Реализация принципов личностно ориентированного обучения, индивидуального и дифференцированного подходов (индивидуальная работа с учащимися).
Шириколава А.А. учитель биологии.
Перед современной школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребёнка. В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, всесторонний учёт способностей, наклонностей и интересов ребёнка, иначе говоря, современная педагогика всё больше обращается к индивидуальным особенностям каждого ученика.
Я, как учитель, в своей работе стараюсь учитывать индивидуальные способности, особенности, возможности, а также и трудности в обучении школьников. Моя задача - организовать учебный процесс так, чтоб он был доступен для каждого ученика.
Принципов личностно ориентированного обучения обеспечивает:
. устранение проблем в учении отдельных школьников.
. возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Мой личный подход к реализации данного принципа заключается в следующих этапах:
-систематическое исследование каждого ученика;
-постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
-выбор и применение более эффективных средств личного подхода к ученику;
-фиксация и анализ полученных результатов;
-постановка новых педагогических задач.
В своей практике я использую много различных форм и технологий. Вот некоторые из них:
1. Работа в группах. Формирую разные группы:
-равносильные группы, т.е. в каждой группе есть ученики разного уровня;
-группы разные по уровням. «Сильные», «слабые» «средние»;
-ролевые группы, например: группа «теоретиков», группа «практиков», группа «консультантов» и др.
2. Игровые технологии. Урок-игра всегда интересен для детей. Роли в играх распределяю по индивидуальным способностям учащихся.
3. Проектная работа. «Сильные» ученики работают над проектом под моим присмотром, но более самостоятельно.
Работая над данным принципом, я пришла к выводу, что работа будет осуществляться успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная деятельность. Самостоятельное выполнение заданий позволяет видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, и своевременно оказывать им необходимую помощь. Что же касается сильных школьников, то им можно предложить дополнительные или усложненные задания.
Индивидуальная работа с учащимися осуществляется мной в процессе проверки и оценки знаний:
-более сильным ученикам ставятся вопросы сложнее, а слабоуспевающим добавляю наводящие вопросы;
-проверка знаний чаще для слабоуспевающих учеников, это делается с целью повышения эффективности учебного процесса.
Анализируя свою работу в этом направлении, я выделила для себя наиболее
эффективные методы и технологии работы для реализации принципов личностно ориентированного обучения.
Подводя итог, можно сделать некие выводы:
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей личные особенности каждого учащегося.
Внедрение дифференциации в процесс обучения создаёт способности для развития целенаправленной личности; для повышения активности и усиления мотивации учения; сформировывают прогрессивные педагогические мышления.
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие особенностей ребёнка, воспитание такового человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
2