильтрации могут поспособствовать поэтапное внедрение профессиональных стандартов.
Исходя из этого, решила сделать оценку соответствия педагога современным потребностям учеников среди своих коллег. Мною была проведена диагностика проблем связанных с внедрением профессиональных стандартов педагога. Коллеги ответили на ряд вопросов, которые были составлены мною, для определения проблем. Диагностическая работа состояла из 9 вопросов. В опросе приняли участие 14 человек. Ниже приведены вопросы и результаты диагностики в процентном соотношении:
Имеете ли вы педагогическое образование?
Укажите стаж вашей педагогической деятельности?
До 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 20
От 20 и выше
Ваша категория
Первая
Высшая
Отсутствует
Знаете ли вы что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Готовы ли вы к введению нового Профессионального стандарта?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Готовы ли вы отказаться от традиционных учебников и перейти на цифровые ресурсы?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Как часто вы применяете на уроке ИКТ?
Считаете ли вы, что ваше рабочее место соответствует новым стандартам?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Как вы относитесь к профстандартам?
Положительно
Отрицательно
Нейтрально
Результаты диагностики показали, что 100% опрошенных имеют педагогическое образование. Стаж работы в образовательной организации – разный, преобладающее большинство педагогов имеет стаж более 20 лет. 23% имеют первую категорию и 34% высшую. Все педагогические работники знают, что такое ФГОС, однако опрос показал, что 5 % - затрудняются ответить. На вопрос о введении профстандарта ответы были неоднозначными. Все педагоги применяют на своих уроках ИКТ, однако не все готовы отказаться от традиционных учебников и перейти на электронные ресурсы. Практически все рабочие места соответствуют новым стандартам. 21% специалистов относятся к профстандартам положительно.
Из этого можно сделать следующие выводы. Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, имеющие высшую или первую квалификационную категорию, образование педагогов соответствует базовому образовательному преподаваемому предмету, однако есть учителя, которые не имеют категорию. Несмотря на это, педагогические работники школы заинтересованы в повышении своей квалификации, регулярно проходят курсовую подготовку, аттестацию, повышая или подтверждая имеющуюся категорию. В целом результаты показали, что мои коллеги способны обеспечить качественную образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам в соответствии с требованиями стандартов. Учителя школы - сложившийся коллектив педагогов, понимающих и принимающих образовательную политику государства. Хочется отметить, что в ходе диагностики были выявлены следующие проблемы:
Стаж большинства педагогических работников превышает 20 лет, следовательно происходит «старение» учителя. Молодых специалистов не так много.
Требуется оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современного образовательного процесса (требуется повышение квалификации и получение категории).
Не все педагоги понимают, зачем нужен профстандарт.
Данные проблемы можно преодолеть с помощью решения ряда задач:
Ознакомление педагогического коллектива с современными требованиями профессиональных стандартов.
Контроль знания новых требований профессиональных стандартов в виде опросников, тестов или любой другой форме внутри коллектива.
Работа с педагогами не подтвердившими свое соответствие профессиональному стандарту.
Этапы внедрения профессиональных стандартов педагога в школе
Для решения проблемных задач связанных с внедрением профессиональных стандартов педагога мною было разработано и предложено ряд мероприятий по внедрению новых стандартов в образовательной организации. (таблица 1)
Таблица 1. Этапы внедрения профессиональных стандартов педагога в школе
№ | Проводимое мероприятие | Предполагаемый результат | Ответственный |
1. | Организация ознакомления педагогических работников учреждения с содержанием профессионального стандарта «Педагог» | Уголок с материалами профстандарта. Обновление новостной ленты сайта. Обновление материалов раздела сайта «Документы» Создание подрубрики «Профстандарт педагога» | Администрация ОУ |
2. | Информирование коллектива о введении профстандарта. Формирование банка нормативно-правовых документов регламентирующих введение профессионального стандарта «Педагог» | Новые редакции документов: -должностные инструкции, -трудовые договоры, -коллективный договор, -правила внутреннего трудового распорядка; | | Администрация школы |
3. | Семинар для педагогов и специалистов учебного заведения по теме «На пути к профстандарту» | Повышение профессионального уровня компетентности педагога | Администрация ОУ |
4 | Проведение самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» | Методические рекомендации | Администрация ОУ |
5 | Разработка памятки для педагогов «Как подготовиться к переходу на профстандарт педагога» | Методические рекомендации | Заместитель директора по учебной работе |
6 | Отчет по итогам реализации проекта на итоговом педагогическом совете | Установление уровня соответствия компетенции педагога содержанию трудовых функций | Администрация ОУ |
Выводы
1.Внедрение профессиональных стандартов повысит профессиональные компетенции педагога.
2.Профессиональные стандарты в ближайшее время будут определять каким будет уровень подготовки выпускников учебных заведений.
3. Профессиональные стандарты определяются как перечни норм, в которых зафиксированы уровни квалификации, позволяющие заниматься той или иной профессиональной деятельностью.
4. Даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Список литературы
[Электронный ресурс].http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf(дата обращения: 11.01.2019).
[Электронный ресурс].http://профстандартпедагога.рф (дата обращения: 11.01.2019).
[Электронный ресурс].http://www.edu.ru/schools/useful/(дата обращения: 08.01.2019).
Бейгереев М.С. профессиональные стандарты: вопросы практического применения. – М., 2016.
Григорьева И.А. Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования // Молодой ученый. – 2016 - №10(114).
[Электронный ресурс].URL:https://clubtk.ru/rubrika/profstandarty (дата обращения: 3.01.2019)
[Электронный ресурс].https://cyberleninka.ru/article/v/professionalnye-standarty-osobennosti-vnedreniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 3.01.2019)
[Электронный ресурс].http://akvobr.ru/profstandart_pedagoga.html (дата обращения: 3.01.2019)
[Электронный ресурс].http://www.ug.ru (дата обращения: 3.01.2019)
[Электронный ресурс]. https://moluch.ru/th/4/archive/52/1945/ (дата обращения: 10.01.2019).
Трудовой кодекс Российской Федерации.
9