«По отношению человека к своему родному языку можно, совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
К.Г.Паустовский
Реализация предмета «Родной русский язык» в 4 классах начата в 2020-2021 учебном году. В виде дидактического материала родителями были приобретены рабочие тетради «Наш родной русский язык. Увлекательные развивающие задания для школьников. 4 класс» автор Юлия Николаевна Понятовская издательства «Планета», 2020 год.
В учебном плане на изучение отведён 1 час в неделю -34 урока в год.
В предлагаемой системе обучения родному языку реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно-ориентированный подходы и всему курсу придана деятельностная основа.
Такие особенности предложенного курса как пошаговая подача учебного материала, использование внятных схем, алгоритмических предписаний, комплексный методичный характер заданий к упражнениям способствуют правильному системному формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
Задания в рабочих тетрадях представлены как учебные задачи, решение которых связано с определенным последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру предложенного курса также отвечает полноценное включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.
Текстовой материал методично расширяет кругозор детей, обогащает их словарный запас, создает на уроках благоприятную и творчески ориентированную речевую среду. Продолжая славные классические традиции российского образования, в учебниках большое внимание уделяется духовному и нравственному развитию младших школьников, воспитанию чувства уважения к родному слову и русскому языку в целом.
Программой предусмотрено планомерное и целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка отрабатываются умения, связанные с определенной информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Важнейшая задача курса "Русский родной язык" - приобщение школьников к фактам русской языковой истории, истории русского народа, формирование представлений о сходстве и различиях русского и других языков в контексте их богатства и своеобразия, национальных традиций и культур народов России. Кроме того, содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении. Оно опирается на основной курс - "Русский язык и литературное чтение" - сопровождает и поддерживает, но не дублирует его. Имеет преимущественно практико-ориентированный характер.
При изучении данного курса мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока.
Каждый раздел в тетради окрашен в разные цвета, что привлекает внимание учащихся.
Первый блок – лингвокультурология «Русский язык: прошлое и настоящее» Это попытка соотнести язык и культуру - погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), "поиграть" с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени. Данный модуль позволит пробудить мысли, эмоции ребенка по поводу того, каким богатством он владеет - русским языком.
пример заданий из тетради
Второй блок - это нормы речи «Язык в действии: развитие речи» Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи - все это западающие звенья традиционного курса русского языка.
пример заданий из тетради
А третий – риторика «Секреты речи и текста» Этим мы тоже на уроках русского языка почти не занимаемся. Как правило, у школьников проверяются навыки письменной речи - диктанты, изложения, сочинения.
пример заданий из тетради
Дополнительно, для развития речи учащихся, мы ведём творческую тетрадь, в которой ребята по заданной теме пишут мини-сочинения.
пример детских сочинений
С учетом того, что в девятом классе ввели итоговое собеседование, возвращение риторики в школу - новость хорошая. И вообще, учитель-словесник только рад тому, что в расписании появились дополнительные часы, которые принесут пользу учащимся в развитии знаний и любви к родному русскому языку.
Леонардо да Винчи сказал «Любить можно лишь то, что знаешь!»
Спасибо за внимание!